Выделите, пожалуйста, особенности технологии эвристической деятельности, которые, с точки зрения вашей подгруппы, являются наиболее значимыми, отличающими данный технологичный подход от любой другой образовательной технологии (например, от проектной, от кейс-технологии). Прошу выделить не менее трех особенностей
1. Отличие эвристичекого типа обучения от традиционного состоит в изменении соотношения между знанием и незнанием.
2. В отличии от проектного, эвристический метод связан с проблемой, проблемным вопросом. Проекты же не всегда носят проблемный характер
3. при эвристическом обучении учащийся, пытыяс решить поставленную проблему, самостоятельно осуществляет поиск необходимо информации. При использовании кейсов, информационные источники, как правило, уже заданы.
1. Если честно, не совсем понял, что имеется в ивду под соотношением знания и незнания.
2. На самом деле, грамотны подобранный проект скорее всего будет носить проблемных характер.
3. Согласен.
Думаю, миожно добавить, что для возбуждения внутреннего познавательного интереса учащихся в рамка эвристического метода используются задачи, основу которых составляет противоречие.
Основные отличия эвристического обучения от проблемного:
Цель проблемного обучения — усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.
Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, требующих интеллектуального подхода: в математике, физике, естествознании, в проблемных темах по истории, русскому языку и т. п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной напрвленности.
Проблемное обучение чаще всего затрагивает только содержание учебных дисциплин и соответствующую методику его усвоения; эвристическое обучение определяет методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знаний.
И, наконец, главное отличие. Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях «незнания» истины.
Комментарий был изменен с момента создания (pikalova, Wed, 05/06/2013 - 12:33).
Я так понимаю, что тут еще вопрос терминологии. То что в приведенном выше тексте понимается под проблемным обучением явно отличается от того, что понималось под таковым, когда мы говорили о 4-х методах проблемного обучения, где эвристический был одним из них. Если вернуться к той терминологии, то здесь что-то напоминающее отличе эвристического метода от алгоритмического.
При эвристическом подходе ученик ориентируется не на получение ответов (т.е. знаний), а на отыскание вопросов (т.е. незнаний).
Так же, по моему мнению, большое значение имеет сам процесс отыскания ответов и те "попутные" знания, которые получает ученик в ходе поиска ответа на вопрос.
При этом правильный ответ может как вовсе не существовать, так и существовать в различных вариантах
например, проект может быть творческим (создание газеты, фильма и т.п.) или, скажем, прикладной. Тогда, совсем не обязательно, что в его основе лежит проблема.
Под соотношением знания и незнания имелось то, что цель традиционного обучения - перевод незнания в знание: учитель "дает знания", а ученики их "получают". В эвристическом обучении учитель вместе с учениками наоборот, увеличивают количество своего незнания. Незнание здесь не есть пустота, а рефлексивно зафиксированная в ходе обучения проблематика, то есть знание о незнании. Незнание понимается как важнейший элемент содержания образования, а не отсутствие его.
Работает принцип Сократа, принцип "знающего незнания". Контролю и оценке подлежит объем и качество не только знаний ученика по предмету, но и его незнаний, то есть актуальных для него вопросов, проблем, поисков в изучаемой дисциплине.
Выделите, пожалуйста, особенности технологии эвристической деятельности, которые, с точки зрения вашей подгруппы, являются наиболее значимыми, отличающими данный технологичный подход от любой другой образовательной технологии (например, от проектной, от кейс-технологии). Прошу выделить не менее трех особенностей
Прищепа Татьяна