формирование лексико-грамматических категорий речи по теме "Транспорт"
Submitted by Наталья Владимировна Радзикевич on пн, 11/03/2013 - 11:58
1. Оргмомент
Кондукторам езда везде,
С большою сумкой кожаной.
Ему всегда, ему весь день
В трамваях ездить можно.
- Большие и дети, берите билетик,
Берите разные, бери любые –
Зелёные, красные и голубые.
-Представьте, что мы едем в трамвае, я кондуктор, и предлагаю вам купить билеты:
-Какого цвета билеты вы выбрали?
-Посмотрите, что изображено на обратной стороне? Как это назвать одним словом? (транспорт)
Логопед достаёт из сумки и раздаёт детям карточки-билеты разного цвета.
На обратной стороне изображены машина, трамвай, корабль, самолёт, мотоцикл, лодка, самосвал, грузовик, такси, фургон, автобус.
2. «Поставь в гараж»
-Давайте расставим транспорт по гаражам. В жёлтый гараж поставим машины, в названии которых два слога, в синий – машины, в названии которых три слога.
На доске изображения двух гаражей: жёлтый – с двумя воротами, синий – с тремя воротами.
Дети, используя инструмент линии, соединяют машины с гаражами.
3. «Ехали медведи»
Послушайте отрывок из знакомой вам сказки К.И.Чуковского «Тараканище» и постарайтесь запомнить все названия транспорта, которые прозвучат в этом отрывке:
Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперёд.
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле. Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле.
-Какое из этих слов начинается со звука [т] ? (трамвайчик)
-В каких словах есть звук [м] ? (автомобиль, трамвайчик)
-В каком слове есть звук [с’] ? (велосипед)
Просмотр отрывка из мультфильма «Тараканище».
4. «Один-много»
-Теперь давайте поиграем. Я бросаю мяч одному из вас и называю машину. Вы ловите мяч, называете много таких же машин и возвращаете мяч мне :
Дети выстраиваются полукругом на ковре и логопед бросает им мяч.
5. «Самолёты»
-А сейчас мы отправим в полёт самолётики, которые вы сделали. Положите самолётики на ладонь. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолётик, вытянув губы трубочкой, не надувая щёк.
Упражнение проводится 4-5 раз.
Дети по инструкции логопеда дуют на самолётики.
6. «Кто чем управля-ет?»
-Назовите транспорт, который вы видите? (машина, самолёт, корабль, поезд)
-Назовите профессии людей, которые управляют этим транспортом:
На доске изображения транспорта и людей, которые им управляют. Дети перемещают картинку с изображением транспорта к человеку, который им управляет.
7.Физкультурная ми-нутка «Самолёт»
Руки в стороны
В полёт отправляем самолёт.
Левое крыло вперёд, правое крыло вперёд,
Раз, два, три, четыре – самолёт наш лучший в мире.
Дети выполняют движения по показу логопеда и в соответствии с инструкцией.
8. «Что лишнее?»
Я буду произносить названия транспорта, а вы – определять, какой из них лишний и почему.
Автобус, лодка, катер, корабль (лишний автобус, потому что это наземный транспорт, а все остальные водный).
Троллейбус, самосвал, такси, автобус (лишний самосвал, потому что это грузовой транспорт, а все остальные пассажирский).
Самолёт, вертолёт, велосипед, космический корабль (лишний велосипед, потому что это наземный транспорт, а все остальные воздушный).
На доске изображения транспорта.
Используем инструмент «волшебное перо» для выделения лишнего слова, и инструмент шторка
9.Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса,
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву О, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернём, заниматься вновь начнём!
Дети выполняют движения глазами по показу логопеда и в соответствии с текстом.
10. «Семейка слов»
Давайте соберём семейку слов к слову машина:
-Как можно назвать маленькую машину? (машинка).
-А очень большую? (машинища).
-Как назвать человека, который водит поезд? (машинист).
-Как называется масло для двигателя машины? (машинное масло).
На доске друг за другом появляются изображения машины, маленькой машинки, большой машины, машиниста, машинного масла.
11. «Два и пять»
Посмотрите на картинки и сосчитайте, сколько всего у вас машин:
2 самолёта - 5 самолётов; 2 автобуса – 5 автобусов; 2 самосвала – 5 самосвалов; 2 велосипеда – 5 велосипедов; 2 корабля – 5 кораблей; 2 трамвая – 5 трамваев; 2 вертолёта – 5 вертолётов; 2 лодки – 5 лодок.
У детей в руках по две карточки с изображением транспорта.
12. «Весёлые гонки»
Мальчик Ваня собрался отдохнуть на море. Давайте поможем ему доехать:
Из дома Ваня (что сделал?) вышел, речку по мостику он перешёл и дальше пошёл. Ваня к дороге подошёл, на мотоцикл сел и поехал. По дороге ехал, в горку въехал, с горки съехал, озеро объехал, кочку переехал, и на железнодорожный вокзал приехал. На поезд Ваня сел и поехал. В город приехал, из поезда вышел, остановку нашёл и к ней подошёл. Ваня в машину сел и в аэропорт поехал. В аэропорту сел в самолёт и полетел. Лес он пролетел, горы перелетел, и прилетел. Из самолёта Ваня вышел и пошёл. Шёл и в порт пришёл. Сел он на катер и от берега отплыл. К пляжу он приплыл и стал отдыхать.
Какими видами транспорта Ваня добирался до моря?
На доске изображен маршрут, которому нужно следовать. Дети по очереди выходят к доске и продвигают транспорт по карте используя инструмент перо.
13. Итог
Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили на занятии, а потом оценивает деятельность каждого ребёнка.
На интерактивной доске дорога с машинами. Если занятие понравилось, то ребёнок выбирает весёлую машину, если не понравилось – грустную (инструмент утилита множественного клонирования).
Наталья Владимировна, вы представили прекрасный конспект по формированию лексико - грамматических представлений у детей с ОНР. Дети говорят, играют и действуют одновременно - это то, что для них актуально и необходимо. Думаю, что в копилке каждого логопеда ваш материал займет достойное место.
Комментарий был изменен с момента создания (smorozkova65, чт, 28/03/2013 - 10:43).
На: формирование лексико-грамматических категорий речи по теме
Наталья Владимировна, вы представили прекрасный конспект по формированию лексико - грамматических представлений у детей с ОНР. Дети говорят, играют и действуют одновременно - это то, что для них актуально и необходимо. Думаю, что в копилке каждого логопеда ваш материал займет достойное место.