Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Признаки химических реакций

Submitted by Надежда Владимировна Перфилова on Sat, 23/03/2013 - 20:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Перфилова Надежда Владимировна
Место работы, должность: 
МАОУ СОШ №15, г. Альметьевск, РТ учитель химии
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

показать на опытах разнообразное внешнее проявление химических реакций, научить отличать по внешним признакам химические явления от физических

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

О.С.Габриелян, Г.А.Шипарева, Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс», М., Дрофа, 2007

Используемая методическая литература: 

 

1). О.С.Габриелян, А.В.Яшукова «Химия. Методическое пособие. 8 – 9 класс, М., Дрофа, 2008.

2). Лилия Кузнецова. Новая технология обучения химии, 8 класс, М., Мнемозина. 2006.

3). Лилия Кузнецова, Химия, 8 класс, М., Мнемозина, 2011.

4). О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, Химия в тестах, задачах, упражнениях, 8 – 9 класс, М.. Дрофа, 2006.

Используемое оборудование: 

набор реактивов для лабораторной работы: хлорид кальция,  карбонат натрия, соляная кислота, роданид калия и хлорид железа (III); проектор, компьютер, презентация к уроку; для демонстрационного опыта магний, ложечка для сжигания веществ, спиртовка и чашка с водой

Краткое описание: 
Ход урока. 1. Актуализация знаний учащихся. 2. Тема и цель урока. 3. Новая тема. - Лабораторная работа по теме: «Признаки химических реакций». - Инструктаж по технике безопасности: (слайд № 5) - Общий вывод: признаками химических реакций являются выпадение осадка, растворение осадка, изменение цвета, выделение газа, выделение или поглощение энергии. 4. Рефлексия. 5. Проверь свои знания. 6. Итоги урока. 7. Дополнительно: свечение Солнца, свечение Луны, пригорание пищи на перегретой сковороде, гниение листьев, смешивание горячий и холодной воды, растворение перманганата калия в воде, кристаллизация соли из раствора, горение спирта.

 

Тема урока: Признаки химических реакций.

 

Цели урока: показать на опытах разнообразное внешнее проявление химических реакций, научить отличать по внешним признакам химические явления от физических.

 

Задачи урока:

 

  • Образовательные: изучить признаки химических реакций, а также умение отличать физические процессы от химических; интегрировать знания по предметам естественного цикла  на основе учебной дисциплины «Химия».
  • Развивающие: формировать предметные знания, умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;  учить умению выделять главное, анализировать и сравнивать.
  • Воспитательные:  создавать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;  воспитание безопасного обращения с веществами в соответствии с правилами техники безопасности.

 

Оборудование: набор реактивов для лабораторной работы: хлорид кальция,  карбонат натрия, соляная кислота, роданид калия и хлорид железа (III); проектор, компьютер, презентация к уроку; для демонстрационного опыта магний, ложечка для сжигания веществ, спиртовка и чашка с водой.

 

Тип урока: комбинированный урок - презентация получения новых знаний с применением компьютерных технологий;  урок – практикум.

 

Методы проведения урока: беседа, проведение исследовательских заданий и использование компьютерных технологий.

 

Требование к уровню подготовки ученика  (согласно основным целям пропедевтического курса химии).

 

Ученик должен уметь:

 

  • Проводить простейшие операции по обращению с лабораторным оборудованием и химическими веществами;
  • Фиксация результатов наблюдения, сравнение,  обобщение и их анализ;
  • Обозначать химические элементы химическими знаками, произносить их; уметь писать химические формулы простых и сложных веществ и определять качественный и количественный состав вещества;
  • Распознавание веществ с помощью качественных реакций (углекислый газ, кислород);
  • Условия протекания и прекращения химических реакций (соприкосновение, нагревание, катализатор, ингибитор);
  • Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение энергии.

Ход урока.

 

1. Актуализация знаний учащихся.

 

1. Отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Вчера и сегодня».


Лампа плакала в углу,

За дровами на полу:

- Я голодная,

Я холодная!

Высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Почему –

Я не пойму –

Не нужна я никому?

Познакомилась в столовой

Я сегодня с лампой новой,

Говорили, будто в ней

Пятьдесят горит свечей.

Ну и лампа! На смех курам!

Пузырёк под абажуром.

В середине пузырька –

Три – четыре волоска…

Стеариновая свечка

Робко вставила словечко:

- Вы сказали, будто в ней

Пятьдесят горит свечей?

Обманули вас бесстыдно:

 Ни одной свечи не видно!


 

2. К какому явлению – физическому или химическому – относится горение старой и новой ламп? Почему вы так решили?

2. Тема  и цель урока.

 

1. В природе происходят явления двоякого рода – физические и химические: горение газа, кипение воды, высыхание лужи, ржавление гвоздя, гниение листьев и т.д.  Эти и другие явления нужно уметь отличать   друг от друга. Бывает, что один и тот же признак проявляется как при физических, так и при химических явлениях, которые принято называть химическими реакциях.

При физических явлениях  вещество изменило агрегатное состояние, но вещество осталось самим собой. Когда вещество превратилось в другое, то это химическая реакция. Возникновение новых веществ сопровождается различными изменениями или внешними признаками.

 

Тема урока: Признаки химических реакций (слайд № 3).

 

Цель урока: изучить на практике признаки химических реакций (слайд № 4).

 

3. Новая тема.

1. К какому явлению – физическому или химическому – относится горение старой и новой ламп? Почему вы так решили?

- При прохождения электрического тока через вольфрамовую нить электрической лампочки выделяется большое количество теплоты,  нить раскаляется и светится. Но её вещество – вольфрам – остаётся тем же. Это физическое явление. Процесс горения старой лампы связан с образованием новых веществ – паров воды, углекислого газа и выделением также света и тепла. Это – химический процесс.

 

2. Лабораторная работа по теме: «Признаки химических реакций».

Проведём опыты, отметим признаки химических реакций, чтобы в дальнейшем распознавать химические реакции среди множества других.

 

3. Инструктаж по технике безопасности: (слайд № 5)

1). Не приступайте к работе без разрешения учителя.

2). Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.

3). Наливать реактивы в пробирку не более 1 – 2 мл.

4). Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами.

5). ( какие правила техники безопасности вы ещё знаете?).

 

4. Эти образования на озере Моно (США) называют туфовые башни. Они образовались в результате реакций между карбонатами озёрной воды и кальцием из подземных источников. Продукт реакции – известняк СаСО3.  (слайд № 6).

Повторим реакцию образования карбоната кальция в лаборатории.

Опыт №1. Взаимодействие карбоната натрия Na2CO3 и  хлорида кальция CaCl2. Каковы ваши наблюдения? Что является признаком данной реакции? (слайд № 7).

Проверь себя (слайд № 8). Na2CO3+CaCl2 → СаСО3+ 2NaCl

Признаком  химической реакции является образование осадка CaCO3

 

5. Можно ли считать обратный процесс: растворение осадка, признаком химической реакции? Взаимодействие минералов, как известняк, с водой и углекислым газом приводит к их растворению. На месте растворившихся пород и минералов образуются пустоты в виде пещер. В лаборатории тоже можно смоделировать  данный химический процесс, только вместо угольной кислоты применим соляную кислоту, т.к. с угольной кислотой процесс длится тысячелетия  (слайд № 9).

 

-Опыт №2. Взаимодействие карбоната кальция CaCO3 и соляной кислоты HCl. Каковы ваши наблюдения? Что является признаком  реакции?   (слайд № 10).

Проверь себя (слайд № 11).СаCO3 + 2HCl → СаCl2+ CO2 + Н2О

Растворение осадка и выделение  углекислый газ CO2 – признаки данной реакции.

 

6. Изменение окраски – тоже признак химической реакции. Летом листья на деревьях зелёные, а осенью жёлтые и красные (слайд № 12).

- Опыт №3. Взаимодействие хлорида железа (3) FeCl3 и роданида калия KNСS. Каковы ваши наблюдения?  Что является признаком данной реакции?

Проверь себя (слайд № 13). FeCl3 + 3KNCS→Fe(NCS)3+3KCl

Признаком реакции является  изменение цвета. Роданид железа  (III) Fe(NCS)3 имеет  тёмно-красную окраску  (слайд № 14).

 

7. Какие признаки химических реакций можно наблюдать при проведении опыта «Горение магния в парах  воды»? (слайд № 15).

Д/О «Горение магния в парах воды». (Магний – лёгкий, серебристо – белый металл с металлическим блеском. Нагрею его в ложечке для сжигания веществ до точки воспламенения и коснусь дном ложечки слоя воды. Вода закипает, образуется пар, магний горит ослепительным светом с образованием вещества белого цвета – оксида магния – MgO). Тем. кип. (Mg) = 6500С.

Проверь себя (слайд №  16). 2Mg + O2→2MgO

Образование вещества белого цвета оксида магния – MgO, выделение света и тепла – признаки  реакции.

 

8. На нашей планете ежегодно происходят извержения вулканов. Огромное количество энергии в виде тепла и света выделяется при этом. Это тоже признаки химических реакций (слайд № 17).

Эксперимент – задача («вулкан») (слайд № 18). Какие признаки химических реакций вы наблюдаете  при разложении дихромата аммония (NH4)2Cr2O7?

Проверь себя (слайд № 19). (NH4)2Cr2O7→N2+ Cr2O3+4H2O;

Выделение газа и теплоты, образование вещества зелёного цвета – оксида хрома (III) Cr2O3.

Итак, мы исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём происхождение многих явлений природы: образование и растворение осадков, изменение окраски листьев, выделение огромного количества энергии в виде тепла и света при извержении вулканов.

Общий вывод: признаками химических реакций являются выпадение осадка, растворение осадка, изменение цвета, выделение газа, выделение или поглощение энергии.

А теперь, как бы ответили на вопросы?

 

 4. Рефлексия: (слайд № 20).

1. Теперь я знаю, что  …

2. Теперь я знаю, как  …

3. Теперь я умею…

Проверь себя (слайд № 21).

1). Теперь я знаю, что признаками химических реакций являются выпадение осадка, растворение осадка, изменение цвета, выделение газа, выделение или поглощение энергии.

2). Теперь я знаю, как  отличить физические явления от химических явлений. При химических явлениях образуются новые вещества.

3). Теперь я умею проводить исследовательский эксперимент для изучения признаков химических реакций.

6. Проверь свои знания (слайд № 22).

1. Установите соответствие.

Явления: 1). Растворение соли в воде; 2). Образование накипи в чайнике; 3). Плавление свинца; 4). Загнивание белка; 5). Почернение серебряной ложки.

Название явления:

а). Физическое явление; б) Химическое явление.

 (1а; 2б; 3а; 4б; 5б).

 

2. Укажите признаки следующих химических реакций (слайд № 23).

Название химической реакции.

Признак химической реакции.

1. Прокисание молока.

 

2. Горение свечи

 

3. Разложение сахара.

 

4. Образование накипи в чайнике.

 

5. Продувание углекислого газа через известковую воду.

 

 

(слайд № 24).

3. О каком явлении говорится в пословицах:

1). «Вода камень точит»;

2). «От одного порченого яблока целый воз загнивает»?

а) Физическое явление; б) Химическое явление.

(1а; 2б).

7. На дом § 19, упр. №1 – 7 на стр. 106. Приведите пословицы, где речь идёт о явлениях.

Приготовить результаты по домашнему эксперименту о коррозии железа.

8. Итоги урока.

9. Дополнительно: свечение Солнца, свечение Луны, пригорание пищи на перегретой сковороде, гниение листьев, смешивание горячий и холодной воды, растворение перманганата калия в воде, кристаллизация соли из раствора, горение спирта

Прикрепленный файл Size
Признаки химических реакций.ppt 2.67 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн