1) Познакомить с делением с остатком на 10, 100 и 1000.
2) Развивать познавательную активность учащихся, стремление к достижению успеха в учебной деятельности.
Задачи:
Личностные:способствовать развитию интереса к математике, вычислительных навыков.
Регулятивные:понимать, принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результат своей деятельности.
Познавательные:ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию.
Коммуникативные: вступать с диалог с учителем, уметь высказываться.
Оборудование:учебник 4 класс часть 2 М. И. Моро, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент. (слайд 1)
Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи, игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!
- Здравствуйте, сегодня работаем активно, слушаем внимательно, начинаем занятие.
1) Сколько раз по 100 м содержится в 2 км? Как узнали? (1 км = 1000 м; 2000 м : 100 м = 20 раз)
2) Сколько раз по 10 г содержится в 3 кг? Как узнали? ( 1 кг = 1000 гр; 3000 гр : 10 гр = 300 раз)
3) Сколько раз по 15 с содержится в 1 мин? Как узнали? ( 1 мин = 60 сек; 60 сек : 15 сек = 4 раза)
III. Постановка проблемы.(слайд 4)
На доске запись:
630 : 10 = 63 64 : 10 = 6 (ост. 4)
5300 : 100 = 53 5384 : 100 = 53 (ост. 84)
81000 : 1000 = 81 81 326 : 1000 = 81 (ост. 326)
- Посмотрите внимательно на доску, какой столбик вызвал затруднения? ( 2 столбик)
- Почему? ( потому что число не делится на цело, а делиться с остатком).
- Определите тему урока. ( Дети определяют тему урока).
IV. Изучение нового материала.
- Вспомните, как мы делим на 10, 100 и 1000.
(Чтобы число разделить на 10, достаточно убрать один нуль. Чтобы число разделить на 100, надо убрать два нуля и на 1000 надо убрать три нуля).
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
- Найдем значение выражений второго столбика. Никто не спешит, следите за мной.
- А сейчас рассмотрим второй столбик. Можем ли 64:10 без остатка?
-Какое число можем разделить на 10 без остатка? (60:10=6)
Правильно, возьмем наибольшее число до 64, которое делится на 10, - это 60. Разделим 60 на 10, что получим? ( получим 6). .
- Сколько останется в остатке?(64 – 60 = 4). Записываем это так 6 (ост. 4).
- Есть еще 1 способ деления: нужно закрыть в числе столько цифр, сколько нулей в делителе. Получим целое число, а то что закрыли – остаток.
-Решите второй пример с объяснением.(5384:100=53) остаток 84.
- Выйдите к доске решите 3 пример с объяснением. (81326 : 1000 = 81) ост 326
- Теперь откройте учебники на странице 21. Самостоятельно еще раз прочитайте объяснение вверху страницы.
- Далее мы выполним задание 96. Начинаем с первой парты 1 ряда, по очереди выходим к доске, решаем пример и объясняем его решение. (Далее учащиеся решают с объяснением примеры, данные в задании 96)
- Какой вывод по этому заданию вы можете сделать? ( При делении на 10 остаток показывает число единиц делимого, а в частном будет число, записанное остальными цифрами делимого; при делении на 100 в остатке будет число, записанное двумя последними цифрами делимого, а в частном число, записанное остальными цифрами делимого.)
Для того чтобы этот вывод был усвоен сознательно, важно объяснить, почему это так: на 10 можно разделить все содержащиеся в числе десятки, а единицы остаются; аналогично для 100 и 1000.
V. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
VI. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
- Теперь внимательно прочитайте задачу номер 98.
- Что известно в задаче?
- Что надо узнать?
- Можем ли мы сразу сказать сколько горючего понадобится чтобы вспахать 20 га земли? Почему? ( потому что не известно сколько горючего понадобится на 1 га земли).
Кто выйдет к доске запишет условие задачи и попробует решить эту задачу? Все остальные записывают решение в своих тетрадях.
На 1 га Площадь Всего Л
8 га 168 л
Одинаковая 20 га ?
? 84 л
Решение:
Сначала узнаем сколько литров горючего нужно на 1 га. Как мы можем это узнать?
1) 168 : 8 = 21 (л) – на 1 га
Теперь узнаем сколько топлива потребуется на 20 га земли. Как мы это узнаем?
2) 21 * 20 = 420 (л) – на 20 га
Далее узнаем сколько га земли можно вспахать, имея 84 л горючего. Как?
3) 84 : 21 = 4 (га)
Ответ: 460 л надо на 20 га, 4 га можно вспахать, имея 84 л горючего.
2. Решение уравнений.
- Обратите внимание на задание 100. Что нужно сделать? (Составить по задаче уравнения и решить их). Выполните это задание самостоятельно.
- Проверим, что у вас получилось.
1) х – 20 = 40 * 6 (слайд 6) 2) 15 + х = 800 : 20 (слайд 7)
Х – 20 = 240 15 + х = 40
Х = 240 + 20 х = 40 - 15
Х = 260 х = 25
- Какой вывод мы можем сделать по данному заданию?
- Как найти уменьшаемое? (Чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое).
- Как найти слагаемое? (Чтобы найти слагаемое, нужно из суммы вычесть другое слагаемое).
VII. Самостоятельна работа с самопроверкой. (если хватит времени.) (слайд 8)
Е 8 360 : 10 = М 2 548 : 100 = О 52 084 : 1000 = Ц 65 032 : 10 = О 18 476 : 100 = Д 345 482 : 1000 = Л 1 256 : 10 =
МОЛОДЕЦ
- Запиши ответы в порядке возрастания, прочитай получившееся слово.
VIII. Итоги урока.
- Что нового узнали на уроке? (учились выполнять деление на 10, 100 и 1000 с остатком).
- Что закрепляли? (закрепляли решение задач и уравнений). Молодцы ребята, все сегодня хорошо поработали! Теперь запишите домашнее задание.