Лексико – грамматические разряды имён существительных (роль абстрактных и конкретных имён существительных в создании художественного образа).
Submitted by Марина Александровна Щербакова on Fri, 11/01/2013 - 17:05
Урок русского языка в 10»б» классе ( урок – рефлексия)
Тема: Лексико – грамматические разряды имён существительных (роль абстрактных и конкретных имён существительных в создании художественного образа).
Технология: рефлексивное обучение.
Содержательная:повторение на углублённом уровне лексико – грамматических разрядов существительных, совершенствование навыков стилистического анализа художественного текста, определение роли абстрактных и конкретных существительных в создании художественного образа, воспитание любви к родной культуре, родному языку, развитие эстетического вкуса.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
- Готовясь к сегодняшнему уроку, я тщательно искала материал, который заинтересовал бы вас, оставил отклик в вашей душе. Мне показалось, что именно произведения И.С.Тургенева не оставляли вас равнодушными созерцателями. Наш урок – попытка исследовать произведения известного вам писателя с точки зрения лингвистов, знатоков русского языка. Я очень надеюсь, что наш урок будет плодотворным, интересным. Сегодня мы постараемся сложный материал сделать простым, понятным, а в кажущейся простоте – увидеть сложные моменты, явления.
Один, перед немым и сумрачным дворцом,
Бродил я вечером, исполненный раздумья;
Блестящий пир утих; дремало всё кругом –
И замер громкий смех весёлого безумья.
Среди таинственной, великой тишины
Берёзы гибкие шептали боязливо –
И каменные львы гляделись молчаливо
В стальное зеркало темнеющей волны.
И спящий мир дышал бессмертной красотой…
Но глаз не подымал и проходил я мимо;
О жизни думал я, об Истине святой,
О всём, что на земле навек неразрешимо.
Я небо вопрошал… и тяжко было мне –
И вся душа моя пресытилась тоскою…
А звёзды вечные спокойной чередою
Торжественно неслись в туманной вышине (И. С. Тургенев)
- Какие чувства в вашей душе вызвало стихотворение И. С. Тургенева?
-Какие штрихи к портрету известного писателя вы бы добавили после знакомства с этим стихотворением?
- Сам писатель был человеком жизнелюбивым, с иронией относящимся к жизни, своему творчеству: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое – нибудь из них, может быть, заронит тебе что – нибудь в душу».
- Давайте создадим портрет писателя, используя ключевые существительные – характеристики.
Продолжите образную цепочку:И.С.Тургенев - писатель, поэт, лирик…(художник слова, философ, романтик, мечтатель, учитель, гуманист, жизнелюб, пейзажист).
Более точно сформулировать тему сегодняшнего урока мы постараемся вместе после выполнения несложного задания: разгадайте терминологическийкроссворд.
2.Сложное предложение, части которого связаны при помощи интонации – бессоюзное.
3.Тип речи, в основе которого аргументация тезиса – рассуждение.
4 .Приём противопоставления – антитеза.
5. Неизменяемые слова, которые своим звуковым составом воспроизводят издаваемые человеком, животными, предметами звуки: тук - тук, динь – динь – звукоподражания.
- Вспомните определение литературоведческого термина: образ.
Образ – тип, характер, картина человеческой жизни, созданные при помощи вымысла и имеющие эстетическое значение.
-Тема нашего урока: «Лексико – грамматические разряды имён существительных (роль абстрактных и конкретных имён существительных в создании художественного образа)». Сегодня мы будем изучать лексико – грамматические разряды существительных на углублённом уровне и будем совершенствовать навыки в проведении анализа художественного текста.
- Используя конспект параграфа учебника и положения опорной схемы, выполните первое задание. Вы самостоятельно изучали тему, надеюсь, успешно справитесь с заданием.
Задание 1: Рассмотрите опорную схему. Распределите данные слова по категориям (работа в парах):
Имена существительные
1. Нарицательные - обобщённое название однородных предметов (доброта, философия, нежность…)
2. Собственные - названия отдельных единичных в своём классе предметов (Россия, Спасское – Лутовиново, Полина Виардо…)
3. Личные - названия лиц по характерному признаку, профессиональной принадлежности, физическим данным и т. п. (философ, лирик, прозаик…)
4. Неличные не связаны с категорией лица (роман, стихотворение, душа…)
5. Названия лиц общего рода совмещают значения лиц мужского и женского пола (запевала, сластёна, поэт…)
6. Одушевлённые (человек, странник, Иван…)
7. Неодушевлённые (народ, крестьянство, группа)
8. Конкретные обозначают предметы, которые существуют в виде отдельных экземпляров или особей, подвергающихся счёту (писатель, повесть, книга…)
9. Абстрактные обозначают отвлечённые понятия: свойства, качества, действия, состояния. Они употребляются только в единственном числе. Формы множественного числа образуются только в тех случаях, когда они обозначают конкретные проявления отвлечённых качеств и действий (радость, красота, совесть…)
10. Вещественные обозначают однородные по составу вещества, однородную массу чего – либо, материалы, которые делятся на части, сохраняющие свойства целого, и которые можно измерять, но не считать (железо, кислород, лебеда, рожь…)
11. Собирательные обозначают неопределённое множество предметов или лиц как одно неделимое целое (военщина, молодёжь, профессура…)
12. Собственно – предметные (дерево, река, столб…)
13. Единично – считаемые не обладают собственно – предметным значением (день, ночь, год…)
14.Наименования лиц мужского и женского пола (мама, мужчина, сын…)
- С какими сложностями в определении лексико – грамматических разрядов вы встретились? Поделитесь своими наблюдениями.
По какому принципу существительные объединяются в лексико – грамматические разряды?
- Слова каждого лексико – грамматического разряда имеют свои общие черты: 1.Каждый разряд объединяет слова с определённым значением (семантикой). 2. Слова каждого разряда обладают общими грамматическими признаками (например, абстрактные существительные имеют форму только единственного числа).
Русский язык остаётся одним из сложнейших предметов: не существует ни одного правила без исключения, поэтому данное деление на лексико – грамматические разряды является формальным, нужно воспитывать в себе чуткость к художественному слову, быть внимательным читателем, чтобы ориентироваться в языковых тонкостях.
- Назовите существительные, которые могут менять разряд (я старалась подобрать примеры таким образом, чтобы исключений было мало): добродетель, ценность, золото, лицо.
Высшая добродетель – человеческиедобродетели, ценность души – музейные ценности (абстрактные – конкретные), добывать золото – не дети, а золото, умывать лицо – частное лицо (одушевлённые – неодушевлённые, личные – неличные).
- Приведите несколько своих примеров таких существительных: чувство радости – маленькие радости, красота женщины – красоты природы, чтение книги – пушкинские чтения, желание жить – три желания (абстрактные – конкретные), в углу был брошен туго набитый соломой тюфяк – Даже ни разу не поцеловать хорошенькой девушки? Да ты просто мямля и тюфяк! (личные – неличные), разгневать Марса – смотреть на Марс, позвать Рудина – прочитать « Рудина» (одушевлённые – неодушевлённые).
Сформулируем первый вывод – наблюдение: лексико -грамматические разряды имён существительных взаимосвязаны и в процессе функционирования языка постоянно взаимодействуют: существительные ввиду многозначности (полисемности) могут принадлежать к различным лексико – грамматическим разрядам).
-Предлагаю продолжить наблюдения: Существительные каких лексико – грамматических разрядов создают художественные образы в стихотворении? Выпишите из стихотворения И. С. Тургенева примеры абстрактных существительных: раздумье, смех, безумье, тишина, мир, красота, жизнь, Истина, душа, тоска, череда, вышина, пир.
Истина, - ж. 1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Стремиться к истине. 2. Правда, то, что соответствует в действительности. Его слова близки к истине. 3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. Старые истины.
- В каком значении использовано данное полисемное слово в тексте?
- Какую смысловую нагрузку несут абстрактные существительные в тексте? (описывают красоту природы, человеческой души, дают представление о противоречивости человеческой жизни, указывают на философское осмысление окружающего мира, рассказывают о судьбе конкретного человека…).
- Какие существительные могут выступать как конкретные? (пир, мир, красота, душа, вышина).
Пир – богатая, торжественная еда (конкретное).
Мир – планета, отдельная область Вселенной (конкретное).
Красота – прекрасное место, уголок природы (конкретное).
Душа – в царской России: крепостной человек (конкретное).
Вышина – высота, величина, протяжённость от нижней точки до верхней (конкретное).
- Какие эпизоды жизни И. С. Тургенева вам особенно запомнились? Как вы считаете, И. С. Тургенев – счастливый человек? Каким настроением проникнуто стихотворение?
Ю. В. Лебедев отмечал: «…трагические ноты в творчестве Тургенева не являются следствием усталости или разочарования в жизни. Они порождаются страстной влюблённостью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту».
Продолжаем идти по пути исследования: познакомьтесь с контекстами (эпизодами) из «Стихотворений в прозе». Выпишите существительные, рисующие душевное состояние писателя.
Текст №1: Россия край, синева, облачко, безветрие, теплынь, воздух – молоко парное.
- Какие душевные волнения переданы в пейзаже? (любовь к родине, всему живому на земле, восторженность, упоение жизнью…).
Текст №2: крылья, гнёздышко, птица, пустыня, жёлтое море, грохот, вал, жизнь, пустота.
- Каким настроением проникнут эпизод? Почему самым родным образом природы для Тургенева становится птица? (одиночество, страдания странника, изгнанника, мечты о любви, о встрече с родным человеком, надежда…).
-Распределите существительные в группы: абстрактные – конкретные.
- В данных эпизодах писатель использует обширную группу конкретных существительных.
- Какие образы в данных контекстах создают конкретные и абстрактные существительные?
- Конкретные существительные создают образ реальной родины, любимой с детства: в тексте важны детали, из которых создаётся картина жизни России, милых с детства существ, деревьев, предметов. В то же время абстрактные существительные помогают ощутить любовь автора, понять его душевный порыв, волнение, увидеть символы – образы, олицетворяющие в его понимании истинное существование, желание поделиться с читателями своими чувствами, передают неповторимый взгляд на жизнь.
-Я считаю, что нас с вами с полным правом можно считать исследователями творчества И.С.Тургенева. Сам писатель назвал свои лирические зарисовки стихотворениями в прозе. А как вы бы определили жанровую специфику этих произведений. Предлагаю вам свою помощь. Выберите термин: пейзаж души, пейзаж судьбы, пейзаж характера…Обоснуйте свой выбор.
Я остановила свой выбор на жанре: пейзаж судьбы.
-Какие особенности свойственны этому понятию? (параллелизм – приём, показывающий родство писателя с миром природы, характер автора, душевные, нравственные поиски, идеалы, взаимоотношения с окружающим миром, определение своей роли в жизненном пространстве). И.С.Тургенев – один из самых искренних русских писателей. Душа писателя, его сердце отданы читателям.
- Сформулируем следующий вывод – наблюдение: Существительные выполняют основополагающую роль в создании художественного образа, оставаясь главной по частоте употребления, оттенкам значений частью речи. Названия конкретных предметов, богатство чувств, переживаний, состояний, рисование жизни в самых сложных её проявлениях, человеческого характера в противоречиях и поисках идеала создают пейзаж судьбы в литературоведческом и общечеловеческом понимании.
- Странная судьба.…Быть изгнанником, вечным странником, сохраняя в душе жизнелюбие, желание быть счастливым. Спасала его в этой жизни любовь. По мнению писателя, любовь не только неодолимая разрушительная страсть, сжигающая человека в своём пламени, но сила, побеждающая своей самоотверженностью смерть.
- Вспомните, почему Тургенев принял решение покинуть Россию? (нежелание смириться с теми социальными преобразованиями, которые происходили на родине, осознание себя лишним, неумение и нежелание приспосабливаться и любовь к Полине Виардо).
И.С.Тургенев принадлежал к типу людей, нежелающих связывать себя с чем - то прочным и определённым в общественной жизни и в личном быту. Сам писатель отмечал с грустью: « Осуждён я на цыганскую жизнь и не свить мне, видно, гнезда нигде и никогда!» Он оставался русским вне России.
Постепенно мы подошли к самому сложному этапу нашего урока – исследования: созданию собственного пейзажа судьбы. Вы можете создать пейзаж, используя образы – существительные из стихотворений И.С.Тургенева или использовать образы, которые дороги вам.
Выразительно прочитаем стихотворения в прозе И. Тургенева.
Текст « Без гнезда»
Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда. Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно…а куда полететь?
И вот она расправляет свои крылья – и бросается вдаль стремительно и прямо, как голубь, вспугнутый ястребом. Не откроется ли где зелёный, приютный уголок, нельзя ли будет свить где – нибудь хоть временное гнёздышко?
Птица летит, летит и внимательно глядит вниз.
Под нею жёлтая пустыня, безмолвная, недвижная, мёртвая…
Птица спешит, перелетает пустыню и всё глядит вниз внимательно и тоскливо.
Под нею море, жёлтое, мёртвое, как пустыня. Правда, оно шумит и движется, но в нескончаемом грохоте, в однообразном колебании его валов тоже нет жизни и тоже негде приютиться.
Устала бедная птица…Слабее взмах её крыльев; ныряет её полёт. Взвилась бы она к небу…но не свить же гнезда в этой бездонной пустоте!
Она сложила, наконец, крылья…и с протяжным стоном пала в море.
Волна её поглотила…и покатилась вперёд, по – прежнему бессмысленно шумя.
Куда же деться мне? И не пора ли и мне упасть в море?
Текст «Голуби»
Я стоял на вершине пологого холма; передо мною –то золотым, то посеребрённым морем раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно – синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Всё притаилось…всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где – то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий, крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду…и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! – думалось мне, - сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Она по – прежнему давила безмолвную землю…и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной её синеве замелькало что – то ровно и плавно; ни дать ни звать белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел всё прямо, прямо… и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь…Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полётом два белых голубя.
И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха!
Я едва добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…
Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас.
Нахохлились оба – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один…один, как всегда.
Создание зарисовок ( домашнее задание).
- Вам понравился наш урок? Дайте оценку уроку и своим действиям. Надеюсь, что вы всё – таки полюбите книгу, и она станет вашим искренним другом. А урок хочу завершить своими стихотворными наблюдениями, в них моя душа, моя признательность вам за урок.