I.Для развития фонематического слуха и произносительных навыков:
1. Определите количество слогов в услышанном слове.
2. Определите количество слов в прослушанном предложении.
3. найдите в колонках и отметьте соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучат.
4. Определите на слух и запишите первое (или последнее) слово в прослушанном предложении.
5. Прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.
6. На карточках записан ряд слов (не менее 5). В ряду слов подчеркните то, которое произнес учитель.
7. Произнесите вслед за учителем звуки (слоги, слова), обращая внимание на произношение звуков, указанных учителем.
8. Назовите слова, содержащие определенный звук.
9. Прослушайте пары слов на русском и нганасанском языках и повторите вслед за учителем только слова на нганасанском языке.
10.Повторите вслед за учителем отдельный звук (сочетание звуков, слово);
11.Назовите звуки алфавита.
12.Произнесите услышанное слово по слогам.
13.Назовите предметы, изображенные на картинках, обращая внимание на произношение заданного звука.
II. Для работы над лексическими единицами:
1. Прочитайте слово из списка, затем произнесите его по памяти.
2. Повторите за учителем слова (вперемежку даются известные и новые слова).
3. Повторите вслед за учителем слова, запишите их и составьте из них предложения.
4. Прочитайте предложение и поставьте к каждому члену предложения вопрос.
5. Прочитайте весь список слов, затем расположите их в алфавитном порядке.
6. Из данных слов составьте предложение.
7. Проверьте знание слов друг у друга.
8. Прочитайте слова, вставляя недостающие буквы.
9. Заполните пропуски в подписях к рисункам словами из списка (например, предлагаются картинки с изображением птиц и слова с названиями птиц).
10. Поставьте соответствующие слова вместо рисунков в предложениях (изображены предметы или действия предметов).
11. Замените русские слова в предложении нганасанскими словами.
12. Скажите, сколько лет лицам, изображенным на фотографии (используются фотографии лиц разного возраста).
13. Составьте как можно больше предложений из набора слов.
14. Подберите антонимы к приведенным словам.
15. Произнесите слова на нганасанском языке, опираясь на список русских слов (например: утро, день, вечер).
16. Найдите в предложениях слова, относящиеся к данной теме.
17. Произнесите вслед за учителем пары слов, обращая внимание на различное произношение звуков.
18. Покажите называемые предметы.
19. Выполните команды на действия с предметами.
20. Подчеркните новое слово в предложении.
21. Найдите услышанные слова в тексте.
22. Найдите в тексте антонимы к словам, данным на доске.
23. Выпишите из текста слова с общим корнем.
24. Запишите слова из текста под диктовку.
III. Для работы над грамматическим материалом.
1. Прослушайте пары предложений и укажите то, которое соответствует переводу, данному на карточке (например: Щенок грызет кость. Щенок спит в будке).
2. Повторите следующее предложение, выполняя соответствующие действия.
3. Повторите предложение хором (по цепочке, в парах).
4. Выполните команду и скажите, что вы сделали.
5. Произнесите одну и ту же фразу громко, тихо, быстро.
6. Составьте предложения из заданных слов.
7. Повторите предложение и сделайте хлопок на каждое слово.
8. Передайте фразу по секрету.
9. Угадайте, что (кто) это? (Указываются признаки предмета).
10.Отберите письма, которые пришли вчера, позавчера и неделю назад;
11.Найдите и исправьте ошибки в словах.
12.Составьте предложения из заданных слов. (Карточки с написанными на них членами предложения раздаются учащимся.).
IV. Упражнения для обучения аудированию.
1. Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово с тем
или иным звуком.
2. Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов.
3. Определите количество гласных и согласных звуков в услышанных
словах.
4. Определите количество слогов в услышанных словах.
5. Определите количество слов в прослушанных предложениях.
6. В списке слов отметьте те, которые вы услышали в предложениях.
Назовите их вслух.
7. Запишите прослушанные цифры.
Отметьте в списке названные в тексте цифры.
8. Прослушайте устное сообщение и скажите, о том (о чем) идет речь.
9. Прослушайте предложения и покажите соответствующие им рисунки.
10. Прослушайте предложения и выполните соответствующие действия с
предметами.
11. Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании.
12. Прослушайте два рассказа и скажите, что в них общего и разного.
13. Прослушайте текст и подберите к нему заглавие.
V. Упражнения для обучения монологической речи.
1. Прослушайте предложение и повторите его вслух.
2. Покажите предмет и назовите его.
3. Назовите его действия.
4. Назовите действия других.
5. Выполните просьбы учителя, соблюдая их последовательность.
6. Опишите картинки.
7. Расскажите о том, что нарисовано на картинке, используя приведенный на доске план.
8. Постройте свой рассказ по картинке, используя слова, записанные на доске.
Для развития монологической речи можно предложить учащимся небольшие рассказы о себе, о своей семье и т. д. для заучивания наизусть. Представленные ниже монологи могут быть изменены по усмотрению учителя.
Примеры:
Д2рымы ниим8нын8.
Рассказ о себе.
М8н8 ним8 Молко. М8н8 ситтизат8 х20м8. М8н8 хозат8ндум сизимти класс8т8ны. Хозат8ндум няг8й. М8н8 мон2нт2м туобтусуйся (хозат8са).М8н8 хондым 6ук8г8й с20р8”.
Меня зовут Молко. Мне восемь лет. Я учусь во втором классе. Я учусь хорошо. Я люблю читать (рисовать). У меня много друзей.
Д2рымы немын8ниим8ны.
Рассказ о маме.
М8н8 немым8 сот2р8туо. Сыты68йб8уту няг8й. Немым8 наг2р би” х20ǯу. М8н8 мон2нт2м немым8. Ани”8 дялытини м8н8 мелы”сыг8тым немын8 маǯайс20ǯ8”.
Моя мама швея. Она работает хорошо. Моей маме тридцать лет. Я люблю свою маму. На праздники я ей дарю подарки.
Д2рымы десын8ниим8ны.
Рассказ о папе.
М8н8 дессым8 басутуо. Сыты няг8й 68йб8уту. Сытынаг2р би” х20ǯу. М8н8 мон2нт2м десым8. Десым8 6анасан8”ǯур8 6анаса.
Мой папа охотник. Он хорошо работает. Ему тридцать лет. Я люблю своего папу. Мой папа добрый человек.
М8н8 тенымтыгуйти8.
Моя учительница.
М8н8 тенымтыгуйти8 нимти МарияИвановна. М8н8 тенымтыгуйти8м8 6ук8г8 тенынты. Мы6 нанунту д0ǯ2рс20му” кунирам8ны. МарияИвановна тетуа менел8к8м8ны дебтаǯаг8ту д2рымы”. Мы6 мон2нт2м2” тенымтыгуйти8мы”.
Мою учительницу зовут Мария Ивановна. Моя учительница много знает. Мы с ней ходили везде. Мария Ивановна очень интересно рассказывает разные истории. Мы любим нашу учительницу.
Упражнения составлены Жовницкой С.Н. – заместитель директора
ТМКУ ИМЦ, руководитель РМО учителей родных языков
|
На: Упражнения по родному языку
Свелана Нереевна, здравствуйте! Мне очень приятно с вами пообщаться.Спасибо большое! Мне понравилась ваша работа. Буду использовать её на уроках русского и ненецкого языков. Конечно, некоторые из этих методов я использую в своей работе. Буду прордолжать работу. До свидания.
С уважением, Сигуней Елена Егоровна.
На: Упражнения по родному языку
Здравствуйте, Елена Егоровна. Спасибо большое за отзыв по выставленной моей работе. Всегда готова поделиться своими наработками и к сотрудничеству. Если возникнут какие-либо вопросы по методике преподавания языка и по вопросам национально-регионального компонента, обращайтесь. С уважением Светлана Нереевна
С уважением, Светлана Нереевна.
На: Упражнения по родному языку
СВЕТЛАНА НЕРЕЕВНА, ЗДРАВСТВУЙТЕ! ПРОЧИТАЛА УПРАЖНЕНИЯ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ. МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ. БУДУ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИМЕНЯТЬ НА УРОКАХ. И НЕ ТОЛЬКО НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ, НО И НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ. БЫЛИ БЫ ЕЩЕ ДИСКИ НА РОДНОМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ГРАММАТИКЕ.
С уважением, Габышева Татьяна Липчивна.
На: Упражнения по родному языку
Здравствуй, Татьяна. Спасибо за отзыв на "Упражнения по родному языку". Рада, что рекомендации помогут вам в дальнейшей работе по преподаванию родных языков. Пишите, готова к общению. С уважением Светлана Нереевна
С уважением, Светлана Нереевна.
На: Упражнения по родному языку
Светлана Нереевна! Я очень рада Вас приветствовать! Ваши упражнения по родному языку очень понравились, все последовательно, пошагово выполняются упражнения. С ними можно работать ученику - самостоятельно, можно учителю работать с классом, а можно через ИКТ оформить учителю. Но самое главное - содержание заданий. Спасибо большое! Мне нравятся Ваши работы, в чем я убедилась на курсах по родным языкам. Всегда жду нового сотрудничества. С уважением Валентина Накочевна.