Submitted by Вера Аркадьевна Трубникова on Wed, 13/03/2013 - 13:00
Урок во 2 классе по теме:
«Образы зимы в различных видах искусства»
Составила учитель музыки Трубникова Вера Аркадьевна
«МБОУ Красногвардейская СОШ №1» с. Плешаново
Цель:Показать различные способы созданий образов в различных жанрах и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства музыкальной выразительности.
Задачи:Развитие творческих способностей на примере импровизации, танцевальных движений, фантазии при создании образов зимы; развитие творческих навыков. Воспитывать чувство прекрасного, гордости и любви к родному краю. Формировать чувства эстетического сопереживания произведениям искусства.
Материал:Портреты композиторов – Г. В. Свиридов; П. И. Чайковский;
Репродукции картин Б.Кустодиев «На тройке».
Муз. материал:Г.Свиридов «Снег идёт», «Тройка», П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (видеоматериал),
-Добрый день, ребята, добрый день уважаемые педагоги.
-Ребята, отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
-Да, ребята, своим ответом вы определили тему нашего сегодня урока. И какова же она? Повторите. (ЗИМА)
-И мне остается лишь добавить, что сегодня на уроке мы с вами проследим за образом зимы в различных видах искусства. Наш урок так и будет называться «Образ зимы в различных видах искусства». Начнем наш урок с проверки домашнего задания.
-Я просила вас дома сочинить небольшой рассказ на тему: «Путешествие в зимний лес». Давайте послушаем. (Рассказы детей).
-Молодцы! Сейчас вы были писателями, рассказывая свои сочинения о зиме. А теперь представьте себя композиторами. Если бы вы сочиняли музыку о зиме, какой бы она была по характеру? (мягкая, нежная, быстрая, вьюжная, громкая, тихая, спокойная и т.д.)
-Видите, какая она у вас разная! Так и в жизни, то она мягкая, пушистая, а то резвая, вьюжная, сердитая. Вот и композиторы, сочиняя свои произведения о зиме, видят её очень разной, каждый по-своему.
-Вот, например русский композитор Г. Свиридов увидел её такой. Давайте послушаем и узнаем, о чём нам рассказал композитор в этой музыке? (Слушание «Тройка» Г. Свиридова)
-В каком характере прозвучало это произведение? (Весело, празднично, игриво, легко….)
-А что изобразил композитор? (Топот копыт, порывы ветра, скрип снега….)
-А как бы вы назвали это произведение?
Свиридов назвал это произведение «Тройка». А эпиграфом к этой музыке послужили строчки из стихотворения Петра Вяземского:
-Тройка мчится, тройка скачет
Вьётся пыль из под копыт
Колокольчик звонко плачет
И хохочет, и визжит.
-Издавна на Руси любили кататься зимой на лошадях. Крестьяне в деревнях запрягали их в сани и ездили в лес, за дровами. В праздники часто катались на тройках. Лошадей украшали лентами с подвешенными на них колокольчиками. Когда такая тройка лошадей неслась по дороге, далеко был слышен звон колокольчиков. (Показ картины) – Посмотрите внимательно на картину художника и скажите, подумав:
-Совпадает ли образ картины с образом, который мы увидели в музыке Свиридова?
-Если бы мы с вами знали ноты, гармонию и другие хитрости композиторов, смогли бы мы тоже сочинить музыку о зиме?
-Так давайте попробуем стать настоящими композиторами. У вас на партах лежат листочки, где написано четверостишие из стихотворения Ивана Сурикова. Давайте прочитаем.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
-Как вы думаете, какой должна быть мелодия у нашей песни? (Плавная, тихая, медленная, нежная, ласковая….)
-Почему? (Потому что снежинки падают мягко, плавно…..)
-А какой будет ритм танцевальный или маршевый? (Танцевальный, вальс)
-Я вам спою первые две строчки, повторите их за мной. (Повторяют)
-А теперь попробуйте вы досочинить мелодию к следующим двум строчкам. Кто попробует? (Слушаем импровизации детей)
-Ребята, представьте, что вы превратились в снежинок и закружились в танце, опускаясь на землю. Давайте все встанем и под нашу песню изобразим падающих снежинок. (Поют и танцуют)
-Вы очень хорошо изобразили снежинок, а теперь давайте посмотрим, как танцуют профессиональные танцоры в балете.
-Вспомните что такое балет? (Музыкально-театрализованный спектакль, рассказанный танцем, жестами, мимикой)
-Итак, посмотрите фрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета Чайковского «Щелкунчик».
(Просмотр видеозаписи)
-Ребята, отгадайте загадку: Без рук, без зубов кусает.(мороз)
-Правильно МОРОЗ.
-А где рисует мороз? Да, на окнах.
-А что он рисует? (веточки, листья, узоры, снежинки…)
-Снежинки, а вы знаете что в мире нет ни одной похожей снежинки? Вот действительно зима-волшебница. И давайте сейчас это проверим. Каждый из вас должен вырезать по одной снежинке. А чтобы вам веселее работалось я поставлю вам веселую песенку, она вам поможет в вашем творчестве .(вырезаем)
-Теперь давайте продемонстрируем то что у нас получилось, а чтобы всем было видно пусть каждый ряд на доске из своих маленьких снежинок сделает большую.
-Понравилось? А какие вы знаете песни о зиме? (Называют)
Дети исполняют песню «Голубые санки»
-На прошлом уроке мы с вами разучили песню «Зимушка-зима» Давайте её вспомним. (Исполнение)
-Что не получилось? (Вокально-хоровая работа, показ движения мелодии рукой, работа над образом)
Итог урока.
-К сожалению, наш урок подошёл к концу.
-Какому времени года мы посвятили наш урок? (Зиме)
-В каких жанрах искусства мы встречались с зимой? ( В живописи, поэзии, песне, балете, в симфонических и инструментальных произведениях)
-Верно. Мы окунулись в мир большого искусства. Все вы были большие молодцы, потому что не только знакомились с произведениями о зиме, но и сами пытались творить.
-Кем вы сегодня были? ( Писателями, композиторами, танцорами, исполнителями)
-Понравилось вам самим творить искусство? Я надеюсь, что вы не раз будете ещё это делать.
-Дома вы попробуете стать художниками. Нарисуйте к следующему уроку зимний пейзаж.
Всем спасибо за урок, вы, ребята, сегодня хорошо поработали.