Особенности работы с текстом на уроках литературы в старших классах учащихся с нарушением слуха
Submitted by Наталья Александровна Захарченко on чт, 07/02/2013 - 09:18
В своём выступлении хотелось бы рассмотреть дидактические возможности и методические особенности работы с текстом на уроках литературы в старших классах учащихся с нарушением слуха. Рассмотрим основные дидактические принципы:
-принцип сознательности и активности (задачей педагога является объяснение новых слов и включение их в речевую практику)
-принцип последовательности и систематичности(в процессе обучения происходит постоянное увеличение объёма словарного запаса, постепенно усложняются серии рассказов по одной и той же тематике, одного автора и т.д.)
принцип доступности (литературный материал для чтения подбирается на основе возрастных и психических особенностей и уровня речевого развития)
принцип доступности (литературный материал для чтения подбирается на основе возрастных и психических особенностей, а также уровня речевого развития)
принцип индивидуального подхода (в каждом классе есть ученики с разным речевым развитием, с разной степенью снижения слуха, жилищных условий, в которых живёт учащийся и т.д.)
Широкую систему разнообразных заданий, направленных на осмысленное восприятие текста литературного произведения, представляет собой словарная работа. Данный вид работы направлен на осмысленное восприятие текста литературного произведения, уточнение неизвестных школьникам слов и понятий, введение в их связную речь необходимой лексики, практическое овладение выразительными стилистическими средствами языка. Главная цель такой работы - помочь учащимся осмысленно воспринимать содержание и художественное богатство литературного произведения.
Рассмотрим, как это можно реализовать в школьной практике. Обратимся к описанию элемента урока внеклассного чтения по отрывку из романа «Отверженные» В.Гюго «Козетта». В тексте много незнакомых учащимся слов, характеризующих жизнь людей далёкой эпохи. Решая задачу раскрытия значения лексики, на первом этапе работы с текстом учитель объясняет значения некоторых слов. Элементы беседы сопровождаются наглядным материалом. Слова, которые предназначены для объяснения, заранее выписываются на доске. Для глубокого анализа текста, проводятся словарно-стилистические упражнения. Педагог предлагает учащимся составить с этими словами предложения, дополнить ими начатую фразу, подобрать к ним синонимы. На завершающем этапе обобщения прочитанного ученики стараются использовать усвоенные слова в самостоятельной речи. Новую лексику ученики могут использовать в своём жизненном опыте, а также при элементах изучения материала на других предметах. Для оформления суждений о персонажах произведения вводится морально-оценочная лексика, позволяющая охарактеризовать действующее лицо.
В старших классах число методических приёмов объяснения новой лексики возрастает. Так, наиболее часто применяется морфологический разбор слова, подведение его под родовое или видовое понятие, подбор синонимов, антонимов, эпитетов, метафор и др.
Таким образом, словарная работа представляет собой следующую систему учебных действий:
1)объяснение словаря;
2)его закрепление и включение в речевую практику;
3)лексические, лексико-стилистические упражнения
При объяснении новых слов и словосочетаний текста, целесообразно отобрать слова, несущие идейно-смысловую нагрузку, слова, характеризующие эпоху, слова, описывающие обстановку, образно-поэтические выражения, специальные термины, слова и словосочетания, используемые в переносном значении, например: чистое поле, рощи вспыхнули, а также устойчивые фразеологические сочетания: ни дать ни взять, дать маху ,не по дням, а по часам и др.Эти сочетания часто встречаются в баснях.
Большой интерес вызывает у школьников применение натуральной наглядности. Широко используются серии картинок. Применяется и меловой рисунок на доске. Сложные сюжетные ситуации разъясняются с помощью драматизации, макетов и конструктивной доски.
Особое значение для понимания смысла всего произведения имеет осмысление значения слова в его взаимосвязи с другими словами, т.е.понимание контекста. Данный приём учит школьников выделять основную мысль отрывка, раздела, части. Приём морфологического анализа требует от школьников актуализации знаний по грамматике, содействует мыслительной активности на уроке. Ученики выделяют в словах корни, словообразующие части слова и приходят самостоятельно к пониманию их значений, а педагог уточняет эти значения при помощи наглядности. Например, для разбора выделяется слово зимовка. Ученики находят корень -зим-, подбирают однокоренные слова: зимовка- зима, зимовать. Учитель спрашивает, как они понимают значения глагола зимовать и существительного зимовка. Если дети затрудняются с ответом, он показывает статью в толковом словаре. И наконец, ученикам предлагается составить предложения с этими словами. Объяснение новых слов должно органически вплетаться в содержание всех этапов урока чтения.
Подготовка к чтению нового произведения должна проходить не только с опорой на ранее изученные тексты, но и в ходе экскурсии в естественных условиях наблюдаемого явления Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»
На этапе первичного анализа создаются благоприятные условия для осмысления новых слов в контексте. Для этого весьма эффективны такие методические приёмы, как чтение, беседа по содержанию. Текст произведения читается по завершённым смысловым отрывкам, затем анализируется его содержание, в процессе обсуждения уясняются значения новых слов.
При углубленном анализе текста узнаются или уточняются слова, конкретизирующие представления об описываемых событиях, о месте и времени , слова, раскрывающие сущность повествования. Форма закрепления слов может быть различной. Самая традиционная- ведение словарей по текстам читаемых рассказов. Постатейный словарь, в котором выписываются слова, встречающиеся в одном произведении. Тематические словари чаще составляются по нескольким произведениям. Слова в словаре записываются с орфоэпическими знаками и ударением.
Этапы работы с художественным текстом.
Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия младших школьников, имеющих нарушения слуха, методика выделяет три этапа работы над текстом: целостное эмоциональное восприятие произведения, анализ прочитанного, его обобщение.
Целостное эмоциональное восприятие текста.
В 4-6-х классах практикуется опережающее чтение текста специально подготовленными учениками и комбинированное чтение: учитель и ученик читают попеременно. Затем проверяются результаты первичного восприятия. Ответы учеников служат ориентиром для дальнейшей работы-анализа произведения.
Анализ прочитанного направлен на уточнение и постижение фактического содержания произведения через осмысление слов текста. На данном этапе необходимо использование следующих приёмов :
1.Чтение и работа с иллюстрацией.
2.Чтение и зарисовка прочитанного.
3.Чтение и изготовление аппликации.
4.Чтение и работа с макетом.
На этапе глубокого анализа произведения текст разбирается по логически завершённым частям, которые определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Каждая часть прочитывается вслух- ученики следят за текстом по книге. После её завершения проводится анализ прочитанного(фактологическая , аналитическая, обобщающая).В 4-6-х классах увеличивается доля вопросов аналитического характера. Учащиеся сравнивают и сопоставляют персонажи, события, действия героев, картины природы. Глубокому анализу текста содействуют лексико-стилистические упражнения.
И.Соколов-Микитов «Лето в лесу»
Заполни правую колонку по аналогии:
Осенние дожди Летние дожди
Идут беспрестанно Идут (как?)
Холодные дожди (какие ?...дожди)
Земля сырая Земля(какая?)
Выборочное чтение учит детей ориентироваться в тексте, выделять значимые части, отграничивать главное от второстепенного, подводит к осмыслению произведения, к доказательной обоснованности своих суждений.
Работа над планом предусматривает формирование у школьников определённых умений: последовательности изложения, деления текста на логически связанные части, выражения главной мысли. В школьной практике широко применяются такие виды пересказа, как подробный, краткий, выборочный и творческий.
Обобщение прочитанного текста представляет собой этап вторичного синтеза, работа, которая требует от школьников осмысления всего произведения, обобщения приобретённых знаний, систематизация нового, подведение итогов анализа текста. Для достижения этих задач используются такие формы работы, как обобщающая беседа, выборочное чтение, чтение наизусть, сопоставление идеи произведения с известными пословицами, творческие работы.