3. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения обще-
человеческих норм.
4.Формировать чувство самоуважения у учеников.
Ход урока:
IОрганизационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
IIПроверка домашнего задания (игра-викторина).
(Дети сидят за тремя столами в хаотичном порядке, перед каждым учеником
лежит звёздочка разног цвета и размера.)
- Ребята, как вы думаете, для чего перед вами лежат эти звёзды? (Ответы детей).
- Действительно, эти звёздочки нам помогут разделиться на 3 команды. За первый стол садятся дети, у которых жёлтыезвёзды, за второй стол – синие звёзды, за третий стол – розовые звёзды.
(Ученики рассаживаются.)
- Ваши звёздочки нам сегодня ещё понадобятся, но чуть позже. А пока – отложите их в сторону.
- Сегодня урок необычный, мы с вами отправимся в незабываемое путешествие, но перед этим давайте проверим, какой багаж знаний мы возьмём с собой в дорогу, проведём игру-викторину. Все задания вы будете выполнять в командах, а за каждое выполненное задание, вы получите звёзды, которые так необходимы нам сегодня.
(Учитель заранее готовит 3 букета осенних листьев с разных деревьев).
- Итак, 1 задание: чья команда быстрее отгадает без ошибок, с каких деревьев собраны эти букеты?
(За верные ответы учитель раздаёт звёзды).
2 задание: найдите «лишнее» слово, подчеркните и объясните его:
1команда – лиса,медведь,дятел,заяц
растения,животные,воздух,здания
дождь,снег,осадки,солнце,град
2команда – сосна,пшеница,берёза,ель,клён
комар,жук,синица,бабочка,муха
почва,море,воздух,мост,вода
3команда – акула,змея,щука,скат,дельфин
арбуз,малина,груша,смородина,вишня
город,памятник,океан,здание,мебель
(За верные ответы учитель раздаёт звёзды).
3 задание:определите, что объединяет слова каждой строчки. Назовите одним словом.
- Мы сегодня побудем немного волшебниками и попробуем в конце урока сотворить своё звёздное небо, а помогут нам именно те звёздочки, с которых и начался наш урок. В течение урока вы будете продолжать получать за верные ответы звёзды, которые по волшебству окажутся сначала на вашем «кусочке» неба, а затем и на большом классном звёздном небе.
(Учитель раздаёт каждой команде «кусочек» неба).
IVРабота над новой темой.
(За верный ответ – команде звезда).
- Как вы думаете, почему звёзды светятся? (Они горячие)
- А какое ещё небесное тело горячее? (Солнце)
- Вспомним, что такое «Солнце». (Учитель вывешивает карточку со словом).
(Раскаленный шар)
- Посмотрите в словарь С.И.Ожегова, какое определение даётся там, сравним наш ответ.
(Дети смотрят в словарь и зачитывают вслух).
«Солнце - небесное светило (раскалённое плазменное тело) шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты»
- Ваш ответ был верный, но не полный. Молодцы!
- Попробуем сформулировать, что же такое «звезда»? (Учитель вывешивает карточку со словом). (Ответы детей)
- Заглянем в словарь, какое определение даётся там.
«Звезда – небесное тело (раскалённый шар), ночью видимое как светящаяся точка».
- Молодцы! Посмотрите на карту звёздного неба. (Открывается карта на доске).
- Рассмотрите звездное небо на карте. Какими вам кажутся звёзды? (Разного цвета и размера).
- Как вы думаете, отчего это зависит? (Ответы детей)
- Об этом нам расскажет Максимова Вика, которая дома подготовилась.
(Слушаем сообщение Вики)
«С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле - посмотрите, какие разные у них размеры и цвета.
Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные -сравнительно холодные, желтые - горячие (например, звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. И самые яркие звезды - голубые, их температура на поверхности - 30 тысяч градусов. Так же различны звезды по величине, встречаются гиганты и карлики. Самые крупные звезды в 2400 раз больше Солнца. В них могла бы поместиться наша Солнечная система до орбиты Сатурна. Самые маленькие - белые карлики. Они - как десятая долька от Солнца. А Солнце - звезда средней величины. Существуют звезды - пульсары, двойные звезды. Двойная звезда - это система двух звезд, в которой главная звезда - желтая, а спутник - белый или голубой».
- Спасибо, Вика, было очень интересно!
(Дополнение учителя о звёздах)
«Мир звёзд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нём знаем, тем интереснее путешествовать по звёздному небу. В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. Одни звёзды яркие, другие менее заметные. Каждая звезда имеет своё название».
- Ребята, а кто заметил, как расположены звёзды? (Звёзды расположены неравномерно, есть места, где звёзд много, они совсем рядом друг с другом).
- Вы верно заметили, что существуют места скопления звёзд, объединения их в группы. Люди разделили небо на 88 участков (созвездий) и дали этим «звёздным фигурам» имена героев мифов и легенд, сказочных существ. Так появились созвездия Большая Медведица, Кассиопеи, Ориона, Лебедя и другие.
(Просмотр презентации «Созвездия» 7-15 слайд)
- Разгадайте загадку: из какого ковша
не пьют, не едят,
а только на него глядят? (созвездие Большая Медведица)
- Есть весёлый стишок об этом созвездии: две медведицы смеются:
эти звёзды нас надули!
нашим именем зовутся,
а похожи на кастрюли.
VФизминутка
Дети стараются изобразить движениями невесомость в космическом корабле.
Изображают размеры звёзд.
VIРабота в группах по новой теме.
- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с некоторыми созвездиями. Это созвездие Кассиопея, Лебедь, Орион.
*Задание: откройте учебник на стр. 41
1 команда прочитайте о созвездии Кассиопеи и расскажите другим командам.
2 команда – о созвездии Орион.
3 команда – о созвездии Лебедь.
(Выслушиваем рассказы)
*Задание:(учитель раздаёт каждой команде листы с изображением созвездий).
- Перед вами изображения созвездий, подпишите их названия.
Зарядка для глаз.
- Молодцы, вижу у вас всё получается, и вы готовы отправиться в обещенное мной, звёздное путешествие! Мы отправляемся в путешествие по Зодиаку. А что это такое, мы узнаем, когда прилетим туда.
- Итак, возьмитесь за руки, закройте глаза, опустите головы, представьте, что мы все вместе плавно по звёздному небу перелетаем в Зодиак…..Откройте глаза. Все долетели? (Да)
- Давайте подумаем, что же такое Зодиак? (Учитель вывешивает карточку со словом)
Ответы детей.
- Заглянем в наш словарь С.И.Ожегова.
«Зодиак – пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года».
- Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение дня бывает «в гостях» у разных созвездий. У каждого созвездия Солнце «гостит» примерно один месяц.
- Итак, за время путешествия по Зодиаку, мы должны узнать:
(вывешиваю карточки с вопросами на доску)
1. Как называется каждое созвездие в Зодиаке?
2. Как люди представляли себе созвездия в Зодиаке?
- Рассмотрим зодиакальные созвездия и прочитаем их названия.
- Молодцы! А теперь выполните в группах задание. (Учитель раздаёт листы с заданиями). Перед вами созвездия, пронумеруйте их в порядке их «посещения» Солнцем.
(За верные ответы – звёзды).
- С давних времён человека манило ночное время - загадочное и непонятное. Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал. Звездное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. Потом появилась наука о звездах и других небесных телах, которая стала называться «астрономия». (Учитель вывешивает карточку со словом).
(Показ 30 слайда)
- В переводе с греческого языка «астрон»-звезда, «номос»-закон. Значит, астрономия- это наука о звездах. Скажите, а как называют человека, который занимается изучением звёзд? (Астроном)
- Верно, астрономы также наблюдают за движением планет, считают, что планеты влияют на характер людей, родившихся под тем или иным созвездием.
- Наверное, каждый из вас знает свой знак Зодиака. Поднимите руку, кто знает.
- Один астроном узнал, что мы путешествуем по Зодиаку, решил заглянуть к нам в гости. Но чтобы он появился, мы снова должны закрыть глаза.
(Встаёт ученик и надевает колпаке звездочета – Шерстобоев Максим).
- Здравствуйте, дорогие любители путешествовать! Я- астроном! Вы уже познакомились с созвездиями Зодиака? (Да)
- А хотите узнать о своём знаке Зодиака? (Да)
(Астроном кратко рассказывает о каждом созвездии)
Овны–любите всё исследовать, разглядывать, требуете много времени к себе, у вас мало терпения, любите лазать по деревьям, забираться куда-нибудь, любите сорт, шумные игры.
Тельцы– ласковые, активные дети, внимательны, трудолюбимы,любят делать всё своими руками, не торопятся, любят музыку.
Близнецы– любопытны, яркие, сильный характер, отличная память, любят, когда их хвалят.
Скорпионы– любят мальчишечьи игры (солдатики,ружья), нравится что-либо выращивать в саду, часто агрессивны.
Козероги– целеустремленные, трудолюбивые, любят командовать, застенчивые, часто болеют зубы, любят быть одни.
Водолеи– любят открывать новое, путешествовать, всегда помогут, у них много знакомых, не любят ложь, обман.
Рыбы– у них хорошая память, переживают за других, заботятся о родственниках, не любят быть одни, весёлые, артистичные, музыкальные.
- Спасибо, астроном. Ребята, астроном всё правильно рассказал о вашем знаке? Это подходит к вашему характеру? (Да)
- К сожалению, наше путешествие подходит к концу и чтобы нам вернуться, надо снова взяться за руки, закрыть глаза и сосчитать хором до 5.
(Раз, два, три, четыре, пять)
VIIПодведение итогов.
- Теперь мы снова с вами на прежнем месте. Давайте вспомним всё то, что мы сегодня говорили об этом загадочном звёздном небе. Но вопросы вам буду задавать не я, а вы сами будете их задавать друг другу. Вопросы можно задавать, ориентируясь на наши карточки со словами, которые я вывешивала на доску по ходу урока. Не забывайте команды, что за верные ответы вы получаете звёздочки для своего «кусочка» неба.
Предполагаемые вопросы:
1. Что такое «Звезда»?
2. Какие бывают звёзды?
3. Как звёзды расположены на небе?
4. Какие созвездия вы запомнили?
5. Что такое «Зодиак»?
6. Сколько созвездий в Зодиаке?
7. Назовите их.
8. Как называется наука о звёздах?
- Молодцы! Вот вы и сами друг у друга проверили знания, полученные сегодня на уроке. А что бы вы ещё хотели узнать о звёздном небе? (Ответы детей)
- Вижу, что вас эта тема заинтересовала, мы обязательно к ней ещё вернёмся, но на следующих уроках.
- Наш урок начался с звёзд и закончится он тоже ими. Каждая команды сегодня набрала много разных звёзд, с помощью которых вы сейчас в своей группе сотворите свой «кусочек» неба. Возьмите клей и приклейте эти звёздочки на ваше небо.
Творческая работа в группах.
- Пока вы творите, я вам прочитаю стихотворение о звёздном небе.
Ночь пришла и на небе раскинула бусы из звезд.
И рассыпались звезды на тысячи верст
Как манят они и зовут за собой
Что вот ты готов уж идти за звездой.
Они миллионы загадок таят,
Сверкают, мерцают, на небо манят.
Вот если б имели мы крылья свои,
Смогли бы тогда улететь от земли.
И сверху увидели б, дух затая,
Как все же прекрасна наша Земля!!!
- Действительно, если присмотреться – мир прекрасен. И надо учиться видеть эту красоту, ценить и беречь её!
- Вижу вы готовы. Давайте соединим ваши «кусочки» неба в одно большое.
(Дети выносят к доске своё небо и как пазлы складывают ЗВЁЗДНОЕ НЕБО).
- Вам нравится? (ДА)
- Очень здорово получилось!!! Молодцы!
- А сейчас мне бы очень хотелось узнать, понравилось ли вам наш урок.
Если вам было легко и интересно, поднимите жёлтую звёздочку.
Если интересно, но встретили трудности – голубую.
Если вам было очень трудно – розовую.
- Я рада, что вы справедливо оценили свою работу на уроке.