Интегрированное занятие «Человек эпохи Возрождения»
Submitted by Татьяна Михайловна Солодкова on Sat, 16/02/2013 - 13:23
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»
ИСТОРИЯ, ЛИТЕРАТУРА, «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ», ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Преподаватель Солодкова Татьяна Михайловна
Цель:Сформировать представление об эпохе Возрождения, создавшей новую культуру, главной ценностью которой был человек. Развитие монологической речи учащихся, умения составлять тезисы, обобщать делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Воспитание уважения к творчеству великих деятелей культуры, понимания главных нравственных ценностей.
Задачи:
образовательная: дать общую характеристику историческому периоду – Эпоха Возрождения; создать условия для изучения и повторения учащимися произведений великих мастеров эпохи Возрождения Италии, Нидерландов, Германии 15 – 16 веков;
понять отличительную особенность произведений итальянского Возрождения и Сев. Европы по отношению к личности Человека;
сопоставить проявления гуманизма в произведениях искусства, отражающих интерес к Человеку, его делам, воспевание духовной и физической красоты итальянского Возрождения и Сев. Европы;
развивающая:развивать способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров;
развитие творческих способностей в поисково – исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности;
развивать интерес к историческим событиям.
развивать интерес к работам философов и поэтов и их взглядами на изменения, происходившие в разных странах
развивать умение сопоставлять события разных эпох.
развивать умение самостоятельно добывать знания по заданной теме.
воспитательная:воспитание художественного вкуса; выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой художественной культуры и умение находить в них духовно – ценностные ориентиры;воспитание умения через прошлое оценивать настоящее; воспитание осознания значения образования для любого человека.
Тип урока: ПМПЗ /педагогическая мастерская построения знаний/
Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма. Именно в нем и происходит формирование основ новоевропейского чувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающей собственную ценность, активно действующей и испытывающей потребность в свободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервые становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот грандиозный перелом в культуре как раз и происходит в Ренессансе — новый способ мировидения формируется в Италии в первой половине XV в. Происходит утверждение человеческой личности в культуре. Впервые произошло обособление этой личности, выделение ее из мира. В итоге произошел распад целого мира на отдельные индивидуализированные и начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс не был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо меньше распространяясь на другие вещи мира. Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как активное, деятельное начало. В связи с этим была остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек. В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип — «hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую афористическую формулу: «человек — кузнец своего счастья».
Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран…
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
Чтобы лучше понять, чем знаменит этот век, что внес он в развитие мировой культуры, обратимся к сонетам Валерия Брюсова « Светоч мысли». Так он назвал сонеты, в которых проследил, как человек открывал для себя тайны природы, постигал законы мироздания, познавал себя. Познакомимся с сонетом «Возрождение».
Во все века жила, затаена,
И жажда светлых, благостных веселий.
Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь запели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь - весна
Вошла, напомнив о любви, о теле ;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
Те плыли за Колумбом в даль Америк,
Те с Кортецом несли на чуждый брег
Крест, чтоб с ним меч победно пронести.
Стремились все- открыть, изобрести,
Найти, создать…Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.