Урок по истории Древнего мира «Олимпийские игры в Древней Греции» 5 класс
Submitted by Наталья Алексеевна Львова on чт, 28/02/2013 - 21:48
Опережающее домашнее задание:
- формирование команд
- прочитать параграф 33
План урока
1. Мифы об основании Олимпийских игр.
2. Правила проведения игр.
3. Пять незабываемых дней.
4. Слава победителям!
Организационный блок
Инструкция по работе на уроке.
Стадия Вызова Мотивационный блок Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Наталья Алексеевна. Стих.
Слайд 1 Учитель: - Скажите мне, какую страну вы сейчас изучаете?
Учитель: А вот я прошлым летом путешествовала в Крыму. Посетила город Херсонес. В Херсонесе я зашла в старинную лавку, чтобы купить сувенир на память. Там мне приглянулась небольшая ваза, сделанная в этом городе. (Верчу вазу в руках) О, а что это такое? Письмо? Что тут написано?
Слайд 2 (Учитель читает): «Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны, кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях – все радостно спешили на юг. В небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать его:
- Скажите, любезный, а куда все спешат?
- А вы что не слышали?!. Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?
- А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны…
- Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными…»
Учитель: (Верчу письмо в руках) На этом письмо обрывается! Но вы, наверное, догадались, какое событие описывает путешественник? (ответы учащихся)
Слайд 3 Учитель Действительно, речь идет об Олимпийских играх. Музыканты посвящали им гимны. Поэты воспевали в стихах. Поэт Пиндар писал: (Учитель читает со слайда.)
Слайд 4 Учитель В ходе нашего урока мы должны найти ответ на вопрос: «Правда ли, что Олимпийские игры были любимым общенациональным праздником древних греков» (постановка проблемного вопроса)
Слайд 5 Учитель: Спорт популярен и в наши дни
Вопросы:
1. Поднимите руки, кто делает по утрам зарядку?
2. Поднимите руки, кто занимается в спортивных секциях?
3. Кто может объяснить, что это за цифра 347?
4. А проходила ли раньше Олимпиада в нашей стране? Зимняя или летняя? А в Сочи будет какая, зимняя или летняя?
5. Поднимите руки, кто хотел бы поехать с родителями на Олимпийские игры в Сочи?
Вижу, что вы и сами спортом занимаетесь, и готовы поболеть за нашу российскую олимпийскую сборную.
Слайд 6 Учитель: Я предлагаю поучаствовать вам в состязаниях на лучшего знатока Олимпийских игр в Древней Греции. Состязаться вы будете командами. Табличка с названием команды у вас стоит на столе. Вы приехали из разных городов Греции и её колоний. Вы пройдёте 4 агона (зачитать со слайда). В ходе честной борьбы команды будут получать награду – листочек. Команда, набравшая наибольшее количество листочков, станет победительницей нашего состязания. За нарушения правил игры (каких?) команда может лишиться заработанных листочков. А себе на этих состязаниях я отвожу роль судьи – элланодика. Я обещаю вам честное судейство. Но прежде нам надо добраться до Олимпии.
Стадия Осмысление содержания
Слайд 7 АГОН 1 «На пути в Олимпию»
Учитель: - Покажите Олимпию на карте, объясните географическое положение (ученик показывает на интерактивной доске) Учитель:ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1. У вас на столе табличка с указанием города, откуда прибыла ваша команда. Найдите город на карте и обозначьте его первой заглавной буквой. Проложите наиболее оптимальный маршрут из своего города («Сиракузы», «Херсонес», «Афины», «Кирена») до Олимпии. Объясните, как и на чём вы добрались до Олимпии.
(Учащиеся отмечают путь на интерактивной доске, рассказывают, как и на чем они добираются до Олимпии)
Или 2. Выберите один из двух путей, который поможет добраться вашей команде до Олимпии из родного города. Покажите этот путь на доске. Объясните, почему выбрали этот путь?
Каждая команда за проложенный маршрут получает по жетону.
Учитель: - Объясните, почему центром Олимпийских игр стала Олимпия, а не другая территория? (ответ: Местом их проведения была избрана Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение. А все греки хотели либо посмотреть либо поучаствовать в состязаниях.)
Слайд 8 АГОН 2 «Мифы» ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Учитель: Итак, друзья, мы прибыли в Олимпию. Древние греки сложили много мифов о том, как появились Олимпийские игры. Учитель: - Что такое миф?
Возьмите ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Каждая команда познакомится с мифом об основании Олимпийских игр и выполнит задание по карточке.
Задания по карточке
1. Придумайте название своему мифу
2. Задайте к тексту вопрос, раскрывающий содержание мифа.
Вопросы для команд начинаются с
1. Вопрос : «Кто…?», «Что…?», «Когда…?» (для 1 команды)
2. Вопрос: «Как…?», «Каким образом…?» (-2 команды)
3. Вопрос: «Почему…?», «В чем причины…?» ( - 3 команды)
4. Вопрос: «Может ...?», «Мог ли ...?» (- 4 команды)
Миф об основании Олимпийских игр
В древние времена миром правил отец Зевса бог - Крон. Его супругой была богиня Рея.
Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Не заметив обмана, Крон проглотил камень.
Когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей-богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устроить состязания атлетов на земле Олимпии.
Вопросы к документу (дополнительные):
1. О каких богах рассказывает миф? Назовите их имена.
2. Назовите событие, в честь которого возмужавший Зевс повелел устроить состязания атлетов.
3. Благодаря чему Олимпийские игры получили своё название?
4. В память какого легендарного события были устроены первые состязания?
5. Какой бог стал покровителем Олимпийских игр и почему?
6. Откуда, по-вашему, появилось название «Олимпийские игры»?
Слайд 9 Учитель: Древние греки объясняли возникновение игр по – разному. Одни считали основателем игр Зевса, другие – Ифита, третьи – Геракла, четвёртые – Пелопса. С этими мифами вы можете познакомиться самостоятельно. Почему же было так много преданий об основании Олимпийских игр? (ответы учащихся). Да, игры любили, считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
Слайд 10. АГОН 3 «Правила проведения Олимпийских игр»
Вопрос: Составьте список требований к участнику Олимпийских игр в древней Олимпии?
(каждая команда отвечает по очереди, за каждый ответ – листочек)
Слайд 11. Готовый ответ «Правила»
Слайд 12 Вопрос: Работа с текстом на слайде:
а вот рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…
Вопрос: Как вы думаете, что произошло с этой женщиной?
Ответ: Несчастную должны были казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали.
(за правильный ответ на вопрос по одному жетону)
Слайд 13 Вопрос:
Работа с текстом на слайде: а вот рассказывали, что однажды незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе…
Вопрос: Как вы думаете, какое наказание понесли спартанцы?
Ответ: спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.
Вопрос: Во скольких Олимпийских играх спартанцам не разрешили участвовать? (5)
АГОН 4 «5 незабываемых дней» ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Учитель: Первый день соревнований. Атлеты приносят клятву.
(Работа с текстом клятвы. Реконструкция. Задание выдаётся каждой команде на парту).
Слайд 14. Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите недостающие слова!
Клятва чести
«Я - …………… полиса…(название)…… - подтверждаю перед ………..…, что тренировался, как требуют древние …………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду ……………………..…».
1 минута. Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1. боги
2. статуей Геракла
3. статуей бога Зевса
4. гражданин
5. соблюдать правила
6. подкупать судей
7. обычаи
ответ «Я - гражданин полиса Афины - подтверждаю перед … статуей Зевса, что тренировался, как требуют древние обычаи………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду … нарушать правила ..».
(Выходит по одному игроку и записывают правильные слова. Затем все команды зачитывают текст клятвы вместе)
(каждая команда, справившаяся с заданием и зачитавшая свой вариант, получает по одному призовому жетону).
Учитель: После того как принесли жертву богам, атлеты и судьи дали клятвы, в храме зажигали священный огонь. Эта церемония дошла и до наших дней.
Слайд 15 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Учитель: Следующие три дня отводились состязаниям. Ребята, в Древней Греции атлеты перед началом соревнований проводили разминку, давайте тоже разомнёмся.(звучит музыка для разминки)
Попрошу всех встать и приготовиться к разминке. (Читаю сама)
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь играть начнем.
Слайд 16 Учитель: В следующие три дня проходили игры. Представьте себе: лето, конец июля, жарко. Огромный стадион продолговатой формы. 60 тыс. зрителей заняли места с вечера или с раннего утра. Ведь билета покупать не надо. Зрители стоят, сидят или лежат, здесь же корзины с едой, одеяла. С первыми лучами солнца раздался звук трубы. На стадионе появились судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними идут атлеты из всех городов Греции. Атлеты по очереди выходят на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявляет имя и родину каждого и трижды спрашивает: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?» Зрители приветствуют участников игр громкими кри¬ками и рукоплесканиями. Затем начинаются соревнования.
Слайд 17 Учитель: Рассмотрите изображения на древнегреческих вазах.
- Что это за исторический источник?
Вопросы командам задаются по очереди (каждая команда отвечает на один вопрос)
1. Вспомните, что такое пятиборье (пентатлон)? Назовите, какие виды состязаний, которые туда входили?
2. Какие виды состязаний особенно любили зрители? Почему?
3. Какие виды состязаний вы считаете наиболее опасными, почему?
4. Какие (ой) виды состязаний вы считаете несправедливыми с точки зрения определения победителя?
5. Какие спортивные качества атлетов ценились во время состязаний?
6. Как судьи определяли рекордные результаты атлетов: «на глазок» или по секундомеру?
7. Что помогало спортсменам соблюдать ритм во время состязаний?
8. Почему «стадион» так называется?
Учитель:
Итак, пятый день Олимпийских игр.
Чёрный ящик. Вам интересно узнать, что там находится? (Открываем черный ящик - банка оливок.)
Что это? Какое отношение оливки имеют к 5-ому дню соревнования?
(Первая правильно ответившая команда получает призовой жетон).
Слайд 18 Учитель: А какие другие награды получал победитель Олимпийских игр? А какие награды его ждали дома, в родном городе?
( Если затрудняются ответить, предложить посмотреть учебникс.153, Абз1 , с 154 п.5)
Слайд 19 ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Учитель: И наше соревнование тоже завершается. Чтобы нам определить победителя, командам предлагается текст с ошибками. Олимпийские игры в древности
(текст с ошибками)
Задание: найдите 12 ошибок.
Один древний грек рассказывал своим внукам:
«Как сейчас помню, 450-й год до н.э. был годом Олимпийских игр. За 5 лет до того мне не пришлось по болезни побывать на предшествующих Олимпийских играх. И вот теперь я отправился из города Сиракузы, где родился и вырос, в Олимпию. Весь долгий путь пришлось проделать пешком, поскольку денег на оплату повозки у меня не было.
Стояла поздняя осень, когда за день до начала состязаний я прибыл в Олимпию, расположенную, как вам известно, у подножия горы Олимп. С её вершины дул пронизывающий ветер, особенно мёрзли женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся или пришедших на олимпийские игры. Купив за драхму билет в первом ряду, я занял своё место на ипподроме, где атлеты состязались в пятиборье. Поначалу казалось, что лучше всех выступают афиняне. По случаю холодов участники состязаний были в красных шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений. Однако победителем оказался молодой скиф, который превзошёл в мастерстве и умении остальных юношей. Ему и досталась главная награда – венок из золотых листьев.
На всю жизнь я запомнил те незабываемые 10 дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры».
( затем текст передаётся команде противнице, ошибки отмечаются на интерактивной доске командами по очереди, все проверяют, считают количество правильных ответов)
Слайд 20 Олимпийские игры в древности (текст с ответами)
Слайд 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Учитель: Какие факты подтверждают, что Олимпийские игры были любимым общенациональным праздником древних греков?
Составить синквейн Олимпионик. (я объясняю правила синквейна. На олимпийских кольцах команды пишут свой синквейн по теме. Затем по представителю от каждой командыидут к доске, зачитывают синквейн,
Слайд 22 я – свой вариант. Прошу затем поднять кольца) Учитель: Что символизируют эти кольца? (ответы: дружба, континенты, символ ОИ) Учитель: Настало время узнать победителя. Команды, подсчитайте свои баллы. Прошу выйти команду города……., победившую в честной и упорной борьбе. (награждение венками). Победителю аплодисменты. В отдельных видах состязаний победу одержали следующие ученики…… и награда для них «5».
Рефлексия
Урок наш, считаю, удался на славу
Я думаю, всем он пришёлся по нраву
Каждой команде предлагаю оценить свою работу на уроке. Задание на слайде. Оценивание смайликами.
Слайд 24 Домашнее задание
П.33 прочитать. Составьте рассказ об Олимпийских играх :
1 и 2 команды– от лица зрителей;
3 и 4 команды – от лица атлета или победителя Олимпийских игр;
Слайд 25 Спасибо всем за работу на уроке.
Размещено Sat, 02/03/2013 - 18:16 пользователем Людмила Николаевна Семёнова.
Уважаемая Наталья Алексеевна, казалось бы традиционная тема, но подана Вами с опорой на активную познавательную, практическую и творческую деятельность учащихся. Интересно проведена связь исторических и современных Олимпийских игр (количество дней до олимпиады в Сочи, знания учащихся о современных Олимпийских играх). Выбранная Вами форма урока - игра-состязание,на мой взгляд, является эффективной в повышении познавательной активности учащихся, развитии их творческих способностей и коммуникативных умений.
Клятва участников игры, как участников Олимпийских игр, придаёт уроку личностный и ярко выраженный эмоциональный характер. Спасибо за урок. Успехов на конкурсе.
Наталья Алексеевна! Перед нами продуманный, грамотный, интересный урок. Олимпийские игры- тема актуальная во все времена, но в такой известной теме вы нашли и новые содежательные стороны (указание на разые версии происхождения Олимпийских игр), и интересные приёмы (клятва чести, синквейн, чёрный ящик). Форма урока в виде игры - удачный вариант для пятиклассников, наиболее соответствующий их возрастным особенностям. Я думаю, что ребята проведут такой урок в деятельностной активности и останутся довольны. Спасибо, ваши методические находки я буду использовать в своей работе. Дальнейших успехов и новых идей!
Комментарий был изменен с момента создания (Ерёмина Наталья, чт, 07/03/2013 - 18:29).
На: Урок по истории Древнего мира «Олимпийские игры в Древней Г
Уважаемая Наталья Алексеевна, казалось бы традиционная тема, но подана Вами с опорой на активную познавательную, практическую и творческую деятельность учащихся. Интересно проведена связь исторических и современных Олимпийских игр (количество дней до олимпиады в Сочи, знания учащихся о современных Олимпийских играх). Выбранная Вами форма урока - игра-состязание,на мой взгляд, является эффективной в повышении познавательной активности учащихся, развитии их творческих способностей и коммуникативных умений.
Клятва участников игры, как участников Олимпийских игр, придаёт уроку личностный и ярко выраженный эмоциональный характер. Спасибо за урок. Успехов на конкурсе.
На: Урок по истории Древнего мира «Олимпийские игры в Древней Г
На конкурсе будем болеть за Вас!
На: Урок по истории Древнего мира «Олимпийские игры в Древней Г
Людмила Николаевна, большое спасибо за поддержку!
На: Урок по истории Древнего мира «Олимпийские игры в Древней Г
Наталья Алексеевна! Перед нами продуманный, грамотный, интересный урок. Олимпийские игры- тема актуальная во все времена, но в такой известной теме вы нашли и новые содежательные стороны (указание на разые версии происхождения Олимпийских игр), и интересные приёмы (клятва чести, синквейн, чёрный ящик). Форма урока в виде игры - удачный вариант для пятиклассников, наиболее соответствующий их возрастным особенностям. Я думаю, что ребята проведут такой урок в деятельностной активности и останутся довольны. Спасибо, ваши методические находки я буду использовать в своей работе. Дальнейших успехов и новых идей!