Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя
Submitted by Наталья Алексеевна Поварницына on Tue, 15/01/2013 - 08:58
У педагога есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни считают её дополнением к своей преподавательской работе, другие — наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе — это класс. Именно в нём зарождается интерес к учёбе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу.
Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействия был и остаётся классный руководитель.
Каждый классный руководитель в свою воспитательную работу включает ряд направлений по воспитанию учащихся. Это могут быть: учебно — воспитательное направление, ценностно — ориентированное направление, спортивно — оздоровительное направление и т. д., но приоритетным направлением в воспитательной работе я считаю нравственное воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Нравственное воспитание является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или эстетического) большого вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в нравственном воспитании отводят классному руководителю.
Нравственное понятие становится руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствуют о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощённое в устойчивых нравственных качеств, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.
Я классный руководитель 6, 9 классов. И большую роль отвожу именно нравственному воспитанию учащихся.
Основными задачами этого направления следующие:
Воспитательная работа, её содержание и формы должны иметь чёткую нравственную направленность и способствовать моральному развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в учебной группе, классному руководителю необходимо всегда глубоко продумывать его нравственно — формирующее значение и акцентировать внимание на тех содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению моральных знаний учащихся, побуждают их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта.
Для реализации этой задачи мною в классах были проведены классные часы:
классный час «О дружбе», «Слушаем родословную», «Их имена никогда не забудем», «Семья — как много в этом слове», игра «Ценности. Что человек должен ценить», «Основы этики и искусства общения» и т.д.
На данных классных часах формируются такие качества, как отношение к Родине, отношение к общественному достоянию и материальным ценностям, природе, отношение к другим людям, отношение к себе.
Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у учащихся нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого обучающегося в практическую, трудовую и культурно — массовую деятельность.
Эту задачу я реализую в проектной деятельности.
Метод проекта, который я использую в своей педагогической деятельности, формирует личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решать несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Приведу пример: выполнение проекта по экологии «С любовью в сердце и болью в душе». В ходе проекта были проведены акции «Чистое село» «Вторая жизнь пластиковой бутылки», проведение акций и субботников: «Чистое село» и т.д.
Мне нравится заниматься с ребятами проектной деятельностью (хотя это отнимает огромное количество личного времени), искать и находить ответы подчас на непростые вопросы и видеть, как загораются от радости озорные ребячьи глаза. Для меня удовольствие – готовить учеников к конкурсам, смотрам, фестивалям и делить с ними радость их побед, нравится просто быть с ними рядом!
Обогащение эмоционального мира обучающихся нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств также является одной из важных задач.
Для реализации этой задачи, можно провести такие мероприятия, как «Беслан — не должен повториться», «Эхо, войны!», «Подарок ветерану», акция «Помощь ветеранам» и т. д.
Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию учащихся. Все воспитательные мероприятия должны создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищённости, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности, что позволит каждому обучающемуся почувствовать собственную значимость.
Рассмотрим функции, которые должен выполнять классный руководитель по организации нравственного воспитания:
Одной из существенных функций классного руководителя является систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей и характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Процесс нравственного воспитания в учебном заведении характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Каждый учащийся находится под постоянным влиянием различных педагогов, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к обучающимся со стороны учебного заведения и семьи.
В нравственном воспитании большую роль играет разумное использование мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей и проявление высокой сознательности в работе. Опыт показывает, что кто бы не прибегал к применению мер стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по отношению к тем или иным учащимся, чтобы эти меры оказались педагогически эффективными.
Многообразие и сложность возлагаемых на классного руководителя задач и функций по организации и осуществлению нравственного воспитания обучающихся требуют от него большой энергии, творчества и организаторских способностей. «Воспитательная работа, - подчёркивал А.С.Макаренко, - есть, прежде всего, работа организатора». По отношению к деятельности классного руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая обучающихся в разнообразную практическую деятельность, он может закалять характер обучающихся, формировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный руководитель должен знать технологию организации (методы и формы).