Великие цивилизации.Художественные шедевры народов доколумбовой Америки.
Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on пн, 27/04/2009 - 21:43
Учитель: «Жизнь коротка, искусство долговечно» - так говорили древние. Таков эпиграф нашего урока. Согласны ли Вы со мной? (предполагаемый ответ: Да, изучая Древний Египет, Грецию, мы видели шедевры искусства, которые до сих пор вызывают трепет, восторг – пирамиды, сфинкс, Акрополь, Пантеон и т.д.)
Учитель: Сегодня еще раз убедимся в истинности этих слов, слов древних.
Учитель: Задолго до 1492 года, времени открытия Христофором Колумбом Американского континента, на территории Центральной и Южной Америки возникали и приходили в упадок древние цивилизации. Это цивилизации тольтеков, ольмеков, ацтеков, майя и инков. Об этих цивилизациях и пойдет речь.
Учащийся: первое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры ольмеков.
Древнейшая цивилизация классического периода –
II-Iтысячелетия до н.э.
Границы этого государства проходили по территории современных штатов Мексики – Веракрус, Табаско, Герредо(побережье Мексиканского залива).
Учитель:Исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные:
Культурные центры
Ступенчатые пирамиды
Каменная скульптура
Предметы декоративно-бытового искусства
иероглифическая письменность
Ритуальный календарь
Архитектура сохранилась плохо из-за строительного материала: земля, щебень, штукатурка.
Учитель: Скульптура ольмекской культуры отличается ярко выраженным интересом к изображению человека, широтой и величественностью замысла, уверенностью исполнения; ей присуще сочетание весомости обобщенных объемов с поразительной жизненностью моделировки внутренне напряженных лиц.
Представлена огромными каменными головами высотой до 3 метров и весом до 40 тонн.
На голове шлем с наушниками, украшенный рельефным узором. Обнаружены в Ла-Венте, Трес-Сапотес и Сан-Лоренсо.
Учитель: (вопрос по ольмекской культуре) Назовите характерные черты лица в этой скульптуре? (Голова из Сан-Лоренсо)
Учащийся: второе проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры г.Теотиуакан.
Цивилизация классического периода –II-VIIвв. до н.э. Располагалась в Центральной Америке в Мексике, недалеко от города Мехико.
Учитель: Представлена двумя храмами, посвященные Луне и Солнцу, расположенных на вершине огромной пирамиды (высота 64,6 м), состоящей из четырех усеченных пирамид, находящихся одна на другой. Пирамида одновременно служила «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия.
Учитель: (вопрос по культуре города Теотиуакан) Чем отличаются пирамиды Египта от пирамид города Теотиуакана?(«Пирамида Солнца» в Теотиуакане)
Учащийся: третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.
Тольтеки – индейский народ. В 8 в. до н.э. Тольтеки вторглись с севера в Центральную Мексику и в 9 в. создали большое государство.
В своей культуре тольтеки развивали традиции Теотиуакана, стали легендарным народом (статуи воинов (атланты храма) в Туле).
Учащийся: четвертоУчащийся: четвертоечеее проблемное задание – справка: искусство культуры тольтеков.
третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры тольтеков.четвертое проблемное задание – справка:
В искусстве тольтеков преобладали военные темы.
Их культура оказала большое влияние на формирование ацтеков, завоевателей, воинственного народа, известного своими многочисленными походами и кровавыми сражениями.
Колонные залы – отличительная черта тольтекской архитектуры (Пирамида бога Кецалькоатля. Тула).
Учитель: Ацтеки – самоназвание – астека, наиболее крупная индейская народность Мексики. Язык ацтеков – науатль.
Ученик:пятое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры ацтеков.
В 12 в. ацтеки, пришедшие с севера, вторглись в долину Мехико и обосновались в ней; в 14 в. основали поселение Теночтитлан. В 1427 г. в союзе с городами – государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население всей долины, а затем и центральной Мексики.
Учитель:Столица ацтеков Теночтитлан, в переводе означает «плодовое дерево, растущее из камня», выстроена на острове среди озера Тескоко, имела регулярный план и была порезана каналами. «Озерная Венеция» была разрушена вXVIвеке испанскими завоевателями – конкистадорами.
Учитель: (вопрос по культуре ацтеков) Пофантазируйте, о чем могли думать зодчие, строя такой город?
Учитель: Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики – тольтеков и других племен и народностей. Она представлена:
Скульптура
Погребальные маски
Мелкая пластика
Ювелирное искусство
Учитель: В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ювелирные изделия.
Статуя Коатликуэ – лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет лица, ни головы, ни рук, ни ног. Выполнена из различных материалов: кукурузные початки, когти ягуаров, человеческие черепа и ладони, перья, лапы орлов, извивающие змеи.
Учитель: Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Вот описание одного из очевидцев ювелирного искусства ацтеков:
«Они могут отлить птицу с движущимся языком, головой и крыльями или отлить обезьяну или другое животное с подвижным языком, головой, и ногами и руками, а в руки вложить игрушку, так что кажется она танцует с ней. Более того они берут слиток, половина которого из золота, а половина – из серебра, и отливают рыбу со всеми ее чешуйками, причем одна чешуйка золотая, а другая серебряная.»
Учитель: (вопрос по культуре ацтеков) с каким русским умельцем можно сравнить мастеров ацтеков?
Ученик:шестое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры майя.
Майя создатели одной из древнейших цивилизаций Америки. Существовали с 300 года до н.э. по1500 год н.э. на территории юго-восточной Мексики (полуостров Юкатан), Гватемалы и Гондураса.
Учитель: Свидетельства высокого уровня культуры народов майя (бурный расцвет наVII-VIIIвв. н.э.):
Архитектура;
Скульптура(существование канонов);
Фрески;
Росписи на сосудах;
Статуэтки;
Ювелирные украшения;
Резьба по дереву, кости, перламутру;
Иероглифическая письменность.
Учитель: представления о драматическом взаимопроникновении начал жизни и смерти, суровое утверждение незыблемости государства проявилось в древних сооружениях майя:
четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченных вершинах которых находились небольшие храмы;
Узкие длинные здания – резиденции правителей, жречества и знати;
Ритуальные площадки для игры в мяч;
Колоннады;
Лестницы;
Триумфальные арки;
Стелы.
Учитель: В 1 тысячелетии н.э. появились города с каменными сооружениями. Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль, Паленке.
В период расцвета архитектуры – художественными центрами были Ушмаль, Чичен-Ица, Майяпан.
Пирамиды в Чичен-Ице – вершина зодчества майя.
Учитель: Культура майя оказала огромное влияние на американскую культуру и внесла существенный вклад в сокровищницу мирового искусства. Гибель цивилизации – конецIXстолетия.
Учитель: (вопросы по культуре майя)
Были ли канонические установки в изобразительном искусстве племен майя и являются ли они спутниками прогресса?
Какие сферы жизни воспроизведены в скульптуре?
Как вы думаете, что могло послужить причиной гибели цивилизации майя?
Ученик:седьмое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры инков.
Империя инков – индейский народ, живший сXIв. на территории современного Перу, Боливии, южной части Эквадора, севере Чили и Аргентины. Столица империи – Куско близ озера Титикака.
Учитель: Земля империи инков считалась собственностью правителя – Верховного Инки, власть которого была окружена сакральным ореолом; первый мифический правитель – Манко Капак – почитался как Сын Солнца. Лама считалась собственностью верховного Инки.
Назначение ламы – магическое. Считается, что в империи не было человеческих жертвоприношений. В Мачу-Пикчу в жертву богам приносили животных. В основном - лам. Трех в день: утром и днем – белую, вечером – черную. Изображения лам изготавливались для специальных церемоний, которые увеличивали поголовье этих животных.
Учитель: Архитектура инков известна по описаниям и многочисленным остаткам зданий: дворцы, храмы, обсерватории, амфитеатры, крепости. Зодчество отличалось геометрической простотой, почти полным отсутствием декора.
Учитель: (вопрос по культуре инков) как развивалась городская жизнь?
Учитель: Определенных успехов добились инки в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных сооружений является рельеф на Вратах Солнца в Тиуанако.
Учитель: (вопрос по культуре инков) назовите какие темы и сюжеты стали приоритетными в скульптуре инков?
Учитель: сохранились до нашего времени и произведения ювелирного искусства и керамики. Заслуживают внимания керамические сосуды, в т.ч. фигурные, с блестящей черной поверхностью.
Главным искусством инков было литье из драгоценных металлов. Почти все ныне известные перуанские месторождения золота разрабатывались еще инками. Золотых и серебряных дел мастера жили в отдельных городских кварталах и были избавлены от налогов.
Закрепление материала (вопросы по пройденному материалу):
Расскажите о наиболее значимых достижениях художественной культуры народов Центральной и Южной Америки.
В чем проявились ее своеобразие и оригинальный характер.
Учитель: Продолжаем изучать общечеловеческие ценности мировой художественной культуры, те творения, что составляют её «золотой фонд».
Наш взгляд, «взгляд из России», на памятники зарубежной поэзии, музыки, зодчества, живописи, театра позволит нам сделать далекое близким, осмыслить художественные традиции других народов и, самое важное, глубже понять свое великое национальное достояние – русское искусство.
Ученик: «Мы любим все – и жар холодных числ,
И дар божественных видений.
Нам внятно все – и острый гальский смысл,
И сумрачный германский гений».
А.А.Блок
Учитель: а теперь немного отдохнем.
В среднем темпе проделать
3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.
Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.
На: Великие цивилизации.Художественные шедевры народов доколумбо
Прекрасный урок по мировой художественной культуре