Исследовательская и проектная деятельность: мода или всерьёз и надолго?
Ответов - 5
Wed, 29/04/2009 - 12:05
Светлана Владимировна Карастелина
На сайте с: 20/02/2009
Баллы: 282
Сейчас много публикуется материалов о проектном и исследовательском методах обучения, но практически нет публикаций об организации непосредственно исследовательской деятельности в рамках урока математики в основной и старшей школе. Выскажите своё мнение, отношение к данной проблеме. Поделитесь опытом организации исследований учащихся. Имеете ли Вы практику собственных педагогических или научных исследований?
Поскольку мы ограничены временной рамкой программы, а занятие исследовательской деятельностью требует много времени и затрат, то такой исследовательской деятельностью на уроках занимается небольшое количество человек и этому уделяется мало времени.
Ребята увлечённо занимаются исследовательской деятелностью при подготовке к школьной научной конференции. А исследовательская деятельность в рамках урока - это вопрос сложнее. Для этого не всегда хватает знаний, опыта (мы делаем первые робкие шаги). Действительно, нет публикаций об организации исследовательской деятельности в рамках урока. Они бы существенно помогли нам в работе.
Это очередная мода,как раньше была мода на липецкий метод,"шаталовский"метод,эвристический,поисковый,частично-поисковый и другие методы.Сейчас модно говорить про исследовательскую и проектную деятельность.В УМК Г.В.Дорофеева и др.,начиная с 6класса, есть"задачи-исследования",на которые обычно не хватает времени,поэтому эти задачи и дополнительный материал рубрики(Для тех,кому интересно)целесообразно вынести в курс по выбору и рассматривать в "Openclasse"школьного сетевого математического сообщества.
Любая математическая задача - это уже исследование. Важно суметьправильно организовать процесс. Имеется определенный алгоритм. Главное, что результат исследования заранее неизвестен учащемуся, он выдвигает гипотезы и потверждает одну из них.
Мне сейчас необходимоуяснить для себя четкую разницу между проблемным методом и иссл - им: ведь оба они начинаются с постановки проблемы.Это первое. И второе, можно ли лабораторную работу считать одной из форм исследовательской д- сти.
Согласна с Мещаниновой Ольгой: "Любая математическая задача - это уже исследование. Важно суметь правильно организовать процесс". Я опубликовала проблемно-исследовательский урок "Функционально-графический подход к решению задач с параметром", который предполагает рождение на самом уроке, без домашних заготовок, мини-проекты: составить задачу с параметром, следуя алгоритму "от картинки к задаче". Таким образом я подтвердила мысль Мещаниновой О.: "Имеется определенный алгоритм. Главное, что результат исследования заранее неизвестен учащемуся." Мой урок был проведен ещё в 2007 году в рамках районного конкурса "Учитель года".
Думаю, что лабораторную работу нельзя считать одной из форм исследовательской деятельности, так как результат заранее известен, хотя вопрос спорный: ведь результат известен учителю?!
Комментарий был изменен с момента создания (echudaeva, вс, 04/10/2009 - 19:26).
Сейчас много публикуется материалов о проектном и исследовательском методах обучения, но практически нет публикаций об организации непосредственно исследовательской деятельности в рамках урока математики в основной и старшей школе. Выскажите своё мнение, отношение к данной проблеме. Поделитесь опытом организации исследований учащихся. Имеете ли Вы практику собственных педагогических или научных исследований?