Знакомит с алгоритмом формулирования проблемы, организует работу по его отработке.
Выполняют задания, самостоятельная работа и презентация её результатов.
6.
Контроль.
Определение уровня первоначального усвоения материала
Постановка проблемы
Анализирует проблему, высказывают предположения, аргументируют свою точку зрения
7.
Рефлексия и оценивание.
Анализ достигнутых целей.
Предлагает оценить урок (оценка успешности «квадрат»)
Оценивают уровень достижения целей занятия, результатов деятельности
8.
Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания цели. Информирует
Информирует, комментирует домашнее задание
Принимают или не принимают
Задания для самостоятельной работы
Задание №1. Используя текст учебной статьи в учебнике «Обществознание» 8 и задания на листе информации, определите основные функции современной семьи. Оформите результаты в виде схемы.
№1 В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели детские лыжи, и стали брать его с собой.
Бабушка по вечерам читает внукам книжки. Закончит читать, усмехнется да и расскажет что-то, на что натолкнула книжка, из своей жизни. Дети так привыкли к этим вечерам, что, даже научившись читать самостоятельно, просят бабушку почитать и рассказать что-либо.
№2. Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям.
№3. «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом».
«Детей нельзя учить при помощи правил, которые всегда будут ускользать из их памяти. Заставляйте их все усваивать путем необходимой практики, приурочивая это к каждому подходящему случаю, или сами создавайте эти случаи».(Джон Локк «Мысли о воспитании» 1693).
№4. У людей любовь родителей к детям заложена природой. Родители видят смысл жизни в своих детях и готовы пожертвовать для них всем. А уважение детей к родителям должно воспитываться. Оно – результат социализации.
Социализация в семье происходит как в результате целенаправленногопроцесса воспитания, так и по механизму социального научения. С одной стороны , приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой – за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.
№5.Примерно к 20 годам дети, взрослея, отдаляются от родителей, они готовы создать свою собственную семью, выпорхнуть из родительского гнезда и обзавестись собственными детьми, чтобы отдать им свою любовь, переданную им природой и родителями.
№6. Семейный кодекс. Ст. 34«Совместная собственность супругов»
1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Начните выступление словами: «Познакомившись с материалами учебника, мы выделили следующие функции современной семьи: перечислите их. Наиболее важной для общества мы считаем (назовите), потому что... Например...»
Задание № 2. На основании анализа источников определите основные черты патриархальной семьи.
Основные черты патриархальной семьи.
1. «Песнь о Нибелунгах» (Германия):
Героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал её за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
2. «Домострой» (Россия)
· «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрёт, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою».
· «Жёны мужей своих вопрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».
Задание № 3. Проанализируйте данные Всероссийской переписи населения 2002 г. (документ 1) и текст (документ 2) и сделайте вывод:
• В чём состоят основные тенденции развития семьи в современных условиях?
• Каковы причины этого кризиса?
• Что необходимо сделать, что делается для преодоления этого кризиса?
• Какие меры государственной поддержки семьи вы можете назвать?
Документ №1 Всероссийская перепись населения 2002 г.
Население по состоянию в браке 1989 г. 2002 г.
Население по состоянию в браке
1989 г.
2002 г.
Численность лиц в возрасте 16 лет и более, в том числе:
111026762
118719553
состоящие в браке
72477217
67868527
из них:
в зарегистрированном браке
…
61244219
в незарегистрированном браке
…
6624308
никогда не состоявшие в браке
17858441
24917348
вдовые
12295239
13579516
разошедшиеся
7976557
11183500
не указавшие состояние в браке
419308
1170662
Документ № 2
Семейные структуры распадаются во всём мире. Частота разводов растёт и в развитом, и в слаборазвитом мире, так же, как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами. Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с
одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные экономические отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи. (Л.Туроу)
Проблема
1.Семья – непреходящая ценность, основа любого общества.
2. Семья – пережиток прошлого, её необходимо заменить более современной
организацией.
Какой из названных выводов, на ваш взгляд, больше соответствует истине. Свою позицию аргументируйте.