Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Современный этап эволюции человека»

Submitted by Александра Анатольевна Виндимут on Tue, 26/03/2013 - 08:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Виндимут Александра Анатольевна
Место работы, должность: 
МКОУ Большеникольская СОШ учитель биологии, химии
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

 

изучить особенности современного этапа эволюции человека, появления рас и несостоятельность теории расизма.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  1. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Общая биология, М, Дрофа 2009г
  2. Н.Н Воронцов, Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира.- М.: Просвещение,1991.
  3. Н.П. Дубинин и др. Общая биология: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1980.
  4. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. М.: Дрофа, 2005
  5. В.М. Харитонов, В.А. Бацевич Теория антропогенеза: два взгляда на проблему. // Биология в школе.- 1997.№ № 2-3.- С. 5-10, С.17-21
  6. А.В. Яблоков. Биология и современность.- М.:  Просвещение, 1990.
Используемое оборудование: 

 

Компьютер, проектор, экран, плакаты, рисунки, таблицы, иллюстрирующие происхождение человека и рас, сигнальные карточки разных цветов.

Используемые ЦОР: 

презентация 

Краткое описание: 
Интегрированный урок с использованием информационных технологий

 

Муниципальный конкурс  «Школа года»

 

 

 

 

Разработка урока

по биологии (11кл)

по теме «Современный этап эволюции человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Виндимут Александра

 Анатольевна,

учитель химии и биологии,

 Iквалификационной категории,

 МКОУ Большеникольской СОШ

-Образовательная областьестествознание

-Класс11

             -Тип урокаИнтегрированный урок  с использованием информационных          технологий

          -Тема «Современный этап эволюции человека»

-Цель:изучить особенности современного этапа эволюции человека, появления рас и несостоятельность теории расизма.

Задачи урока:

Обучающая:учащиеся должны овладеть новыми знаниями; научиться определять характерные особенности человеческих рас, изучить условия формирования расовых признаков и познакомиться с основными положениями теории расизма.

Развивающая:Формировать и развивать навыки работы с разными источниками информации, закреплять умение обобщать,  анализировать и делать выводы на основе полученных данных.

       Воспитательная:Формировать толерантное отношение к окружающим людям,               учить взаимопомощи и взаимоконтролю, создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в группах

Методы обучения:

  1. частично поисковый (выполнение самостоятельного исследования);
  2. словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
  3. наглядно-образцовый (таблицы, отрывки из поэзии).

Формы организации познавательной деятельности:индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование.Компьютер, проектор, экран, плакаты, рисунки, таблицы, иллюстрирующие происхождение человека и рас, сигнальные карточки разных цветов.

Используемые ЦОР:презентация

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.Пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения.
  2. Активизация познавательной деятельности.

Костер, похрустывая ветками, 
Мне память тайную встревожил, –
Он был зажжен в пещерах предками 
У горно-каменных подножий. 
Как трудно было им, «единственным», 
На человеческом рассвете, 
На неуютной и таинственной 
Не обустроенной планете. 
Быть может, там был каждый гением 
(Бездарность выжила б едва ли), 
С таким бессмертным удивлением 
Они нам землю открывали. 
На них презрительными мордами, 
Как на случайное уродство, 
Посматривали звери, гордые 
Своим косматым первородством. 
Мы стали опытными, взрослыми, 
А предки шли призывниками, 
Как смертники, в разведку посланные 
Предшествующими веками. 
Еще не поклонялись идолам,
Еще анналов не писали... 
А Прометей был после выдуман –
Огонь они добыли сами.

О каких особенностях эволюционного становления человека говорится в этом стихотворении? 
(Беседа с учащимися о выделении человека из животного мира, эволюции предков человека, роли биологических и социальных факторов в становлении человека современного типа).

III. Изучение нового материала

1. Морфологические признаки рас

Организуется самостоятельная работа учащихся в группах

Рассмотрите портреты людей, принадлежащих к разным расам, выявите морфологические признаки каждой расы, поработайте с материалом в учебнике (письменно в тетради). (Слайд 4)

Обсуждение, дополнение, уточнение.

И так что же такое расы?Зачитывание понятия расы, расоведение (слайд 5)

Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:все ли группы человечества можно разделить по трем основным стволам? Какой вывод можно сделать на основе этих данных? (слайд 6)

«Американских индейцев по традиции относят к монголоидной расе. Однако складка верхнего века (эпикантус) у взрослых индейцев встречается редко, а лицо с орлиным выступающим носом профилировано как у европеоидов. Тоже можно сказать об обитателях Австралии и близлежащих островов. Они темнокожи, но волосы у типичных австралийских аборигенов не курчавые, а волнистые, борода и усы растут обильно, а по строению зубов, составу крови, пальцевым узорам они оказываются ближе к монголойдам.»

Вывод:В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки; не все группы, народности можно разделить по трем основным расам; большие расы тоже не однородны по своим морфологическим признакам и делятся на малые расы.

2.Доказательство принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду.

Некоторые ученые антропологи утверждают, что расы это разные виды из рода Человек. Согласны ли вы с этим?

Задание. Проанализируйте следующие данные:

В клетках любой расы содержится по 46 хромосом; от брака людей белой расы с людьми желтой или черной расы рождается плодовитое потомство; кровь человека одной расы можно переливать человеку любой расы (если соответствует группа крови).

Объясните: а) к каким критериям вида относятся перечисленные выше признаки людей; б) какие выводы вытекают из этих фактов. (Слайд 7)

Работа с понятийным аппаратом, запись в тетраде. (слайд 8)

Как называются потомки от смешанных браков между европеоидным и негроидным населением? Мулаты.

Обратите внимание на редко встречаемое понятие метисация. Какое слово оно вам напоминает?

Так кого же называют метисами? (Потомки от смешанных браков между разными расами.)

Почему именно метисов считают наиболее здоровыми и красивыми особями?

Вспомните из истории и обществознания определение нации.

Нация – совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований и политических интересов.

(Национальное сознание является сравнительно поздним продуктом исторического процесса.)

Каким государством исходя из полученных данных является наша страна?

Сформируйте доказательство принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду.

Вывод:Все расы одинаковы по генетическим, биохимическим, физиологическим признакам; они имеют возможность скрещиваться, от смешанных браков рождается плодовитое потомство; это указывает на то, что все расы биологически равноценны и относятся к одному виду -Homo sapies.

3. Происхождение рас.

Среди ученых не существует единого мнения о времени формирования современных рас. Известно, что уже среди неоантропов существовало большое разнообразие физических типов. Около 40тыс. лет назад началось стремительное расселение неоантропов по земному шару. Видимо в результате этих миграций отдельные популяции людей оказывались в разных природно-климатических условиях. Географическая изоляция способствовала закреплению в популяциях тех признаков, которые имели приспособительное значение и позволяли популяции максимально адаптироваться к местным условиям.

Задание. Используя соответствующий материал учебника, учащиеся самостоятельно (в группах) выявляют приспособительный характер морфологических признаков разных рас.

Обсуждение, дополнение, уточнение.

Учитель предлагает  подумать о значении этих признаков в настоящее время, рассмотреть современные области расселения рас и сравнить их с местами первоначального возникновения; подумать о перспективах эволюции рас на планете (работа с атласом).

По итогам коллективной работы формулируется

Вывод: Основные факторы расогенеза - наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция.

4. Ложная теория расизма

На сегодняшний день существует реакционная теория о разделении человечества на “высшие” и “низшие” расы и она называется – расизм.

Эту теорию поддерживают некоторые ученые, приводя определенные доводы.

Вы ведь не будете отрицать, что в наше время еще существуют полудикие племена именно людей с темной кожей, не подтверждает ли этот факт правильность теории расизма? Чем можно объяснить различный уровень развития науки и техники у народов различных рас?

Вспомните, где и когда в истории наиболее ярко проявлялся расизм или национализм?

Какую цель он преследовал? (Оправдание господства одной расы над другой, национальных и колониальных воин.)

А в нашей стране в настоящее время присутствует такое понятие как расизм или национализм? В чем он проявлялся или проявляется?

В процессе беседы учитель подводит учеников к выводу, что неприятие расизма должно заключаться не только в том, чтобы отрицать его корни, а чтобы обуздать ошибки в собственных программах поведения, поддерживать в себе благожелательный интерес к непохожим людям.

Выводы по уроку:Все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства от браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей, различия состоят в морфологических признаках, что позволяет внутри вида выделять большие расы. Для современного этапа эволюции человека (последние 30–40 тыс. лет) характерно снижение роли биологических факторов и усиление роли социальных факторы, что создают возможности для раскрытия индивидуальных возможностей каждой личности.

IV. Закрепление изученного материала

Учащиеся отвечают на вопросы тестового задания поднятием зеленой (да) или красной (нет) карточек

Тестовое задание.

  • Группы людей с общими биологическими, но с различными морфологическими признаками называются расами. Да.
  • Основной причиной формирования рас стали географическая изоляция. Да.
  • Человеческие расы относятся к разным биологическим видам. Нет.
  • Одним из доказательств, принадлежности человеческих рас к одному виду является рождение детей от родителей разных рас. Да.
  • Расизм – это наука о расах, их возникновении и развитии. Нет.

V. Заключение

Известные исследователи А. Жакар и Р. Уорд писали: «…сила нашего вида не столько в благоприятных аллелях, одаренных индивидуумах или специфических достижениях общественных систем,  а в разнообразии людей и их генов. …Необходимо убедить  каждого человека и каждую группу, что другой человек богат в той степени, в какой он отличается от них…» (Слайд 9)

Домашнее задание   п 4.20

Литература

  1. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Общая биология, М, Дрофа 2009г
  2. Н.Н Воронцов, Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира.- М.: Просвещение,1991.
  3. Н.П. Дубинин и др. Общая биология: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1980.
  4. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. М.: Дрофа, 2005
  5. В.М. Харитонов, В.А. Бацевич Теория антропогенеза: два взгляда на проблему. // Биология в школе.- 1997.№ № 2-3.- С. 5-10, С.17-21
  6. А.В. Яблоков. Биология и современность.- М.:  Просвещение, 1990.
  7.  Интернет- ресурсы

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Современный этап эволюции человека.pptx 2.21 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн