Сообщающиеся сосуды (7-й класс)
Цель урока:
- познакомить учащихся с сообщающимися сосудами.
- сформулировать закон сообщающихся сосудов для однородных и неоднородных жидкостей.
- узнать, где на практике нашли применение сообщающиеся сосуды.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Задачи урока:
- Исследовать поведение жидкости в сообщающихся сосудах;
- Обобщить опыт, накопленный человеком в использовании знаний о сообщающихся сосудах.
Здоровьесбережение:
- Следить за нагрузкой на органы чувств учащихся: слух, зрение, моторику.
- Менять виды деятельности, при работе создавать условия для подвижности, переноса взгляда.
- Формулировать на базе изучаемого материала выводы о сбережении здоровья.
Оборудование:план исследования, модели сообщающихся сосудов, линейки, фотографии, модели кубиков.
Программное обеспечение:MicrosoftPowerPoint, презентация «Сообщающиеся сосуды».
План урока:
- организационный момент
- актуализация опорных знаний
- мотивация
- изучение нового материала
- исследовательская работа
- подведение итогов исследования
- вывод итоги урока.
- Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на уроке физики. Физики, которую многие любят.
Я еще не устала удивляться
Чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу рации,
Калькулятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди могли?
Как придумать могли такое:
Кнопку тронешь - день настает.
Только кран откроешь рукою –
И вода по трубам течет.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам,
Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам.
II. Мотивация и целеполагание.
Сегодня мы с вами изучим чудесные сосуды и откроем законы, которым подчиняются эти сосуды.
Вашему вниманию я предлагаю кроссворд, который мы решим коллективно. Вопросы:
Чем создаётся давление в газах? Физическая величина, измеряемая в паскалях.
Учёный, открывший закон передачи давления жидкостями и газами. Ученый, открывший атмосферное давление? Аппарат, для исследования морских глубин.
м
|
О
|
л
|
е
|
к
|
У
|
л
|
ы
|
|
|
|
|
|
Д
|
а
|
в
|
л
|
е
|
н
|
и
|
е
|
|
|
|
п
|
а
|
с
|
к
|
а
|
л
|
ь
|
|
|
|
т
|
0
|
Р
|
и
|
ч
|
е
|
л
|
л
|
и
|
|
|
|
|
|
|
б
|
а
|
т
|
и
|
с
|
к
|
а
|
Ф
|
|
СЛАЙД 1.
Прочитаем слово, которое у нас получилось в столбце по вертикали: "Удача".
Я вам всем желаю удачи в изучении нового материала, и чтобы каждый получил пять за активную работу на уроке!
III. Актуализация знаний.
Но для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, попробуйте отгадать ребус, который лежит у вас на столах.
Ученики:
Сообщающиеся сосуды.
Учитель:СЛАЙД 2.
Вот вы и назвали тему нашего урока «СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ». Посмотрите на слайд{СЛАЙД 3), на нём изображены разные сосуды, что в них общего? А кто-нибудь попробует дать определение сообщающихся сосудов. (Учитель указывает на слово «Сообща»).
Ученики предлагают свои варианты определений сообщающихся сосудов.
Учитель:
Сосуды, имеющие общую соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися.
Посмотрите на картинки, как располагается жидкость в сообщающихся сосудах? Ученики:
Жидкость располагается на одном уровне.
Учитель:
Возникает вопрос, а всегда ли жидкости в сообщающихся сосудах будут располагаться на одном уровне?
Вот мы и подошли к цели нашего урока:
- Узнать как будет вести себя жидкость в сообщающихся сосудах;
- Узнать возможности использования сообщающихся сосудов.
Чтобы достичь этих целей, мы должны:
- исследовать поведение жидкости в сообщающихся сосудах; А так же:
- обобщить опыт, накопленный человеком в использовании знаний о сообщающихся сосудах.
Учитель:
Обратите внимание у вас на столах лежат конверты, которые нам сегодня будут помогать в работе.
Для решения задач сегодняшнего урока мы исследуем уровни однородной и неоднородной жидкостей в сообщающихся сосудах.
Теперь мы готовы работать, поэтому переходим к выполнению задач урока. Откройте конверт«ИССЛЕДОВАНИЕ».
Расскажите, что вы обнаружили в конверте? И для чего это необходимо? Ученики:
Линейка и план исследования. Учитель:
Внимательно изучите план исследования. ^
Сколько исследований вам надо провести?
План исследования (приложение 1)
Учитель:
Попробуем выполнить исследования и сделать соответствующие выводы.
Налейте с помощью шприца в сообщающиеся сосуды воды. Рассмотрите, как располагаетсяоднородная жидкость в сообщающихся сосудах.
Осторожно наклоните штатив и посмотрите, как меняют свое положение уровни жидкости в сосудах при наклоне. Зарисуйте положение уровней жидкости.
Ответьте на вопрос: как располагаются поверхностиоднородной жидкости в сообщающихся сосудах?
Долейте в одно из колен сосуда небольшое количество масла. Рассмотрите, как располагаются в сосудахжидкости с разной плотностью (подкрашенная марганцовкой вода и масло). Зарисуйте уровни жидкостей. Измерьте высоты столбов жидкостейнад уровнем АВ, результаты запишите в таблицу.
Ответьте на вопрос: как зависят высоты столбовразных жидкостей в сообщающихся сосудах от плотности жидкостей?
Учитель:
Подведем итог выполнения первой задачи урока. Расскажите, что у вас получилось.
Учитель демонстрирует на экране фотографии полученных ребятами результатов. Ученики, видя на экране фотографию своей работы, делают выводы.
Учитель:
Сделаем общий вывод по поведению жидкости в сообщающихся сосудах.(СЛАЙД 4)
Однороднаяжидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне, (СЛАЙД 5) ажидкости с разной плотностью устанавливаются на разных уровнях.
Учитель: Переходим к выполнению второй задачи урока - узнаем, каковы возможности использования сообщающихся сосудов.
А для этого нам необходимо обобщить опыт, накопленный человеком.
Откроем конверт«ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
(дети открывают конверты, находят фотографии, учитель раздает кубики)
Я раздам вам кубики. На гранях кубиков описан принцип действия различных устройств используемых человеком. Ваша цель ознакомится с принципом действия устройства, подобрать и наклеить на грань с помощью самоклеющейся основы соответствующую фотографию из вашего конверта. Хочу обратить ваше внимание на то, что одно из предложенных вам устройств, было связано с незнанием принципа действия сообщающихся сосудов. И вы после выполнения задания постарайтесь нам об этом рассказать. Ну, что успехов.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель:
Итак, я думаю, все готовы.
Расскажите, в каких устройствах используются сообщающиеся сосуды?
Учащиеся перечисляют: водомерная трубка, шлюзы, фонтаны, артезианский колодец, водопровод.
А какой опыт человечества был связан с незнанием принципа действия сообщающихся сосудов?
Ученики называют акведуки.
Учитель:
Верно - это акведуки, а кто-нибудь знает, что это?
Ученики:
Нет.
Учитель:
Акведук — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам.
Внимание!
Вы успешно собрали кубики, на каждой грани которых описан опыт поколений. И сейчас ваши кубики стали моделью накопленного человечеством опыта.
Подумайте и скажите, пожалуйста, есть ли у кубика главные и второстепенные грани?
Ученики:
Нет.
Учитель:
Тогда есть ли в опыте человечества что-то главное и второстепенное?
Ученики:
Нет.
Учитель:
Совершенно верно. Любой опыт, будь он удачным или не очень удачным являются
равноправными. Так что не бойтесь ошибаться, не бойтесь набираться опыта, учитесь творить.
Я прошу помочь мне сделать общий вывод по нашему уроку.
Дети делают вывод.
Учитель:
Человечество, выдвигая гипотезы, стремиться к подлинно научной теории, и мы сегодня прошли его путем, открывая для себя уже известные человечеству сообщающиеся сосуды. Мне было приятно и интересно работать с вами.
А вам было интересно? А что именно вам понравилось на нашем уроке?
Как вы оцениваете свою работу на уроке (на доске рис. лестницы успеха)
Разместите цветные кружочки на «Лестнице знаний». Понял, могу объяснить товарищу (3 ступенька) Понял, но объяснить товарищу не могу (2 ступенька) Много вопросов из темы не понятно (1 ступенька)
Спасибо вам за работу. Желаю вам удачи в делах.