Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Строение ротовой полости. Профилактика стоматологических заболеваний

Данные об авторе
Автор(ы): 
Гуленкова Елена Анатольевна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №14, учитель биологии и химии

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
  1. Повторить материал прошедшего урока “Строение и функции органов ротовой полости”.
  2. Изучить строение зуба, рассмотреть основные ткани, их строение и выполняемые функции.
  3. Рассмотреть основные причины стоматологических заболеваний и их профилактику.
  4. Закрепить новый материал в ходе выполнения лабораторной работы “ Количество зубного налета до и после чистки зубов”. Сделать вывод о необходимости ухода за ротовой полостью.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

Драгомиров А.Г.,  Маш Р.Д.  "Человек и его здоровье"

Используемая методическая литература: 

1. Драгомиров А.Г., Маш Р.Д. "Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя"

2. Рохнов В. С. "Дидактический материал по биологии. Человек: книга для учителя"

Используемое оборудование: 
  1. Таблицы “Строение ротовой полости”, “Строение языка”,” Строение зуба”,”Основные ткани зуба”.
  2. Пробы водопроводной воды разных улиц города, таблица с результатами исследований воды.
  3. Рентгеновские снимки зубов с различными стадиями кариеса.
  4. Выставка гигиенических средств по уходу за полостью рта.
  5. Выставка литературы по теме урока.
  6. Диапроектор,экран,микроскопы,предметные стекла с зубным налетом.
Используемые ЦОР: 

Презентация в Power Point

Микроскопы

Краткое описание: 
<p> Беседа о</p> <p> <strong>Беседа о значении органов ротовой полости для процесса пищеварения. Рассказ о строении языка, органов ротовой полости, строении зуба. </strong></p> <p> Сообщение о результатах исследовательской работы &ldquo;Определение содержания ионов фтора в водопроводной воде&rdquo;. Были использованы пробы водопроводной воды разных улиц города.( если пробы не содержат ионов фтора ,то рекомендуется использовать фторосодержащие зубные пасты</p>

Тема урока: "Строение ротовой полости. Профилактика стоматологических заболеваний"

Гуленкова Елена Анатольевна
учитель биологии, МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14", г. Электрогорск, Московская обл.

 

Цели и задачи урока:

  1. Повторить материал прошедшего урока “Строение и функции органов ротовой полости”.
  2. Изучить строение зуба, рассмотреть основные ткани, их строение и выполняемые функции.
  3. Рассмотреть основные причины стоматологических заболеваний и их профилактику.
  4. Закрепить новый материал в ходе выполнения лабораторной работы “ Количество зубного налета до и после чистки зубов”. Сделать вывод о необходимости ухода за ротовой полостью.

Оборудование урока:

  1. Таблицы “Строение ротовой полости”, “Строение языка”,” Строение зуба”,”Основные ткани зуба”.
  2. Пробы водопроводной воды разных улиц города, таблица с результатами исследований воды.
  3. Рентгеновские снимки зубов с различными стадиями кариеса.
  4. Выставка гигиенических средств по уходу за полостью рта.
  5. Выставка литературы по теме урока.
  6. Диапроектор,экран,микроскопы,предметные стекла с зубным налетом.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя о значении органов ротовой полости для процесса пищеварения.

2. Повторение пройденного материала:

Вопрос учителя:Рассказать о строении и функциях органов ротовой полости:

  • языка,
  • слюнных желез,
  • зуба.

Рассказ ученика по таблице “ Строение языка”.

Язык состоит из корня, тела, кончика, имеет вкусовые сосочки нитевидные, грибовидные, листовидные, желобоватые. Язык выполняет следующие функции: определяет температуру и вкус пищи, перемешивает пищу со слюной, обеспечивает акт глотания, участвует в артикуляции речи, Язычная миндалина участвует в иммунных процессах.

 

Рассказ ученика по таблице “ Органы ротовой полости”.

У человека выделяют 3 пары слюнных желез: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные и мелкие слюнные железы ( губные, небные, язычные ) Слюнные железы выделяют слюну для смачивания пищи и склеивания пищевого комка ( содержит фермент муцин), расщепляет крахмал до дисахаридов (фермент амилаза), обеззараживает пищу (фермент лизоцим).

Рассказ ученика по таблице “Строение зуба”.

Зуб состоит из коронки, шейки, корня. Внутри зуба находится пульпа с нервами и кровеносными сосудами. У взрослого человека 32 зуба, они делятся на резцы, клыки, большие и малые коренные. Зубы служат для откусывания и механического измельчения пищи.

Учитель:Формирование зубов начинается на 6-7 неделе внутриутробного развития. Появляются зачатки молочных зубов по 10 на каждой челюсти. На 17-18 неделе появляются зачатки постоянных зубов, идет процесс минерализации тканей зубов, который продолжается и после их прорезывания в течение нескольких лет. Первые зубы прорезываются в 6-7 месяцев и до 3 лет, первые зубы молочные, их 20. К 12-13 годам зубы меняются на постоянные, в 18-30 лет прорезываются “ зубы мудрости” Таким образом, поврежденные зубы не могут вновь восстанавливаться, так как они были сформированы в период эмбрионального развития.

3. Изучение нового материала.

  • Строение тканей зуба – рассказ ученика по таблице “Основные ткани зуба”.

Твердые ткани:

  1. эмаль – содержит 95% минеральных веществ ,выдерживает нагрузку до 400 кг. на 1 мм2. Толщина эмали 0,01 -1,7 мм,
  2. дентин – 70% минеральных веществ,
  3. цемент – 70,4% минеральных веществ, покрывает зуб в области корня.

Мягкие ткани:

пульпа – содержит кровеносные сосуды, нервные волокна, клетки одонтобласты (клетки наружного слоя пульпы имеют длинные отростки, пронизывающие дентин и доходящие до эмали). Пульпа регулирует обменные процессы в твердых тканях, формирует дентин, нервы передают болевые ощущения от верхних слоев дентина к пульпе.

Учитель:Эмаль состоит из эмалевых призм – граненых “ цилиндрических волокон” толщиной 4-7 мкм, которые идут радиально от дентина к поверхности зуба. Призмы образуются из клеток зубного зачатка, функция этих клеток завершается задолго до прорезывания зубов, поэтому разрушенная эмаль не восстанавливается. Эмаль проницаема для многих органических и неорганических веществ, которые могут проникать в нее из пульпы и из полости рта. Эмаль прорезавшихся зубов более проницаема, чем эмаль взрослых, и в течение ряда лет она “созревает”.

Именно в этот период особенно опасно действие неблагоприятных (кариесогенных) факторов, приводящих к нарушению физиологическихпроцессов, а значит, и к заболеванию зубов.

  • Кариесогенные факторы:

1. Недостаток ионов фтора ( норма 0,8 - 1мг/л.).

Действие фактора: эмаль становится менее прочная, в целях профилактики применяют фторирование водопроводной воды, прием фторида натрия 180-250 дней, применяют фторосодержащие зубные пасты.

При рассмотрении этого фактора ученики сообщают результаты исследовательской работы “Определение содержания ионов фтора в водопроводной воде”. Были использованы пробы водопроводной воды разных улиц города.( если пробы не содержат ионов фтора ,то рекомендуется использовать фторосодержащие зубные пасты).

2. Остатки пищи– образуется зубной налет, который создает благоприятную среду для микроорганизмов, образования молочной кислоты, что вызывает растворение эмали. Для удаления зубного налета необходимо полоскать рот или чистить зубы после приема пищи, ограничить прием углеводной пищи, можно применять жевательную резинку.

При рассмотрении этого фактора уместно разыграть небольшую сценку:

Зуб с налетом пищи:”Опять этот зубной налет!”

Вбегают кариозные монстры и начинают водить хоровод вокруг зуба, радостно напевая::

“А, зубной налет! Какая прелесть! Есть чем поживиться!”

В это время по очереди входят стакан с водой, зубная паста и щетка, жевательная резинка и уводят кариозных монстров.

Стакан с водой:

“ Я помогу тебе, зуб. Прополощи рот после еды!” (уводит одного монстра)

Зубная паста и щетка: “ Чистите зубы после еды – это поможет!” (уводят двух монстров)

Жевательная резинка: “ А я самая вкусная защита от кариеса!” ( уводит одного монстра)

3. Курениевызывает образование налета на эмали, из-за перепада температуры в ротовой полости на эмали образуются трещины.

Желательно отказаться от курения или использовать зубные пасты, укрепляющие эмаль.

  • Этапы развития кариеса– рассказ учителя с демонстрацией рентгеновских снимков.
  • Изменение внешнего вида эмали зуба (становится тусклая, меловидная).
  • Образование полости в зубе.
  • Пульпит – воспаление пульпы зуба в результате проникновения микроорганизмов в пульповую камеру через кариозную полость.
  • Периодонтит – воспаление корневой оболочки зуба, что вызывает отек мягких тканей лица, увеличение и болезненность лимфатических узлов челюстно-лицевой области. Периодонтит может проявляться в форме:

остеомиелита – воспаление челюстных костей,
абсцесса, флегмоны – это гнойные очаги в мягких тканях зуба,
гнойных воспалений в шее, абсцессы мозга, печени и других органов,
возможен смертельный исход.

  1. Хронический периодонтит – поражение внутренних органов, снижение иммунитета, аллергические заболевания из-за деятельности микроорганизмов и вырабатываемых ими токсинов.
  2. Гингивит – воспаление десны из-за зубного налета, скопившегося у шеек зубов, на деснах, в зубодесневом кармане. Проявляется покраснением десны, кровоточивостью десен при чистке зубов.
  3. Профилактика заболеваний– рассказ учителя по выставке гигиенических принадлежностей и литературе.
  4. необходимо вести здоровый образ жизни;
  5. производить фторирование водопроводной воды;
  6. систематически посещать стоматолога с целью профилактического осмотра полости рта;
  7. проводить гигиенический уход за полостью рта: чистка зубов (3мин.):

зубная щетка (меняется не реже 1 раза в 3 месяца ),
зубная паста (гигиеническая, лечебная, лечебно -профилактическая),
зубочистка,
зубная нить,

  1. освежение и дезодорация:

зубной эликсир,
дезодорант для полости рта,
жевательная резинка.

Приложение.

1. Карточка- инструктор по выполнению ученического эксперимента “Определение содержания ионов фтора в водопроводной воде”.

Цели работы:

  1. Определить концентрацию ионов фтора в водопроводной воде;
  2. Провести характерные реакции на ионы фтора;
  3. По результатам эксперимента дать рекомендации учащимся о том, какой зубной пастой следует пользоваться.

Выполнение работы:

В 5-6 капель исследуемого раствора внести 5-6 капель 2н. раствора хлорида кальция. Если в растворе присутствуют ионы фтора, то образуется белый осадок фторида кальция. Отфильтруем осадок, взвесим, произведем расчеты и сравним полученные результаты с нормой- 0,8-1 г/л.

2. Карточка – инструктор лабораторной работы “ Определение количества зубного налета до и после чистки зубов”.

  1. Приготовление препарата: утром до чистки зубов и приема пищи снять зубочисткой зубной налет и нанести его на предметное стекло, вторым предметным стеклом накрыть первое.
  2. Повторить процедуру после чистки зубов.
  3. Рассмотреть первый препарат под микроскопом , зарисовать увиденное.
  4. Рассмотреть второй препарат, зарисовать увиденное.
  5. Сравнить количество зубного налета на первом и втором препарате, сделать соответствующие выводы о необходимости гигиенического ухода за полостью рта.

Заключение: по результатам лабораторной работы №2 учащиеся делают вывод о том, что гигиена ротовой полости снижает риск стоматологических заболеваний.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн