Алгоритм изучения и характеристики государства.
- Определите форму правления государством.
- Раскройте систему политического устройства государства:
- глава государства, его полномочия;
- система законодательных органов (структура, способ формирования, полномочия);
- судебные органы;
- механизмы воздействия общества на власть;
- соотношение прав законодательной и судебной власти.
- Назовите основные политические партии и движения:
- краткая характеристика программ;
- методы их реализации;
- социальный состав;
- чьи интересы выражают;
- положение в политической системе.
- Укажите перспективы данного политического строя для страны.
Алгоритм раскрытия экономического развития страны.
- Влияние географического положения страны на развитие хозяйства.
- Направления государственной экономической политики.
- Развитие промышленности (ремесел): районы; специализация регионов; типы промышленных предприятий; технические достижения; объем выпускаемой продукции; ее потребление населением.
- Развитие торговли.
- Развитие сельского хозяйства: земледелие (разновидности культур, развитие орудий труда и сельскохозяйственной техники, урожайность); скотоводство; промыслы; объем производимой продукции и пути ее реализации.
- Развитие форм собственности.
- Финансовое развитие страны (состояние денежной системы; банки, ростовщичество); финансовая политика государства.
- Роль экономики в социально-политическом развитии страны.
- Место страны в мировом производстве.
- Аспект собственности (уровень развития форм собственности).
Алгоритм раскрытия социального развития страны.
- Социальная основа (слои, группы и их взаимоотношения).
- Государственный курс социальной политики.
- Этнический, религиозный состав общества.
- Межэтнические отношения.
- Образ жизни различных слоев общества данной страны.
Алгоритм раскрытия политического развития страны.
Внутриполитический аспект.
- Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти.
- Административно-территориальное деление.
- местные органы самоуправления и управления.
- Форма власти (характеристика власти с точки зрения её источника: монархия или республика).
- Право (характеристика правового государства, статусы граждан).
- Преобразования во внутренней и внешней политике (характеристика экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства).
- Состояние войска.
Внешнеполитический аспект.
- Внешнеполитический курс государства.
- Основные направления внешней политики государства.
- Положение страны в мировом сообществе государств.
- Участие страны в международных организациях.
- Влияние политических группировок на внешнюю политику.
- Организация внешнеполитических ведомств.
- Итоги внешнеполитического курса данной страны за определенный (данный) период.
Алгоритм раскрытия культурного развития общества, государства.
- Ценностные ориентации (морально-нравственные нормы общества).
- Общественные идеи данного периода.
- Право (характеристика правового статуса граждан).
- Роль религии (характеристика её основных течений страны).
- Система образования.
- Искусство (характеристика его основных направлений).
- Роль науки (характеристика естественных, технических, гуманитарных знаний).
Алгоритм изучения общественных движений (политических, социальных, национальных).
- Определите масштабы движения, проанализируйте социальный состав его участников.
- Раскройте причины и цели общественного движения: против чего или кого оно было направлено.
- Определите цели и требования (экономические и политические) участников общественного движения, средства и методы их достижения (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акции протеста или гражданского неповиновения и т. п.).
- Степень организованности движения.
- Его итоги и последствия: раскройте причины успеха или неудач данного движения.
- Обобщите и оцените историческое значение движения.
Алгоритм сравнения.
- Выделите сопоставимые признаки однородных явлений.
- Установите порядок сравнения этих признаков, расположив их по степени важности в зависимости от ведущего признака.
- Перечислите и оцените черты сходства, а затем различия.
- Сделайте обобщённые выводы на основе сравнения событий, явлений в их развитии.
Алгоритм изучения крестьянских выступлений.
- Опишите социально-экономическую ситуацию в стране.
- Раскройте причины выступления крестьян:
- внутренние: экономические, политические, социальные;
- укажите районы социальной активности крестьян;
- опишите основные события (по этапам);
- определите основные итоги каждого из этапов;
- вы делите причины успеха или неудачи той или иной стороны.
- Дайте характеристику предводителя крестьян.
- Определите характер выступления:
- состав восставших;
- их вооружение и организация;
- требования основных групп восставших.
- Обобщите и оцените итоги и значение выступлений крестьян.
Алгоритм изучения военных событий.
- Причины и повод вооруженного столкновения (войны).
- Воюющие страны, военно-политические блоки.
- Готовность сторон к войне.
- Хронологические рамки войны.
- Этапы.
- Ход военных действий (по этапам):
- планы сторон на начало каждого этапа;
- основные сражения и события;
- особенности стратегии и тактики;
- военные и политические итоги этапа;
- причины успеха или неудачи той или иной стороны;
- полководцы и другие героические участники военных действий.
- Военные и политические итоги вооруженной борьбы: условия мира.
- Значение этой победы, уроки.
- Международные последствия войны.
Алгоритм изучения революции.
- Определите предпосылки и причины революции.
- Задачи и характер революции.
- Время и место начала выступлений; требования выступавших; реакция властей.
- Движущие силы, основные группы участников.
- Ход революции:
- основные этапы;
- масштабы выступления;
- методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, акции протеста или гражданского неповиновения и т. п.).
- Лидеры и их политические позиции, цели (стратегия), методы и средства их достижения (тактика).
- Особенности данной революции; решение вопроса о власти.
- Итоги и результаты.
- Значение революции.
- Оценка её с позиций различных политических деятелей.
Революция-это глубокие, качественные изменения, резкий переворот в экономике, науке, культуре, мировоззрении, обществе.
Социальная революция- резкий переворот, в результате которого на смену одним общественным силам приходят другие.
Революционная ситуация-совокупность обстоятельств экономической, политической, общественной жизни, создающая возможность осуществления революции (объективные факторы).Для победы революции необходимо наличие и субъективных факторов: степень готовности, организации, сознательности, сплочённости масс, правильности политики революционных партий.
Революция «сверху»-крутой переворот всего уклада общественной жизни, производимый самой государственной властью.
Революция «снизу»-резкий переворот во всех сферах жизни общества, государства в результате вооружённой борьбы представителей разных слоёв общества и власти.
Алгоритм характеристики и оценки выдающегося исторического деятеля.
1.Историческая обстановка.
- Ближайшее окружение.
- Основные черты характера, представления о морали, общественно-политические взгляды.
- Род его деятельности.
- Интересы какого социального слоя он выражал. Его единомышленники.
- Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению государственных, исторических задач.
- Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.
- Результаты его деятельности.
- Оцените его роль в истории:
- по результатам его деятельности;
- по значимости этой личности для страны, народа;
- по его влиянию на последующий ход событий и т. д.;
- по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения.
- Причины успеха или неуспеха этого исторического деятеля. Ваше отношение к нему.
Алгоритм анализа альтернативных ситуаций.
- Сформулируйте суть предлагаемых решений.
- Выявите историческую обусловленность каждого из вариантов.
- Объясните достоинства выбранного пути.
- Объясните недостатки выбранного пути.
- Покажите достоинства и недостатки отвергнутого пути развития.
- Оцените произведённый выбор.
7. Определите своё отношение к каждому из вариантов.
|
На: Алгоритм изучения материала на уроках истории
Советую посмотреть