Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Удивительное пищеварение в желудке

Submitted by Надежда Егоровна Иванова on чт, 28/02/2013 - 13:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Акимова Люция Павловна Иванова Надежда Егоровна
Место работы, должность: 
Республика Саха (Я) Сунтарский улус с.Сунтар Сунтарский политехнический лицей-интернат учитель биологии учитель химии
Регион: 
Республика Саха - Якутия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Сформировать знания о пищеварении в желудке

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
18
Используемые учебники и учебные пособия: 

Биология. Человек и его здоровье. 8 кл. Сонин Н.И.

Используемая методическая литература: 

 

  1. Андреева М. П. Проектные уроки как форма интеграции знаний // Химия в школе. - № 7, 2002. - с. 51-56.

  2. Кочнева Г. И. Организация проектно-созидательной формы обучения // Химия в школе. - № 8, 2000. - с. 38-40.

  3. Маюров, А.Н.Уроки культуры здоровья. В здоровом теле- здоровый дух: Учебное пособие для ученика и учителя, 7-11 классы. Кн.1/А.Н.Маюров, Я.А.Маюров- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 128с.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  5. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2001.

  6. Резанова, Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах/ Е.А Резанова, И.П. Антонова и др.- М.: Издат-школа, 2000.-208с.

Используемое оборудование: 

 

  • мобильный компьютерный класс /10 ноутбуков/ с операционной системы Windows XP и Mac OS X;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • встроенная веб-камера на ноутбуке;

  • портативный специализированный регистратор данных USB Link;

  • датчик pH-метр DT016-A

Используемые ЦОР: 

 

  • Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/

  • Анатомия и физиология человека - http://video.mail.ru/mail/

  • Открытые Образовательные Модульные Мультимедиа Системы (ОМС)

Краткое описание: 
Данный урок проводится по модульной технологии, где учащиеся изучают новую тему самостоятельно, а учитель является тьютером. Самая эффективная, на наш взгляд, в настоящее время форма реализации межпредметных связей – интеграция, которая помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин, использование междисциплинарных методов обучения. Представленный на конкурс интегрированный урок биология-химия представляет собой часть темы «Пищеварение» в учебнике Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек и темы «Основные классы неорганических веществ» «Свойства кислот» учебника Химия… На уроке использованы электронный учебник: Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс. Серия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, ресурсы ОМС, цифровая лаборатория Архимед 4.0, видеофильмы и образовательные ресурсы сети Интернет. Методика данного урока позволила проявить всем учащимся класса в течение всего урока познавательную активность и интерес. Использование ИКТ стимулирует мотивацию учащихся на результативность и успех.

 

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

Тема: удивительное пищеварение в желудке

Цель: сформировать знания о пищеварении в желудке.

Задачи:

образовательные: знакомство с методами изучения и строения желудка, изучениепроцессов изменения пищи в желудке, регуляциижелудочного сокоотделения, определение среды в пищевых продуктах.

развивающие: развитие умения анализировать и систематизировать информацию, навыков работы цифровыми образовательными ресурсами и исследовательскойи творческой деятельности.

воспитательные: формирование коммуникативной компетентности и представления о необходимости правильного питания

Оборудование: учебник Н. И. Сонина для курса биологии «Человек и его здоровье» 8 класс, информационные листы и формы отчета для работы в группах, компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, Цифровая лаборатория Архимед 4.0

 

Ход урока:

«Наша жизнь зависит от пищи, наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение тканей. Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни - всё это результат нашего питания. Мы то, что мы едим. Правильное питание - улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения». Поль Брэгг (слайд 2)

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (слайд 3)

Сегодня мы продолжаем изучать изменение пищи в органах пищеварительного канала. О каком органе пойдёт речь, догадайтесь сами: Просмотр видеофильма «Механизм работы пищеварительной системы» /http://video-tub-ru.yandex.net/i?id=24668835-01-12/

Этот орган – эластичный, мышечный трёхслойный мешок, выделяет соляную кислоту, слизь и пищеварительный сок.

Верно, речь пойдёт о желудке. Запишите тему урока в тетради и придумайте предполагаемую цель урока: Сформировать знания о пищеварении в желудке. (слайд 2)

ЭТАП ТЕОРИЯ С ПРАКТИКОЙ (слайд 4)

На рабочих столах найти папку «Пищеварение в желудке» и приступить к самостоятельному изучению темы, выполняя задания на информационном листе обучающихся и внести в форму отчета. (Приложение 1,2)

1. Методы изучения желудка.

Просмотр видеофильма по адресу [BIO8_05-35]_[MV_03]. После просмотра обучающиеся отвечают на вопрос «Как называется метод, снятый в данном видеофильме и для чего применяется»? (Метод зондирования применяется для изучения слизистой оболочки органов пищеварительной системы при воспалительных процессах, заболеваниях желудочно-кишечного тракта).

2. Строение желудка. Знакомство со строением желудка и его описание обучающимися. (Рабочий стол - Папка БИО_ОМС – 8 класс – DL_RES_00000886-1000-4dd-aes9-4600475d60a7.zip)

Желудок - самая расширенная часть пищеварительного канала. Он имеет два отверстия: входное – там, где в него впадает пищевод, и выводное – в том месте, где начинается двенадцатиперстная кишка. Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л.

Формы и размеры также зависят от тонуса мускулатуры его стенок, от количества принятой пищи, положение тела.

Желудок имеет две стенки – переднюю и заднюю.

Нижний край выпуклый, верхний – вогнутый.

Желудок имеет дно и тело.

3. Состав и действие желудочного сока.

Обучающиеся изучают текстовый документ и заполняют таблицу «Расщепление веществ в желудке» в форме отчета.(Приложение 2)

На поверхности слизистой оболочки открываются многочисленные железы желудка (до 35 млн), выделяющие желудочный сок. Они различаются по строению и функциям. Одни выделяют пищеварительные ферменты, вторые – соляную кислоту, третьи – слизистый секрет муцин и биологически активные вещества.

Чистый желудочный сок представляет собой бесцветную жидкость кислой реакции (рН 0,8–1,2), в состав которой входят: пищеварительные ферменты, соляная кислота, слизь, биологически активные вещества. Кислая реакция зависит от наличия соляной кислоты,

Желудочный сок способен расщеплять белки и жиры благодаря наличию в нем ферментов. В желудочном соке имеются два белковых фермента – пепсин и химозин: Пепсин расщепляет белки только при кислой реакции при температуре внутренней среды организма.(37 градусов). Пепсин активизируется соляной кислотой. Он расщепляет белки до полипептидов различной степени сложности. Пепсин быстро расщепляет белки мяса и яиц, очень медленно - белки хрящей и сухожилий.

Содержащийся в желудочном соке фермент липаза расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот (рН 5,9–7,9) Но действует он только на жиры, находящиеся в состоянии эмульсии (главным образом молоко). Поэтому желудочная липаза у взрослых людей большого значения не имеет.

Слизь вырабатывается всеми, но больше добавочными клетками слизистой оболочки желудка. Слой слизи предохраняет оболочку желудка от механических, химических, температурных повреждений, от ее самопереваривания под действием HCl и пепсинов.

Находясь в свободном и связанном состоянии, соляная кислота выполняет большую роль в пищеварении:

активирует пепсин и создает для его действия кислую среду;

денатурирует белки, в результате чего они набухают, что облегчает их гидролиз;

действует бактерицидно на гнилосную микрофлору;

 

Что расщепляется?

До каких веществ?

Среда

Температура

Фермент

белки

полипептидов

кислая

тела

пепсинхимозин

жиры

до глицерина и жирных кислот

щелочная

тела

липаза

4. Кислотность (рН) показатель.

Знакомство обучающихся с текстовым документом – подготовка к выполнению проектно-исследовательской работы.

Водородный показатель

Кислотность - это водородный показатель рН, который характеризует кислотность. Растворы бывают:

  • кислые, когда показатель рН меньше 7;

  • нейтральными, когда показатель рН равен 7;

  • щелочными, когда показатель рН больше 7.

Водородный показатель, pH (произносится «пэ аш»), — это мера активности (в случае разбавленных растворов совпадает с концентрацией) ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность, вычисляется как отрицательный десятичный логарифм концентрации водородных ионов, выраженной в молях на литр:

 

Кислотность водного раствора обусловлена наличие в нем положительных водородных ионов Н+ и оценивается концентрацией в 1 литре раствора C(H+) (моль/л или г/л). В абсолютно чистой воде концентрации ионов Н+ и ОН– равны и раствор нейтрален. В кислых растворах преобладают ионы Н+, в щелочных – ионы ОН–, однако их произведение в любых условиях постоянно. Следовательно, увеличение концентрации одного типа ионов приводит к уменьшению концентрации другого типа в том же количестве. На практике степень кислотности (или щелочности) раствора выражается водородным показателем рН (от латинского «пундус гидрогениум» — вес водорода), представляющим собой отрицательный десятичный логарифм молярной концентрации водородных ионов рН = –lgC(H+). Эта величина может изменяться в небольших пределах – всего от –1 до 15 (а чаще – от 0 до 14). При этом изменению концентрации ионов Н+ в 10 раз соответствует изменение рН на одну единицу. Таким образом, концентрация водородных ионов в среде с рН = 5 в 10, 100 и 1000 раз выше, чем в среде с рН = 6, 7 и 8 соответственно.

рН в желудке

  • Максимальная теоретически возможная кислотность в желудке: 0,86 рН (соответствует кислотопродукции 160 ммоль/л).

  • Минимальная теоретически возможная кислотность в желудке: 8,3 рН (соответствует рН насыщенного раствора ионов HCO3-).

  • Нормальная кислотность в просвете тела желудка натощак: 1,5 — 2,0 рН.

  • Кислотность на поверхности эпителиального слоя, обращённого в просвет желудка: 1,5 — 2,0 рН.

  • Кислотность в глубине эпителиального слоя желудка: около 7,0 рН.

  • Нормальнаякислотнось в антральном отделе желудка: 1,3 — 7,4 рН.

5. Действие желудочного сока на белок.

Обучающиеся выполняют виртуальную лабораторную работу (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000888-1000-4ddd-90d6-4b00475d60a7/12_0001.swf) и делают вывод: под действием фермента желудочного сока белки растворяются, вставляют скриншотом в форму отчета. (Приложение 2)

 

6. Пищеварение в желудке. Просмотр видеофильма. (http://video-tub-ru.yandex.net/i?id=46508334-04-12).

7. Регуляция желудочного сокоотделения.

А. Изучение текстового документа.

Регуляция секреции желудка

Секреция желудочных желез наступает под влиянием нервных и гуморальных раздражителей, возникающих при поступлении пищи в желудочно-кишечный тракт, а также при виде и запахе пищи.

При виде, запахе пищи выделяется желудочный сок, который подготавливает желудок к пищеварению. Этот условно-рефлекторно выделяющийся сок И.П.Павлов назвал запальным или «аппетитным».

Установлено, что поступление пищи в полость рта и глотки рефлекторно возбуждает секрецию желудочных желез. Данный рефлекс является безусловным.

Под влиянием механического раздражения пищей в определенной области желудка вырабатывается активный гормон гастрин. Гастрин всасывается в кровь, ее током приносится к желудочным железам и стимулирует их деятельность. Кроме гастрина, химическим раздражителем активности желудочных желез является гистамин, который стимулирует деятельность обкладочных клеток желудка, выделяющих соляную кислоту.

Б. Дописать схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКТИРУЮЩИЙ ЭТАП (слайд 5)

Выполнение интерактивного «Пищеварение в полости рта и желудке» (Электронный учебник: Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс Урок 29 «Пищеварение в полости рта и желудке»). Оценки вставляют в форму отчета скриншотом. (Приложение 2)

 

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП (слайд 6)

1. Проведение эксперимента «Кислотность напитков» с помощью Цифровой лаборатории Архимед 4.0 проводят по инструктивной карточке.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Методика исследования кислотности/рН/напитков

Основой лабора­тории Архимед является портативный специализированный регистратор данных USBLink. USBLink- маленький и простой интерфейс датчиков, который можно подключить к USB -порту любого компьютера. Программное обеспечение USBLink MultiLab/. Программное обеспечение MultiLab – идеальный инструмент для практического обучения

  • Отображение данных в виде графиков, таблиц или показаний шкалы прибора.

  • Получение данных от устройства USBLink в режиме реального времени.

  • Ж

    Фото 1.

    урналы экспериментов, включающее в себя одновременно инструкции по проведению эксперимента, его настройки и отчет.

     

  • Мультимедийные возможности, позволяющие сопровождать полученные данные синхронизированными видео- и аудиоматериалами.

  • Полная совместимость с такими программными приложениями, как WORD и EXCEL.

  1. Собратьу становку опыта

  2. ПодключатьUSBLink к USB порту ПК. Подключать датчик рН к Входу 1(I/О - 1) регистратора данных USBLink.

  3. З

    Рис. 1

    апускатьMultiLab и устанавливать параметры измерений, открыв окно настроек при помощи кнопки (рис.1)

     

Настройка регистратора:

Частота:

50 замеров/секунду

Время

40 секунд

  1. Прилить в пробирку исследуемый напиток. Погрузить датчик рН.

  2. Начинать эксперимент, для этого нажимаем кнопку Старт на панели инструментов MultiLab. Показания датчиков будут отображаются на экране в виде графика и таблицы.

  3. Записывать данные в течение 40 секунд.

  4. Останавливаем регистрацию, нажав кнопку Стопна панели инструментов MultiLab и сохраняем данные опыта.

  5. П

    Рис. 2

    овторность эксперимента – 3-кратная.

     

  6. О

    Фото 4.

    ткрывать сохраненные файлы результатов экспериментов.

     

  7. Сделать скриншоты (рис.2) и сохранить

  8. Зафиксируйте результаты в сводную таблицу

К

Рис. 2

Рис. 3

ислотность /рН/ напитков и воды

 

Напиток

Кислотность рН

Примечание

Вода

 

Диапазон рН по ГОСТу

для питьевой воды 6-9

Слюна

 

6,8-7,4

Желудочный сок

 

1,5-2,5

11. Сравнить полученные показатели друг с другом, с водой и с данными кислотности слюны и желудочного сока;

12. Сделать выводы и дать рекомендации

2. Гигиена пищеварения

Выявление причин возникновения заболеваний желудка и занесение в форму отчета (Приложение 2) рекомендаций по профилактике заболеваний желудка.

Среди внешних факторов, которые неблагоприятно сказываются на работе желудка и способствуют возникновению заболеваний желудка наиболее важными являются:

-курение, злоупотребление алкоголем, кофеин-содержащими напитками,

-стрессы, депрессия, нерегулярное питание,

-злоупотребление пряностями, острой, перчёной, солёной, копчёной, жареной, горячей, холодной пищей, газированными напитками.

3. Создание паспорта проекта.

Требования к оформлению паспорта проекта:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Определение кислотности напитков

Учебный предмет

Химия + Биология

Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс)

 

Руководитель проекта

 

Тип проекта

Исследовательский

Актуальность

 

Злоупотребление газированных напитков детьми и подростками.

Цель проекта

 

Задачи проекта

  • Выбрать питьевые напитки для проведения исследования;

  • Исследовать кислотность напитков;

  • Сравнить показатели друг с другом, с водой и желудочного сока;

  • Дать рекомендации

 

Объект исследования

 

Оборудование

 

Ноутбук с программой MultiLab, регистратор данных USBLink, датчик рН и соединительный провод для датчика, лабораторный штатив, инструктивная карточка, химические стаканы (15 шт.)

Результаты эксперимента (фото, диаграммы – скриншот.)

 

Анализ результатов (Сравнить полученные показатели друг с другом, с водой и с данными кислотности слюны и желудочного сока)

 

Выводы

 

Рекомендации

 

 

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП (слайд 7)

  1. Анализ и защита отчета о проделанной работе и паспорта проекта по группам с демонстрацией на интерактивной доске.

Учитель биологии: Сегодня мы узнали много нового и интересного, а главное полезного!

Учитель химии: Посмотрели на себя изнутри, увидели химические процессы, происходящие в пищеварительной системе.

2. Подведение итогов работы. Выставление оценок, домашнее задание (с. 180-181, вопросы 1-4, с 186)

Прикрепленный файл Size
Конспект_урока_удивительное_превращение_в_желудке.doc 1.54 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн