Submitted by Надежда Евгеньевна Шикунова (Малькова) on Wed, 20/03/2013 - 14:20
Методическая разработка урока в 5 классе «Движения Земли» по УМК «Полярная звезда»
ГБОУ СОШ №1929
Целевая установка урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли.
Обучающие:
· создать условия для формирования представлений об орбитальном и суточном движениях Земли;
· формировать умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси, объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения, составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»;
· формировать практическое умение наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий.
Развивающие:
· создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
· продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
· продолжить работу над развитием устной монологической речи;
· развивать умения организовывать свою деятельность;
· развивать умения работать в группе, взаимодействовать с людьми.
Воспитательные:
· способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);
· способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.
Ключевые слова по теме урока (термины, понятия, персоналии, номенклатура): осевое и орбитальное движение Земли, экватор, тропики, Северный полюс, Южный полюс, високосный год.
Планируемые результаты:
Предметные:
· формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;
· овладение элементарными практическими умениями использования теллурия;
· овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
· формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), умение создавать модели для понимания закономерностей
Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.
Коммуникативные УУД:планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные УУД:
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;
· формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
· освоение социальных норм и правил поведения в группах;
· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:учебник, ПК, проектор, глобус, теллурий, схемы «Следствия вращения Земли вокруг Солнца», «Следствия вращения Земли вокруг своей оси».
Структура и ход урока.
№
Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организационно - мотивационный этап урока
1.1
Организационный момент
Проверка присутствующих по электронному журналу (1)
Участвуют в проверке
1.2
Определение
темы и задач урока
Организует деятельность по изучению названий разделов параграфа и
формулировку на их основе задачи
(применяя деятельностную форму, используя глаголы).
С помощью учителя
формулируют задачи
урока на основе
содержания параграфа
1.3
Создание
мотивационной
установки
Демонстрация видеороликов осевого и орбитального движений (2), организует беседу:
· Приведите доказательства движения Земли.
· Какие виды движения Земли вы знаете?
Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.
2
Процессуально - содержательный этап урока
2.1
Проверка домашнего задания
Организует работу с электронным тестом «Вселенная» (3)
Демонстрируют знания по пройденному материалу
2.2
Актуализация
знаний.
Создание проблемной ситуации: какие бы явления на Земли исчезли, если бы Земля остановилась
Участвуют в обсуждении
2.3
Формирование новых знаний. Формирование представления о суточном вращении Земли.
Демонстрация ресурса, изложение материала (4)
Наблюдают за движением модели, анализирует полученную информацию
2.4
Формирование новых знаний. Формирование представления об орбитальном вращении Земли.
Организует работу с теллурием, демонстрация ресурса (5) и схемы «Орбитальное движение Земли», изложение материала, обращает внимание на дни солнцестояния и равноденствия. Организует беседу по рис.13 и заполнение таблицы 1 (текст рубрики «Шаг за шагом»).
Следят за движением модели, определяют продолжительность года и високосного года, вспоминают понятия «экватор», «тропики», «полюса», показывают их на карте полушарий.
Участвуют в беседе по рис.13, совместно с учителем заполняют таблицу 1.
2.5
Физминутка (здоровьесберегающий компонент)
Организует релакспаузу «Космос» (6)
Смотрят видеофрагмент
2.6
Формирование умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси
Предлагает задание на вычисление продолжительности суток пи скорости вращения 10, 15,30 градусов в час.
Организует обсуждение таблицы, отражающей продолжительность суток планет. Подводит к выводу о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси
Выполняют задание, обсуждают таблицу, делают вывод о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси
2.7
Формирование умения объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения
Организует анализ схемы орбитального движения, работу с тренажером «Волшебный купол» (7) или «Волшебные часы» (8)
По схеме объясняют смену времен года, по тренажеру объясняют продолжительность дня и ночи в зависимости от положения Земли на орбите
2.8
Формирование умения составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»
Для формирования данного умения совместно с учащимися составляет схему 1 «Географические следствия вращения Земли»
В парах обсуждают возможные следствия, составляют схему 1 «Географические следствия вращения Земли»
3
Закрепление
3.1
Практикум
Организует работу с ресурсами по закреплению (9)
Закрепляют свои знания и умения с помощью тестов и практических заданий
3.2
Закрепление
Дает задание составить устный рассказ о том, как смена дня и ночи, времен года сказываются на жизни людей и планеты в целом
Приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнение товарищей
4
Рефлексия.
Подводит итоги урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Синквейн «Движение Земли»
Участвуют в подведении итогов урока. Составляют синквейн
5
Постанова домашнего задания.
Параграф 6, задания 1-9
Придумать вопросы для теста по теме урока, подобрать к вопросам иллюстрации и прислать их на электронную почту учителя
Записывают домашнее задание
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Электронный журнал
педагогические информационные источники, инструменты организации образовательного процесса, используемые учителями