Submitted by Вера Николаевна Жидкова on Fri, 08/02/2013 - 17:09
Тема урока: Род имен существительных
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР): учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; получит возможность к выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;
Метапредметные (МПР): принимать и сохранять учебную задачу; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные (ПР): определять грамматический признак имени существительного – род; классифицировать имена существительные по родам;
Цель урока: Формировать знания о роде имен существительных.
Тип урока: урок «открытия» нового знания;
Этап
урока
Цель этапа
(формируемые УУД)
Результат
Деятельность
педагога
Деятельность учащихся
Содержание учебного материала
ФОУД
Методы и приемы работы
Оценка
Врем.
мин.
Организационный момент
Создание
положительного настроя.
Дети готовы к уроку.
Создание доброжелательной атмосферы, мотивация к учебной деятельности.
Проверяет готовность детей к уроку.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!
фронтальная
Словесные
самооценка
1-2
Актуализация знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Повторили орфограммы: безударная гласная в корне слова, непроизносимая согласная в корне слова, парная согласная на конце слова, правописание разделительного мягкого знака, правописание –о,е, после шипящих, правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова.
Актуализировать знания об изученных орфограммах, расширить словарный запас обучающихся, побуждает к поиску учебной информации в справочниках, словарях.
Акцентирует внимание детей на лексическое значение слова «профессия».
Учитель задаёт вопросы: - Какое слово затрудняет выполнение задания? (профессия)
- почему? (не знаем правописание этого слова)
- определите его лексическое значения
- если затрудняетесь, обратитесь к лексическому словарю
Применяют изученные орфограммы , дают объяснение выбора необходимой буквы.
Используют толковый и орфографический словари для определения правильного написания слова и его значения.
Работа печатным словом, словарями, заданием на презентации POWERPOINT;
сотрудничество
7
Постановка цели урока в начале или в процессе урока
Постановка дидактической цели урока.
-Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно .
-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-Осуществление сравнения, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логической операции.
Определена тема и цель урока.
учитель задаёт вопросы
- Что объединяют данные слова?
- Докажите.
- Побуждает к высказыванию своего мнения.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Слово учителя
Все эти имена существительные обладают одним грамматическим признаком, послушайте сказку и определите о каком грамматическом признаке идет речь?
-Распределите слова из орфографического задания по родам , используя слова – помощники ОН, ОНА, ОНО.
Отвечают на вопросы учителя.
Определяют общий признак характерный для всех слов – имя существительное, отвечают на вопрос ЧТО? обозначают предмет.
Определяют тему и цель урока. Записывают в рабочую тетрадь.
Обучающиеся классифицируют слова по родам имен существительных.
Работа со словами орфографического задания
Слушают сказку.(Приложение1)
Фронтальная
Фронтальная
парная
Голосовая и эмоциональная модуляция.
Приём «Панель». Цель: дать возможность всем желающим высказать свою точку зрения, создать условия для возникновения вопросов, разных способов решения той или иной задачи.
10-12
Осуществлять пошаговый контроль.
- Сделайте свои предположения о словах, которые можно заменить словом ОН, ОНА, ОНО какого они рода?
- Откройте учебник на стр. 135 и сравните свои предположения.
Выдвигают предположения о том, что имена существительные м.р., ср.р., ж.р.
Сравнивают свои предположения с правилом в учебнике.
Правило учебного пособия стр. 135.
фронтальная
Работа с текстом;
Динамическая пауза
Снятия эмоционального напряжения
Комфортное состояние детей и готовность к дальней работе на уроке.
Наблюдение за выполнением дин. паузы всеми обучающимися.
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
Обобщить знания детей по усвоению новой темы.
Обобщили знания полученные на уроке о роде имени существительного.
Учитель задает вопросы: Давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним, какая тема нашего урока и какую цель мы поставили на уроке? Достигли ли мы поставленной цели урока? - Что нового узнали об имени существительном? -Какого рода бывают имена существительные?- Как определить род имени существительного? - От чего зависит выбор формы имени прилагательного?- Как вы думаете, достигли ли вы поставленной цели нашего урока?
Дети отвечают на вопросы.
Приходят к выводу о том что узнали и ставят цели, ориентиры на следующий урок.
фронтальная
Словесные.
Самооценка своей деятельности.
2-3
Рефлексия деятельности
- осознание обучающимся метода собственной познавательной деятельности.
- акцентирование внимание на позитивные моменты в учебной деятельности обучающихся.
Удовлетворенность учебной деятельностью.
- Что было для вас самым интересным на уроке?- Что было сложным? Вызвало затруднения?
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Самооценка с помощью светофора.
фронтальная
Поощрение, стимулирование, оценивание.
Самооценка, оценка с комментированием учителя
4
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу_______________________________________________________________________________________________.
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей
Приложение 1
В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.