Интегрированное занятие в 4 классе "О. весна без конца и без края"
Submitted by Татьяна Максимовна Пылина on Tue, 26/03/2013 - 13:22
Интегрированное занятие в 4 классе на тему: «О, весна, без конца и без края». Разработано учителем начальных классов МОБУ СОШ №9 Г. Лабинска Пылиной Татьяной Максимовной.
Цели занятия:
- формирование понятий о роли природы в жизни людей(красота, практическое значение, радость познания природы)
-формирование знаний об огородных и полевых культурах Кубани, труде овощеводов,
-формирование умений составления описательного текста
-формирование умений решать задачи практического значения по нахождению периметра, площади, задач других видов.
- развитие речи, обогащение словарного запаса.
Ход занятия.
1. Организационный момент
2. Презентация. (Слайд 1)Репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели».)
- Ребята, как бы вы назвали эту картину и почему?( дети предлагают свои варианты, объясняя свой выбор : «Начало весны», «Первые птицы» и т.д.).
Открывается название картины. Дети объясняют, почему автор так назвал свою картину.
-А теперь сядьте удобнее и слушайте… ( Звучит музыка Чайковского «Март».)
-Как вы думаете, что увидел, услышал, что почувствовал композитор мартовским днём?.( Дети рассказывают, что они представили, слушая музыку: журчит ручей, расцвёл подснежник, тает снег, пробуждается лес, поют птицы)
–Вот так художники , композиторы рассказали нам о самом начале весны, а мы помним, как в нашем городе началась весна. Но вот наступил апрель . И … «весна без конца и без края» Слайд 2 (тема урока).Что представляете, когда слышите эти слова? (Высказывания детей)
-А теперь - «Весенний перезвон»!.. Прочитайте свои самые любимые отрывки из стихов о весне, те, которые затронули душу. (Дети читают наизусть отрывки из стихов Фета, Тютчева, Майкова и др.) Чтение сопровождается слайдовым показом репродукций о весне.
- О каких приметах весны рассказывают поэты?(Высказывание детей)
Представление выставки рисунков и поделок
- А вот как увидели весну в Лабинске наши художники.( Рассматривание рисунков детей) Этот цветущий сад сделан вашими руками, чтобы украсить класс, но не ломать ветки в саду.
Мини – сочинения по впечатлениям от произведений художников, поэтов, собственных наблюдений
- А теперь, ребята, закройте глаза и представьте себе, что особенно запало в душу из увиденного и услышанного сегодня, что вы наблюдали в нашем городе, какие приметы весны особенно восхитили вас. Продолжите мысль: « Весна – это…»
Дети записывают и затем несколько человек по желанию читают свои мини-сочинения. Например: Весна – это цветущие сады, запах сирени.
Весна – это берёзки - невесты, жёлтые глаза одуванчиков на полянках.
Подведение итога:
- Можно ли сказать: «Весна – это пробуждение природы, зарождение жизни»?
- Почему? (Высказывание детей)
Физминутка. Мы – одуванчики.
Утро. Одуванчики открыли глазки к солнцу.( Дети подняли вверх руки с раскрытыми ладошками)
Подул ветер (Дети раскачивают поднятыми руками)
Вечер ( Дети сели на корточки и закрыли головы руками)
Таинственный ящик.
- В этом ящике прячется весна. Угадайте, что здесь лежит? ( Предположения детей)
- Мы говорили, что весна - зарождение жизни. Первая подсказка: в таинственном ящике символ зарождения жизни. ( Предположения детей)
Вторая подсказка: здесь то, с чего начинается растение.( В ящике проросшее семя фасоли)
- Почему это проросшее зёрнышко – символ жизни не только растения, но и человека?
(Высказывание детей)
Беседа о культурах, выращиваемых на полях Кубани и о труде кубанцев весной.
- Люди с радостью встречают весну ещё и потому, что ожидают новый урожай. На кубанских полях кипит работа. Какие культуры выращивают в Лабинском районе? (Ученики перечисляют полевые культуры))
-И на личных огородах кубанцев сейчас горячая пора. Что сажают сейчас ваши родители? (Ученики перечисляют огородные культуры))
- Ребята, мне нужна ваша помощь. Я собираюсь посадить картофель. Что нужно знать, чтобы вырастить хороший урожай? ( Предположения детей: нужно знать размеры участка, нужны хорошие семена, посадка, прополка, защита от жуков и т. д.)
Решение задач
Задача1
Говорят, чтобы посадки защитить от колорадского жука, нужно посадить вокруг участка цветы бархатки. Мой участок прямоугольной формы длиной 15м, шириной 10м. Какой длины должна быть дорожка из цветов вокруг участка?
Дети находят периметр участка: (10 +15)∙2 = 50(м)
Задача 2
- Как мне узнать сколько нужно штук картофелин, чтобы засадить весь мой участок?( Дети говорят, что нужно знать сколько штук сажают на 1 м2 )
На 1м2 можно посадить 8 штук картофелин.
Решение задачи:
1) 15 ∙10 =150 (м2) –площадь участка
2) 8 ∙ 150 = 1200 (шт)- потребуется картофелин, чтобы засадить участок
Сколько надо купить вёдер семян? В одно ведро помещается около 300 штук картофелин.
1200 : 300 = 4 (ведра)
Ребята, что ещё может посчитать хозяин при посадке картофеля? (Дети могут предложить подсчитать какой урожай можно получить, на сколько месяцев хватит или сколько денег надо затратить при покупке семян) Далее урок строится в зависимости от интересов детей.
Итог занятия:
- Вспомните, с чего начинали урок, чем восхищались? (Восхищались весной, буйством зелени и цветов на весенней кубанской земле)
- Но чтобы жить, человеку надо трудиться, поэтому люди обрабатывают землю, сажают растения, ухаживают за ними.
А мы с вами, что можем сделать для нашего края, чтобы Кубань была богатой и процветающей?