Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.
Эпиграфом к нашему уроку будут словаизвестного лингвистаИзмаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда». Слайд 2.
А тему урока вы сформулируете сами, познакомившись с грамматической сказкой Валерия Михайловича Бурмако.
Постановка целей, задачей урока.
Слайд 3.
Инсценировка
Учитель, ученики (с табличками со словами «НАС», «ДОМИК», «ПОРАЗИЛ, «СКАЗОЧНЫЙ», «У ДОРОГИ»)
Однажды повелитель страны Грамматика Великий Синтаксис решил устроить прием и созвал всех своих подданных. Главные и второстепенные члены предложения «НАС ПОРАЗИЛ СКАЗОЧНЫЙ ДОМИК У ДОРОГИ», явившиеся во дворец, быстро заняли свои места на стульях с надписями «подлежащее», «сказуемое», «дополнение», «определение», «обстоятельство». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что существительное с предлогом У ДОРОГИ до сих пор не садится.
— Занимайте скорее место,— предложил Синтаксис.
— А я не знаю, куда садиться,— отвечал смущённый член предложения.
— Как не знаете? — удивился Синтаксис.— Вы отвечаете на вопрос ГДЕ? и обозначаете место — садитесь на стул обстоятельства.
— Но я отношусь к слову ДОМ (ДОМ У ДОРОГИ), отвечаю ещё на вопрос КАКОЙ?, поэтому должен быть ещё и определением, ведь слово дом предмет, а не действие.
— Вот загвоздка,— проговорил Синтаксис,— это и определение, и обстоятельство вместе? А садитесь-ка Вы на два стула!Слайд 4.
Так и сидят на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения: дополнения и определения (мысль о поездке – о чем?, какая?), дополнения и обстоятельства (оповестить через газету – через что?, как?), определения и обстоятельства (дом у дороги – какой?, где?). Одно значение член предложения имеет сам, а второе ему приносит слово, к которому он относится…
??? Сформулируйте тему урока. / Второстепенные члены предложения. повторение.Слайд 5
Определите задачи, которые мы будем решать на уроке. / повторить сведения о второстепенных членах предложения,закрепить умение различать второстепенные члены предложения, совершенствовать навык синтаксического разбора простого предложения.Слайд 6.
Актуализация знаний.
На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.
Терминологический словарный диктант– ключевые понятия темы.
синтАксис и пуНКТуАцИя
словОсОчЕтание
распространеННые и НЕраспространеННые предложения
граММатическая основа
второстепеННые члены
Самопроверка.
Слайд 6.
Индивидуальная работа у доски: 3 ученика готовят связные ответы, используя раздаточный материал о второстепенных членах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Слайд 7, 8, 9. Тест с самопроверкой «Второстепенные члены предложения».
Задание 2. Выполните тест.
1.Указать предложения с дополнениями.
а) Слово – дело великое.
б) Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их.
в) Словом можно смертельно обидеть человека.
г) Но оно же может и спасти…
2. Указать предложения с определениями.
а) Язык – это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил.
б) Это образ жизни; воздух, которым мы дышим; вода, которую пьем…
в) Это еще и музыка, которую мы слышим.
г) Это ключик к познанию истории, мудрости народ.
3.Указать предложение с обстоятельствами.
а)Вернейший способ узнать человека – послушать его.
б) Речь – зеркало внутреннего мира человека.
в) Мы обращаем внимание не только на манеру человека держать себя, его походку, поведение, но и на речь.
г) Ведьречь – гораздо более точный показатель его человеческих качеств.
Погружение в языковую среду.
А мы продолжаем работу над родным языком.
Следующий этап нашего урока – орфографическая и пунктуационная разминка.
Индивидуальная работа у доски.Списать текст стихотворении В.Федорова, вставляя пропущенные орфо- и пунктограммы.
Слова дрова. Нас греет реч(?)
Нас мыслей обж_га_т пламя.
Душа пытливая как печ(?)
Всё время топ_тся словами.
???Определите тип и стиль речи данного текста, аргументируя свою точку зрения. / тип речи - рассуждение, стиль - художественный: стихотворение наполнено тропами: метафоры (греет речь, пламя мысли), сравнениями (душа пытливая, как печь, слова - дрова).
Какова основная мысль стихотворения Василия Федорова? / речь человека - это отображение его внутреннего мира.
???Выделите грамматические основы в предложениях, укажите вид сказуемых.
Лингвистический эксперимент.
Прочитайте отрывок из стихотворения И.А.Реформатского.
Слово ........................................... не ново,
И .................... я восславлю ................. .
Слово - ....................................................основа,
Слово ......................................... голова.
Задание 3:
Вставьте в стихотворение подходящие по смыслу второстепенные члены.
Проверьте себя.
Слово о словевовсе не ново,
Ивсе же я снова восславлю слово.
Слово - всей нашей жизни основа,
Жить и любить невозможно без слова,
С нами всюду всегдаслова,
Слово в жизни всему голова.
??? Назовите второстепенные члены, аргументируя свой ответ.
??? Сделайте вывод о роли второстепенных членов в предложении. Слайд 12.
Непрерывная работа над словом – тяжелый труд, и вас ждет следующее задание.
Задание 4:
Осложненное списывание.Слайд 13.
Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.
Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, иумнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать… (М.Горький)
Задание по тексту:
1)Определите тему и основную мысль текста. / Текст о языке, об отношении к нему. Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.
2) Передать содержание текста одним предложением / Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.
Задание по тексту:
1) а) Найдите второстепенный член предложения, который, по образному замечанию В.М. Бурмако, «сидит на двух стульях» / мысли людей
б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения, аргументируйте свой ответ/управление, дополнение (мысли кого? людей), определение (мысли чьи? людей).
в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование / (людские мысли)
СамопроверкаСлайд 14.
2) Найдите в тексте, аргументируя свой ответ
А) согласованное определение /родной язык, свою мысль, другому человеку
Д) обстоятельство образа действия /хорошо говорить, легче будет жить
Задание 5. Запишите предложениепод диктовку,разберите его синтаксически.
Ребенок еще не научился говорить, а его слух уже ловит журчание сказки бабушки, колыбельной песни мамы. / (Пов., невоскл., сл., союзн., ССП, 1 часть – двусост., распр., неосл., 2 часть – двусост., распр., осл. одн дополнениями)
Найдите сложные случаи различения второстепенных членов предложения: журчание (какое? чего?) сказки, песни; сказки (чьей? кого?) бабушки; песни (чьей? кого?) мамы; не научился (чему?) говорить.
Еще одна сложность в определении второстепенных членов предложения – выявление синтаксической роли инфинитива.
Работа с опорной таблицей «Синтаксическая роль инфинитива» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Задание 6.Слайд 15.
а) Когда возникает желание посоветоваться с умным другом, бери в руки томик Пушкина. (определение)
б) Настоящая поэзия может очаровывать. (сказуемое)
в) Юные читатели пришли в библиотеку познакомиться с новинками художественной литературы.(обстоятельство)
г) Писатель учит нас понимать прекрасное. (дополнение)
Мы повторили сведения о второстепенных членах предложения, выполнили ряд тренировочных упражнений, а теперь вам ждет тестовая работа с текстом.
(1) Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. (2) Речь человека — зеркало его самого. (3) Все лживое и пошлое, каким бы сильным ни было наше желание скрыть это от других, вся пустота или грубость прорываются в речи, как проявляется в ней благородство, глубина мыслей и чувств.
(4) ...С помощью языка ребенок учится постигать мир. (5) Первый и самый важный предмет в школе — это родная речь. (6) И как бы ни были важны другие науки, главным достоянием для нас остается могучий, полный разума и свободы русский язык. (7) Он требует к себе активного отношения. (8) Языку надо учиться. (9) Каждый день. (10) Всю жизнь.
(И.Ф. Толстой)
1. В каком предложении сформулирована основная мысль текста?
1) в 1-ом
2) в 4-ом
3) в 6-ом
2. В предложении 6 отсутствует второстепенный член предложения
1) определение
2) дополнение
3) обстоятельство
3. В предложении 3 инфинитив выполняет роль
1) сказуемого
2) определения
3) дополнения
4) обстоятельства
4. Выпиши из предложения 5 второстепенный член предложения, совмещающий в себе роль определения и обстоятельства.
5. Определи синтаксическую функцию инфинитива в предложении 4.
СамопроверкаСлайд 16.
Домашнее задание.
Слайд 17.Домашнее заданиеразноуровнего характера (творческая работа или выписывание предложений из текста, синтаксический разбор предложений).
Рефлексия.
Слайд 18. Оцените свою работу на уроке. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)