Система подготовки учащихся 9 классов к ГИА по русскому языку
Submitted by Людмила Николаевна Ляпунова on Wed, 27/03/2013 - 11:39
Система подготовки учащихся 9 классов к ГИА по русскому языку
Экзаменационные материалы для государственной итоговой аттестации за курс основной школы постоянно совершенствуются с учётом требований модернизации российского образования.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые связаны между собой общей тематической направленностью.
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Выпускник должен выполнить информационную обработку текста, отобрать лексические и грамматические средства, с помощью которых связно и кратко можно передать полученную информацию.
Несмотря на то, что сжатое изложение не является для выпускников 9 классов незнакомым видом работы, целесообразно, на наш взгляд, выработать определённую последовательность подготовки к его написанию.
1 этап. Вспомнить некоторые теоретические сведения, необходимые для данного вида деятельности, а именно: что называется сжатым изложением, темой и идеей текста, каковы способы сжатия текста (объединение, обобщение, замена, исключение), что такое микротема, что является в тексте главным и второстепенным.
2 этап.Рассмотреть на примерах, как именно производится сокращение текста с помощью вышеназванных способов.
4 этап. Произвести самостоятельное сжатие прослушанного текста, перед которым необходимо:
· определить тему и основную мысль текста;
· выписать ключевые слова и словосочетания, которые помогают понять основную мысль текста;
· выделить микротемы.
Хотелось бы отметить, что тексты для изложения подбираются учителями разной тематики и стилистики. Это необходимо для повышения речевой компетенции и мастерства учащихся.
Оценивание сжатого изложения производится по экзаменационным критериям.
У каждого учащегося есть памятка «Как писать сжатое изложение», которая включает следующие разделы:
· Способы смыслового сжатия исходного текста
· Основные приемы языкового сжатия исходного текста
· Пример сжатия исходного текста
Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7), задания с кратким ответом (В1- В9).
Для успешного выполнения тестовой части на уроках используются следующие формы и методы работы:
· ежеурочное повторение (орфографические и синтаксические пятиминутки);
· работа с раздаточным сменным материалом по языковым разделам (карточки, тематические тесты);
· проверочные работы (на знание теоретического материала, тесты, словарные диктанты и др.);
· домашние задания (групповые или индивидуальные) по работе с художественными и публицистическими текстами с целью выявления роли художественно-изобразительных средств, синтаксических средств художественной изобразительности.
Третья часть – написание сочинения рассуждения на лингвистическую тему.
Последовательность подготовки к написанию части 3 следующая:
1 этап. Повторение теоретических сведений (в чём состоит суть рассуждения, какова должна быть структура текста данного типа речи, что такое тезис, аргументы и вывод и т.п.).
2 этап. Чтение и анализ текстов-рассуждений известных писателей, публицистов.
3 этап. Коллективная (или групповая) работа над созданием сочинения-рассуждения с дальнейшим его обсуждением, выявлением достоинств и недостатков.
4 этап. Самостоятельное написание сочинения-рассуждения на заданную тему.
При подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему используются следующие приёмы и методы работы:
· опросы и проверочные работы по знанию теоретического материала по разделам лингвистики;
· аналитическая работа с художественными и публицистическими текстами (роль тех или иных знаков препинания, неполных предложений, эмоционально-оценочной лексики в тексте и т.п.);
· на уроках литературы попутно с изучаемым материалом также обращается внимание на подобного рода задания;
· анализ (коллективный или групповой) готовых сочинений на лингвистическую тему, возможна также и взаимопроверка.
У каждого учащегося есть памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему», которая включает следующие разделы:
· Рекомендации по 1 разделу тем. Связь грамматики и лексики в русском языке.
· Рекомендации по 2 разделу тем. Лексика.
· Рекомендации по 3 разделу тем. Синтаксис.
· Рекомендации по 4 разделу тем. Богатство русской речи, точность слова и т.д.
· Рекомендации по 5 разделу тем. Темы, стоящие особняком.
· Художественно-изобразительные средства.
· Синтаксические средства художественной выразительности.
При подготовке к ГИА по русскому языку используются следующие учебные пособия (у каждого ученика):
· ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под редакцией И.П.Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2013
· И.В.Пасичник, Т.В.Соловьева. Русский язык. ГИА-2013: 20 вариантов. Березники. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2013
· Л.И.Журавлева. Русский язык в алгоритмах. Орфография. Пунктуация. – Челябинск: Взгляд, 2012
· А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2012