Submitted by Надежда Владимировна Перфилова on Sat, 23/03/2013 - 20:00
Тема урока: Признаки химических реакций.
Цели урока: показать на опытах разнообразное внешнее проявление химических реакций, научить отличать по внешним признакам химические явления от физических.
Задачи урока:
Образовательные: изучить признаки химических реакций, а также умение отличать физические процессы от химических; интегрировать знания по предметам естественного цикла на основе учебной дисциплины «Химия».
Развивающие: формировать предметные знания, умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; учить умению выделять главное, анализировать и сравнивать.
Воспитательные: создавать познавательную мотивацию к изучению нового предмета; воспитание безопасного обращения с веществами в соответствии с правилами техники безопасности.
Оборудование: набор реактивов для лабораторной работы: хлорид кальция, карбонат натрия, соляная кислота, роданид калия и хлорид железа (III); проектор, компьютер, презентация к уроку; для демонстрационного опыта магний, ложечка для сжигания веществ, спиртовка и чашка с водой.
Тип урока: комбинированный урок - презентация получения новых знаний с применением компьютерных технологий; урок – практикум.
Методы проведения урока: беседа, проведение исследовательских заданий и использование компьютерных технологий.
Требование к уровню подготовки ученика (согласно основным целям пропедевтического курса химии).
Ученик должен уметь:
Проводить простейшие операции по обращению с лабораторным оборудованием и химическими веществами;
Фиксация результатов наблюдения, сравнение, обобщение и их анализ;
Обозначать химические элементы химическими знаками, произносить их; уметь писать химические формулы простых и сложных веществ и определять качественный и количественный состав вещества;
Распознавание веществ с помощью качественных реакций (углекислый газ, кислород);
Условия протекания и прекращения химических реакций (соприкосновение, нагревание, катализатор, ингибитор);
Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение энергии.
Ход урока.
1. Актуализация знаний учащихся.
1. Отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Вчера и сегодня».
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему –
Я не пойму –
Не нужна я никому?
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой,
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырёк под абажуром.
В середине пузырька –
Три – четыре волоска…
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
- Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!
2. К какому явлению – физическому или химическому – относится горение старой и новой ламп? Почему вы так решили?
2. Тема и цель урока.
1. В природе происходят явления двоякого рода – физические и химические: горение газа, кипение воды, высыхание лужи, ржавление гвоздя, гниение листьев и т.д. Эти и другие явления нужно уметь отличать друг от друга. Бывает, что один и тот же признак проявляется как при физических, так и при химических явлениях, которые принято называть химическими реакциях.
При физических явлениях вещество изменило агрегатное состояние, но вещество осталось самим собой. Когда вещество превратилось в другое, то это химическая реакция. Возникновение новых веществ сопровождается различными изменениями или внешними признаками.
Тема урока: Признаки химических реакций (слайд № 3).
Цель урока: изучить на практике признаки химических реакций (слайд № 4).
3. Новая тема.
1. К какому явлению – физическому или химическому – относится горение старой и новой ламп? Почему вы так решили?
- При прохождения электрического тока через вольфрамовую нить электрической лампочки выделяется большое количество теплоты, нить раскаляется и светится. Но её вещество – вольфрам – остаётся тем же. Это физическое явление. Процесс горения старой лампы связан с образованием новых веществ – паров воды, углекислого газа и выделением также света и тепла. Это – химический процесс.
2. Лабораторная работа по теме: «Признаки химических реакций».
Проведём опыты, отметим признаки химических реакций, чтобы в дальнейшем распознавать химические реакции среди множества других.
3. Инструктаж по технике безопасности: (слайд № 5)
1). Не приступайте к работе без разрешения учителя.
2). Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.
3). Наливать реактивы в пробирку не более 1 – 2 мл.
4). Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами.
5). ( какие правила техники безопасности вы ещё знаете?).
4. Эти образования на озере Моно (США) называют туфовые башни. Они образовались в результате реакций между карбонатами озёрной воды и кальцием из подземных источников. Продукт реакции – известняк СаСО3. (слайд № 6).
Повторим реакцию образования карбоната кальция в лаборатории.
Опыт №1. Взаимодействие карбоната натрия Na2CO3 и хлорида кальция CaCl2. Каковы ваши наблюдения? Что является признаком данной реакции? (слайд № 7).
Проверь себя (слайд № 8). Na2CO3+CaCl2 → СаСО3+ 2NaCl
Признаком химической реакции является образование осадка CaCO3.
5. Можно ли считать обратный процесс: растворение осадка, признаком химической реакции? Взаимодействие минералов, как известняк, с водой и углекислым газом приводит к их растворению. На месте растворившихся пород и минералов образуются пустоты в виде пещер. В лаборатории тоже можно смоделировать данный химический процесс, только вместо угольной кислоты применим соляную кислоту, т.к. с угольной кислотой процесс длится тысячелетия (слайд № 9).
-Опыт №2. Взаимодействие карбоната кальция CaCO3 и соляной кислоты HCl. Каковы ваши наблюдения? Что является признаком реакции? (слайд № 10).
Проверь себя (слайд № 11).СаCO3 + 2HCl → СаCl2+ CO2 + Н2О
Растворение осадка и выделение углекислый газ CO2 – признаки данной реакции.
6. Изменение окраски – тоже признак химической реакции. Летом листья на деревьях зелёные, а осенью жёлтые и красные (слайд № 12).
- Опыт №3. Взаимодействие хлорида железа (3) FeCl3 и роданида калия KNСS. Каковы ваши наблюдения? Что является признаком данной реакции?
Проверь себя (слайд № 13). FeCl3 + 3KNCS→Fe(NCS)3+3KCl
Признаком реакции является изменение цвета. Роданид железа (III) Fe(NCS)3 имеет тёмно-красную окраску (слайд № 14).
7. Какие признаки химических реакций можно наблюдать при проведении опыта «Горение магния в парах воды»? (слайд № 15).
Д/О «Горение магния в парах воды». (Магний – лёгкий, серебристо – белый металл с металлическим блеском. Нагрею его в ложечке для сжигания веществ до точки воспламенения и коснусь дном ложечки слоя воды. Вода закипает, образуется пар, магний горит ослепительным светом с образованием вещества белого цвета – оксида магния – MgO). Тем. кип. (Mg) = 6500С.
Проверь себя (слайд № 16). 2Mg + O2→2MgO
Образование вещества белого цвета оксида магния – MgO, выделение света и тепла – признаки реакции.
8. На нашей планете ежегодно происходят извержения вулканов. Огромное количество энергии в виде тепла и света выделяется при этом. Это тоже признаки химических реакций (слайд № 17).
Эксперимент – задача («вулкан») (слайд № 18). Какие признаки химических реакций вы наблюдаете при разложении дихромата аммония (NH4)2Cr2O7?
Проверь себя (слайд № 19). (NH4)2Cr2O7→N2+ Cr2O3+4H2O;
Выделение газа и теплоты, образование вещества зелёного цвета – оксида хрома (III) Cr2O3.
Итак, мы исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём происхождение многих явлений природы: образование и растворение осадков, изменение окраски листьев, выделение огромного количества энергии в виде тепла и света при извержении вулканов.
Общий вывод: признаками химических реакций являются выпадение осадка, растворение осадка, изменение цвета, выделение газа, выделение или поглощение энергии.
А теперь, как бы ответили на вопросы?
4. Рефлексия: (слайд № 20).
1. Теперь я знаю, что …
2. Теперь я знаю, как …
3. Теперь я умею…
Проверь себя (слайд № 21).
1). Теперь я знаю, что признаками химических реакций являются выпадение осадка, растворение осадка, изменение цвета, выделение газа, выделение или поглощение энергии.
2). Теперь я знаю, как отличить физические явления от химических явлений. При химических явлениях образуются новые вещества.
3). Теперь я умею проводить исследовательский эксперимент для изучения признаков химических реакций.
6. Проверь свои знания (слайд № 22).
1. Установите соответствие.
Явления: 1). Растворение соли в воде; 2). Образование накипи в чайнике; 3). Плавление свинца; 4). Загнивание белка; 5). Почернение серебряной ложки.
Название явления:
а). Физическое явление; б) Химическое явление.
(1а; 2б; 3а; 4б; 5б).
2. Укажите признаки следующих химических реакций (слайд № 23).
Название химической реакции.
Признак химической реакции.
1. Прокисание молока.
2. Горение свечи
3. Разложение сахара.
4. Образование накипи в чайнике.
5. Продувание углекислого газа через известковую воду.
(слайд № 24).
3. О каком явлении говорится в пословицах:
1). «Вода камень точит»;
2). «От одного порченого яблока целый воз загнивает»?
а) Физическое явление; б) Химическое явление.
(1а; 2б).
7. На дом § 19, упр. №1 – 7 на стр. 106. Приведите пословицы, где речь идёт о явлениях.
Приготовить результаты по домашнему эксперименту о коррозии железа.
8. Итоги урока.
9. Дополнительно: свечение Солнца, свечение Луны, пригорание пищи на перегретой сковороде, гниение листьев, смешивание горячий и холодной воды, растворение перманганата калия в воде, кристаллизация соли из раствора, горение спирта