Учитель.Добрый день, ребята. Думаю, что вы узнали музыку.
Ученики.Это полька-пиццикато Штрауса.
Учитель.Да, действительно, это музыка Иоганна Штрауса.
На доске портрет композитора. Беседа с классом.
·Какое впечатление произвела на вас музыка?
·Какие чувства и настроение переданы в ней?
·Какая группа инструментов исполняет польку?
·В чем особенность исполнения?
Ответы ребят.
Учитель.Ребята, а что вы знаете о творчестве великого австрийского композитора Иоганна Штрауса?
·Музыка у него легкая или серьезная?
·Какие жанры присущи творчеству этого композитора?
·Почему его называют Королем вальсов?
·Какие еще произведения из легкого жанра ему присущи?
Ответы ребят.
Учитель:В XIX веке в условиях бурного расцвета начала развиваться “легкая” музыка, одним из главных признаков которой является ритм. Из всех видов музыкального искусства танцевальная музыка непосредственным образом была связана с бытом и подвержена влиянию моды. Именно танцевальная музыка отражает облик композиторов той эпохи: манерой исполнения, эмоциональностью и модными мелодиями.
В ХVIII веке появляется вальс, в XIX веке – полька, чардаш, оперетта. Именно Иоганн Штраус противопоставил художественно-обновленный легкий, развлекательный жанр натиску мещанства и пошлости.
Танцевальная музыка проникала во многие произведения крупной формы: оперы, симфонии, балеты.
Композиторы прошлого, с творчеством которых вы знакомы, не памятники истории, а во многом наши современники, потому, что настоящее, высокое искусство вне времени, и я надеюсь, что наш урок поможет вам понять это. Их музыка рождает в нас глубокие мысли и чувства! И мы с вами продолжаем учиться отличать настоящее большое искусство от плохой музыки, но, конечно же, не надо отказываться от лёгкой развлекательной музыки. Она нужна нам для танцев, отдыха, прогулок. Она, как улыбка, как шутка, как забавный рассказ.
Мы попробуем на этом уроке разобраться, “легкая” или “серьезная” эта музыка, после прослушивания.
Звучит вальс из оперетты И. Штрауса «Летучая мышь».
·Какие ощущения вы испытали, когда слушали?
·Что вы почувствовали?
·Какая группа инструментов исполняла вальс?
·Музыка легкая или серьезная?
Ответы ребят.
Учитель:Немногим великим композиторам судьба принесла в дар признание и любовь современников. К их числу относится Иоганн Штраус. Он познал радость творчества, находящего живой отклик в сердцах людей. В шутку он говорил: «Мелодии из меня текут, как вода из крана».
Его музыка была понятна всем людям, так как он сумел стереть грань, отделявшую высокий жанр (концертный, театральный) от якобы бытового, развлекательного.
В тех формах, какие мы знаем сейчас, легкая музыка стала развиваться с XIX века в условиях бурного роста городов. До XIX века она существовала только в народном творчестве скоморохов, певцов-куплетистов, цыганских хоров.
Может, и есть у музыки внешность,
Но всего в ней прелестней душа,
И зачем вдохновенью поспешность,
Спешка здесь не всегда хороша.
Учитель.Ребята, а можем мы назвать Иоганна Штрауса художником?
Ученик.Да!
Учитель.А почему? С.В. Рахманинов сказал: «Штраус с головы до ног художник. Он один из тех увлеченных людей, которые в самое малое вкладывают сердце и душу».
На экране слайд с портретом Рахманинова С. и его высказыванием.
Разрешите представить вам картинные пейзажи. Какие из них будут созвучны с музыкой И. Штрауса?
Учитель.У Николая Заболоцкого есть стихи, будут ли они созвучны музыке И. Штрауса?
У вас на столах есть стихотворение Николая Заболоцкого. Прочитайте его, пожалуйста, и скажите, какие события легли в основу этого литературного произведения.
На экране слайд с текстом стихотворения Заболоцкого Н..
Учитель.Давайте послушаем еще одно музыкальное произведение.
На слайде военная хроника по песню “Журавли” Я. Френкеля.
·Какое впечатление произвела на вас песня Я. Френкеля?
·Какие чувства и мысли передает?
·“Легкая" или “серьезная” песня?
·Будет ли она созвучна со стихами Н.Заболоцкого?
Ответы ребят.
Хочется обратить ваше внимание на слова: “Они до сей поры с времен тех дальних летят и подают нам голоса”. Что этим хотел передать композитор Ян Френкель?
Ответы ребят.
Учитель.Какая музыка в наши дни звучит чаще?
Ученик.Легкая.
Учитель.А какой музыки мы слушаем больше на уроках?
Ученик.Серьёзной.
Учитель.Почему?
Ученик.Чтобы стать человеком духовно развитым, умеющим мыслить, рассуждать не только о делах житейских, но и о более серьёзных проблемах.
Учитель.А какие произведения, относящиеся к музыке серьёзной, вы знаете, мы сейчас и узнаем.
Предлагаю небольшую музыкальную викторину, которую обычно вы выполняете письменно, но сегодня я попрошу вас ответить мне устно: фрагмент, какого произведения звучит и кто композитор?
Учитель.Между лёгкой и серьёзной музыкой не лежит непереходимой грани, но во всяком искусстве, будь то литература, живопись, скульптура или музыка, самое глубокое по мысли и чувству, самое ценное по красоте художественного воплощения, лежит в области серьёзного.
Учитель.И какая бы музыка не была легкой или серьезной без музыкальных инструментов воспроизвести ее было бы невозможно. Давайте посмотрим, как вы знаете музыкальные инструменты. Попробуем разгадать музыкальный кроссворд.
На экране слайд с музыкальным кроссвордом «Музыкальные инструменты»
Учитель. Спасибо за работу, я благодарна…(Оценка работы учеников).
Звучит фонограмма песни “Журавли” Я. Френкеля.
Учитель. А урок бы хотелось закончить слова русского поэта Константина Бальмонте:
В этом мудрость, в этом счастье –
Увлекаясь, увлекать, зажигать и в то же время
Самому светло сверкать!
На этом наш урок окончен, благодарю вас, всего вам доброго!
На: Легкая и серьезная музыка
Интересный урок, используется много цифровых образовательных ресурсов
На: Легкая и серьезная музыка
Представленный материал заслуживает внимания и будет полезен учителям музыки.