Submitted by Вера Николаевна Вострикова on Sat, 26/01/2013 - 19:02
Роль мелкой моторики в коррекционной работе
На перламутровый челнок Натягивая шелка нити, О пальцы гибкие, начните Очаровательный урок!
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилье, объясняли, лечили, учили. По рукам судили о здоровье о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками «Мастер на все руки», «золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Как рукой сняло» и т.д. Руки могут делать все. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. Источники способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, развитие ручных умений ил как принято называть мелкой пальцевой моторики. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находится рядом с моторными центрами пальцев, поэтому,развивая речь и стимулируя моторику пальцев мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизируют речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. На руке находится биологические активные точки нашего организма. Опыт работы в специализированном детском саду подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированное тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. По умелости детской руки специалисты делают вывод об особенности развития центральной нервной системы и ее мозга. И если когда то подобные выводы основывались на опыте и наблюдении то для современных психологов взаимосвязь мозга и руки - аксиома.
Психологи отмечают, что умственные, способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно - или предметно-действенным.Сполным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдётко второму этапу - наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ бегемотового цвета», «Дай такую букву, как баранка».
Третий этап - словесно-логическое или абстрактное мышление.Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления даёт рука.Как писал физиолог И.П.Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова способствуют развитию мозга».
Коррекционная работа по развитию мелкой моторике в логопедических группах начинается с диагностики.