Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Как сформировать действие целеполагания на уроке английского языка

Ответов - 5
Надежда Георгиевна Абъетанова
Фото пользователя Надежда Георгиевна Абъетанова
На сайте с: 09/12/2009
Баллы: 406
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 39 недель назад.

Уважаемые коллеги!

В соответствии с требованиями ФГОС  учащиеся должны определять  цель урока самостоятельно. Учитель способствует развитию процесса целеполагания у детей. Это очень сложный процесс. Возникают затруднения не только у ученика, но и у учителя. А как Вы справляетесь с этими трудностями? Какие Вы видите способы развития процесса целеполагания на уроке? Давайте порассуждаем, поделимся опытом, поучимся друг у друга. Приглашаю к диалогу.

С уважением, Абъетанова Надежда Георгиевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных и общественных дисциплин ИРО

Валентина Владимировна Лукашенко
Фото пользователя Валентина Владимировна Лукашенко
На сайте с: 19/08/2009
Баллы: 993
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 40 недель назад.
На: Как сформировать действие целеполагания на уроке английского

 

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен   быть реальным, конкретным.

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

  • Подмена целисредствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?
  • Формальный подходпри постановке  цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
  • Завышение цели.По масштабу цели можно разделить налокальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об­разования, в Концепции модернизации российского образо­вания и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.
  • Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

 

Цели должны быть:

  • Диагностируемые.Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.  Не следует употреблять  такие расплывчатые   выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять». 

    Обучающие цели

    урока включают в себя овладение уча­щимися системой знаний, практическими умениями и навыка­ми 

    Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

    «выбрать»,

    «назвать»,

    «дать определение»,

    «проиллюстрировать»,

    «написать»,

    «перечислить»,

    «выполнить»,

    «систематизировать»...

    Приведем пример:урок истории по теме «Реформы Петра I». Учитель поставил цели:

    1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I  привели к укреплению царской власти.

    2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований.

    3.Формировать оценочные суждения  на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода.

    Эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата.

    Вместо этого учебные цели должны  звучать так:

    1.Выберите государственные реформы, проведенные Петром I.

    2.Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I  и введенные им.

    3.Укажите не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I.

    Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.

     

     

     

    На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.

     

    Воспитывающие цели

     способствуют: воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­ванию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адек­ватного поведения в любом обществе.

    Воспитательная работа на уроке должна планироваться  самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки  при постановке воспитательной цели:

    вызвать интерес,

    пробудить любознательность,

    пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
    побудить учащихся к активности,

    выразить свое отношение…

     прививать, укреплять... навыки;

     

    На уроке должна  быть поставлена и развивающая цель. Развивающие цели

    содействуют: формированию обще­учебных и специальных умений; совершенствованию мысли­тельных операций; развитию эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

    Например:

    учить сравнивать,

    учить выделять главное,

    учить строить аналоги,

    развивать глазомер,

    развивать мелкую моторику рук,

    развивать умение ориентироваться на местности.

     

    В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

    Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятель­ность станет мотивированной и целенаправленной.

    Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его не­обходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит де­фицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объектив­ной, для него выступит как субъективная.

    Цели должны быть достаточно напряженными, дос­тижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гиб­кими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и воз­можности их достижения. Но это не является гарантией вы­сокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

    Даже самая совершенная система целей обучения мало по­может практике, если учитель не будет иметь правильного пред­ставления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных дей­ствий.

    Умение согласования целей субъектов деятельности (учите­ля и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.

     Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?

    Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.Все приемы целеполагания классифицирую на:

    1. Визуальные:

    • Тема-вопрос
    • Работа над понятием
    • Ситуация яркого пятна
    • Исключение
    • Домысливание
    • Проблемная ситуация
    • Группировка.

    2. Аудиальные:

    • Подводящий диалог
    • Собери слово
    • Исключение
    • Проблема предыдущего урока.

    Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

    Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

     Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –  формулируется  домашнее задание.

    Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

    – учет уровня знаний и опыта детей,
    – доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
    – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
    – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Валентина Владимировна Лукашенко
Фото пользователя Валентина Владимировна Лукашенко
На сайте с: 19/08/2009
Баллы: 993
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 40 недель назад.
На: Как сформировать действие целеполагания на уроке английского

                                 Поясним некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

  1. Повторить знания об имени прилагательном.
    2. Определить, с какими частями речи сочетается.
    3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
    4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Комментарий был изменен с момента создания (Лукашенко, вс, 03/03/2013 - 15:29).
Валентина Владимировна Лукашенко
Фото пользователя Валентина Владимировна Лукашенко
На сайте с: 19/08/2009
Баллы: 993
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 40 недель назад.
На: Как сформировать действие целеполагания на уроке английского

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

 

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид.Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".

 

Второй вид.Задаём детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
 – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Комментарий был изменен с момента создания (Лукашенко, вс, 03/03/2013 - 15:37).
Валентина Владимировна Лукашенко
Фото пользователя Валентина Владимировна Лукашенко
На сайте с: 19/08/2009
Баллы: 993
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 40 недель назад.
На: Как сформировать действие целеполагания на уроке английского

 

Домысливание

Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

 

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.

 

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать

 

Например, можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

«На понимание и синтез»:

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить, что встретились с героями.

«На понимание и применение»:

- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей текста, терминов, а ребенку осознать важность внимания.

- Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в пятом-шестом классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.


Надежда Георгиевна Абъетанова
Фото пользователя Надежда Георгиевна Абъетанова
На сайте с: 09/12/2009
Баллы: 406
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 39 недель назад.
На: Как сформировать действие целеполагания на уроке английского

Валентина Владимировна, добрый вечер!

Вы дали обоснованный ответ на поставленный вопрос о целеполагании. На одном из семинаров мы рассматривали этот трудный вопрос, брали во внимание именно эти приемы целеполагания, какие вы приводите в своем ответе и преломляли их через свой предмет. Согласитесь, что, в основном, примеры  приемов целеполагания описаны по всем предметам кроме ИЯ. Может стоит учителям-предметникам предложенные приемы целеполагания применять на своих уроках. Ждем ваших примеров. Удачи!

С уважением, Абъетанова Надежда Георгиевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных и общественных дисциплин ИРО

ГРАНИ

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн