Submitted by Зоя Ивановна Юскова on пн, 21/01/2013 - 15:58
I Орг. момент
Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Возьмитесь за руки. Пожелайте удачи друг другу.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.(Слайд №3)
II . Актуализация знаний
А) На этом уроке мы ….
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим,
У нас, во рту живёт язык.
К словам знакомым он привык.
Какой урок у нас начинается? (Слайд 4)
Чему учит нас риторика? Какой должна быть речь? Когда мы говорим, что наша речь успешна?
Какие средства речи мы используем? (слово, несловесные- темп, мимика, тон, громкость, жест, голос) (Слайд 5)
Б) Речевая разминка
Давайте приготовим наши органы дыхания к успешной речи.
1.Развитие органов дыхания.
а) Согреем стеклышко.
Мороз. ( Слайд № 6)Утром вы захотели посмотреть в окно, а оно все в морозных узорах. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла.
Глубоко вдохнули через нос и медленно через рот выдыхаем, отогреваем стеклышко. (3 раза)
б) Бумажный кораблик.
Наступила весна. (слайд №7) Потекли ручьи. Начались долгожданные каникулы. Вы сделали бумажный кораблик и опустили его на воду. А чтобы он поплыл, на него нужно подуть. Чем дольше вы будете дуть, тем больше времени кораблик будет плыть.
Сделаем глубокий вдох, дуем медленно, не торопясь. (3 раза)
lll. Выразительное чтение стихотворения.
А)А потом появились они (слайд №8 )
Как называются эти цветы?
Вот, что говорит о незабудках поэт: (слайд №9)
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал –
Веселых, голубых.
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.
Б) Прочитайте это стихотворение, используя все средства речи , о которых мы говорили.
lV. Подготовка к изучению нового материала.
А) Ребята, что мы с вами только что читали? (текст)
Давайте вспомним, что мы знаем о тексте?
Какие бывают тексты? (Слайд №10)
ТЕКСТ
АРГУМЕНТАТИВНЫЙ
НЕАРГУМЕНТАТИВНЫЙ
Какой текст называют аргументативным?( отвечает на вопрос почему? В нем всегда содержится доказательство чего-либо, это текст-рассуждение)
Какой текст называют неаргументативным?( текст –повествование –отвечает на вопрос КАК? Или Что случилось? Текст-описание отвечает на вопрос КАКОЙ? Он описывает признаки людей, животных, растений)
ТЕКСТ
АРГУМЕНТАТИВНЫЙ
НЕАРГУМЕНТАТИВНЫЙ
РАССУЖДЕНИЕ
ПОЧЕМУ?
ПОВЕСТВОВАНИЕ
КАК?
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
ОПИСАНИЕ
КАКОЙ?
Б) К какому типу можно отнести текст о незабудках? Почему?
V. Формулирование темы урока.
На какой текст мы обратим сегодня внимание? Сформулируйте тему урока.
Описание художественное и деловое
Vl. Открытие нового знания.
Давайте проверим сумеете ли вы найти текст- описание среди других типов текста.
А) Работа в группах. Определить тип текста.
Б) проверка .
Определить тип текста:
Слайд №11
1. На рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями. В шагах двух от меня пробежал круглый, встопорщенный ёж. Он пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Не-много погодя он вышел из-под кус-та и отправился по своим делам. Скоро ёж опять вернулся с добычей.
Слайд №12
2. Я однажды побывала на соревно-ваниях по фехтованию. Мне эти сражения не понравились. Во-пер-вых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. А во--вторых, это какой-то несовремен-ный вид спорта. Ну кому сейчас придёт в голову защищать себя при помощи шпаги!
Нет, уж если бы я занималась спортом, то изучала бы бокс или ещё лучше — самбо. Чтобы уметь постоять за себя в любых обстоятельствах.
Слайд №13
3. Петух был такой красивый и сме-лый . На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пест-ринках , а в пышном хвосте длин-ные, серпообразные сине-чёрные пе-рья. Он выступал вперёд широкой отливающей бронзой грудью, высо-ко , будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами.
Слайд №14
4. Пету́х—небольшая птица. Длина самца 66 см, вес 900—1250 г; вес самки — 500—750 г. Окраска самца красновато-золотистая на спинной стороне, черновато-бурая — на брюшной. Перья на голове, шее, затылке и на верхней стороне хвоста — золотисто-жёлтые. Спина пурпурно-бурая, грудь и рулевые перья чёрно-зелёные, крылья бурые. Гребешок на голове красный, клюв буроватый.
Б) знакомство со стилями описания.
Вы правильно нашли тексты-описание. Что общего в этих текстах? (описывается петух)
Чем различаются? (в одном тексте автор описывает петуха, его красоту, восхищается им, а в другом перечисляет признаки петуха, его расцветку, не высказывает свое отношение к нему)
Какой текст вам понравился больше, почему?
Где можно прочитать такое описание петуха?
В) Оказывается существуют разные стили (виды) описания?
В)Еще раз перечитайте текст про петуха и определите его вид.
Чем отличается деловое описание от художественного?
Г)ВЫВОД - попробуйте по характеристике определить вид описания
Описание.
Деловое
стиль речи, который излагает факты, в нем отсутствует оценка автора. Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации)
Художественное
стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.
Д) Подведение итога. Проверка.
Художественное описание (слайд №15)
Деловое описание(слайд №16)
Vll. Физминутка (слайд №17)
«У оленя дом большой»
У оленя дом большой.
Он сидит, глядит в окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне подай»
Vl.Закрепление изученного материала
А)Определить тип описания. Учебник. (работа в парах)
Упр. 130, 131
Прочитайте тексты.
Какое описание является художественным, какое деловым?
Почему так решили?
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.(слайд №18)
ОДУВАНЧИК — многолетнее травянистое растение. У него желтые цветки и семена с пушистыми волосками, которые разносятся ветром.
Растет вдоль дорог, у жилья. 200 видов. (слайд №19)
Трудно ли было определить вид описания?
Чем отличается деловое описание от художественного?
Какой вид описания вам больше нравится? Почему
Б) А сейчас я предлагаю вам самим составить текст описание по опорным словам.
Итак, у нас два героя. Кто они?
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (СОРОКА)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (ДЯТЕЛ) (слайд №20)
Выберите о ком бы вы хотели рассказать, в каком стиле будет ваш текст в деловом или художественном.
Сорока.
1.Худ.описание.
Слова-помощники: красивая, белобока, белые, хвост черные, как у вороны, длинный, прямой, будто стрела, зеленоватым, нарядная.
Сорока.
2.Деловое описание.
Слова-помощники:, черно-белая ,длинный, белоснежные, красивый, 160—260 г, длинный, мягкое оперение, черное, белые, Европа, Азия, Индия, в Северо-Западная Африке.
Слова-помощники:Длина 22—27 см, черный, белый, красный, буровато- белые, белые пятна, клюв черный, ноги тёмно-бурые, длинный и липкий, личинки, насекомые, добывает на стволах и на земле, повсюду в России
В)Чтение и обсуждение текстов.
Г) Кто, по вашему мнению в группе работал лучше всех? Кому бы вы поставили 5?
КАКОЙ ТЕКСТ ПОЛУЧИЛСЯ У КАЖДОЙ ГРУППЫ?
Vll. Итог урока Рефлексия
О чем говорили на уроке? Каких видов бывают тексты-описание? Чем они отличаются друг от друга? Какой текст вы бы хотели написать? Почему?
Выскажите свое отношение к нашему уроку, используя слова:
МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ…….
НА УРОКЕ Я НАУЧИЛСЯ……
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ НА УРОКЕ…… ( слайд 21)
Д/з. Написать текст- описание (деловое и художественное).