Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Альтруизм и эгоизм

Submitted by Татьяна Юрьевна Лескова on чт, 10/01/2013 - 07:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лескова Татьяна Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №37 г. Комсомольска-на-Амуреучитель начальных классов
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Цель урока: 

формирование личностного нравственно-эстетического отношения к проявлению эгоизма и альтруизма

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

эпиграф и план работы на доске, мультимедиапроектор, презентация в формате PowerPoint,  рабочая тетрадь, нарезанные полоски цветной бумаги

Краткое описание: 
Тема: «Альтруизм и эгоизм» Класс: 4 класс Цель: формирование личностного нравственно-эстетического отношения к проявлению эгоизма и альтруизма. Задачи: • уяснить базовые понятия: эгоизм, альтруизм, ценность; • помочь осознать свою истинную ценность, учить уважать себя, учиться видеть в другом человека, обладающего ценностью; • учить выражать доброе отношение к другим людям; • посеять стремление протягивать руку помощи ближнему. Формирование УУД: личностные: нравственно-этическое оценивание, самопознание, мотивация к добродетельным поступкам; регулятивные: целеполагание, прогнозирование, самооценка; познавательные: усвоение понятий, определение мотивов, причинно-следственных связей; анализ ситуаций, формулирование выводов; коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов, умение работать сообща.

 

Воспитательное мероприятие

Классный час

Учитель: Лескова Татьяна Юрьевна

Стаж работы: 22 года

Квалификационная категория: 1

Тема: «Альтруизм и эгоизм»

Класс:4 класс

Цель:    формирование личностного нравственно-эстетического отношения к проявлению эгоизма и альтруизма.

Задачи:

·        уяснить базовые понятия: эгоизм, альтруизм, ценность;

·        помочь осознать свою истинную ценность, учить уважать себя, учиться видеть в другом человека, обладающего ценностью;

·        учить выражать доброе отношение к другим людям;

·        посеять стремление протягивать руку помощи ближнему.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическое оценивание, самопознание, мотивация к добродетельным поступкам;

регулятивные: целеполагание,  прогнозирование, самооценка;

познавательные: усвоение понятий, определение мотивов, причинно-следственных связей; анализ ситуаций, формулирование  выводов;

коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов, умение работать сообща.

Оборудование: эпиграф и план работы на доске, мультимедиапроектор, презентация в формате PowerPoint,  рабочая тетрадь, нарезанные полоски цветной бумаги.                                       

Сценарий классного часа

1.Организационный момент:

Слайд 1«Самолюб никому не люб» (пословица).

Слайд 2   Кого называют самолюбом?

(определение характерных черт самолюбивого человека)

2.Постановка цели, задач мероприятия, плана работы

(разобраться в новых понятиях, заглянуть в свой внутренний мир, понять, как же надо поступать правильно и принять решение так поступать. )

Слайд 3

План работы:     1. Вспомним определения, ранее изученные.

                            2. Добавим новые. Одно - известное: эгоизм – это…

                            3. Другое -  непонятное: альтруизм – это что?

                            4. А что лучше? Почему? А как  правильно? И какой я?

                            5. Правильное отношение к себе и людям.

                            6. Выработаем правила и будем упражняться.

                            7. Итоги познания. Обмен впечатлениями.

3.Диктант значений.Для погружения в специфику предмета, активизации знаний,вхождения в тему  учитель использует следующий прием:  диктует определения (устно), дети называют понятие.

Учитель: эта наука рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Дети: этика. Слайд 4

Учитель: это - все, созданное человеком, а в переводе с латинского означает возделывание земли. Дети: культура. Слайд 5

Учитель: это – нормы, правила, которые регулируют поведение  людей.

Дети:мораль. Слайд 6

Учитель: это бескорыстная помощь человеку, который в ней нуждается.

Дети: моральный долг. Слайд 7

Учитель: это моральное правило регулирует отношения между людьми при распределении наград, наказаний, доходов. Дети: справедливость. Слайд 8

Учитель: Аристотель называл это способностью поступать во всем наилучшим способом. Дети: добродетель. Слайд 9

Учитель: это действия, направленные на причинение зла себе и другим людям.

Дети:порок. Слайд 10

Учитель благодарит детей за ответы.

Слайд 11.  Будем помнить, что хороший человек с течением времени становится лучше, а плохой человек – хуже, поскольку порок, добродетель и время – это три вещи, которые никогда не стоят на месте.

4.Определение понятий в ходе беседы.

 Теперь постараемся сами датьопределение.Об эгоизме  наверняка все слышали, может, и сами кого-то так называли, может, слышали в свой адрес… Что такое эгоизм? Суммируя детские ответы, можно получить определение:

Слайд 12. Эгоизм(от лат. я) – направленность человека на удовлетворение личных интересов, в ущерб интересам других людей. Лозунг эгоиста: «Живи для себя, за счет других людей».

Некоторые дети догадываются, что альтруизм, скорее всего – противо-положность эгоизму и пытаются дать свое определение. Обсуждаем и в итоге получается:

Слайд 13.Альтруизм(от лат.  другой) – готовность бескорыстно действовать на пользу другим людям, не считаясь со своими интересами. «Живи для других».

Определения выведены на слайд. Дети записывают их в свои тетради, выстраивая таблицу:

Эгоизм

Альтруизм

(Записывают качества личности)

(Записывают качества личности)

Заполнение таблицы происходит по ходу эвристической беседы.

5. Эвристическая  беседа. Учитель просит детей привести примеры эгоистичных и альтруистичных поступков: из собственного опыта, из прочитанного. Какое поведение вам более симпатично? Какое неприятно? Почему? Обращение к первому эпиграфу. А почему он никому не люб? А есть сомнения: жить только для других, совсем забыть про себя, только отдавать,-  разве это правильно? А как  же  свое право на счастье?  Так как же правильно?

6.Рассказучителя. Притча. Скорее, быль…«Цепочка любви».

«Брайан ехал по пустынной дороге, когда увидел на обочине заглохший автомобиль. В нем сидела пожилая женщина, которая выглядела совершенно растерянной. Он остановился перед ее машиной, вышел из нее и направился к отчаявшейся женщине. Дама ощутила испуг. За все время, пока она сидела в машине, никто не остановился. А этот молодой человек, не причинит ли он зла? «Я вам помогу, мадам, - сказал он. – «Пересядьте в мою машину, там Вам будет немного теплее. Мое имя Брайан Андерсон». Он обнаружил, что у машины лопнуло колесо. Но в силу возраста женщина не могла справиться с этим сама. Брайан присел на корточки, посмотрел под машиной, чтобы определить, куда поставить домкрат, потер руки, чтобы согреть пальцы, и принялся за работу. Поменяв колесо, Брайан улыбнулся. Дама спросила, сколько она должна за работу, уточнив, что цена не имеет значения. Брайан ответил, что она ему ничего не должна. Он просто помог кому-то в трудную минуту. И только Бог знает, сколько раз люди помогали ему в прошлом. Он сказал, что если ей действительно хочется заплатить, то в следующий раз, когда она увидит кого-то в нужде, пусть вспомнит о нем и окажет помощь тому человеку.

Через несколько километров женщина увидела ресторан. Она вошла в него, чтобы обогреться и перекусить. Девушка, которая ее обслуживала, приветливо улыбнулась, несмотря на то, что целый день была на ногах. Дама видела, что ни работа, ни ее беременность, ни усилия не лишили эту девушку приветливости. Дама закончила свой ужин и заплатила за него банкнотой в сто долларов. Девушка пошла за сдачей, а женщина быстро вышла из ресторана. Вернувшись, девушка обнаружила только записку на столе. Слезы брызнули из ее глаз, когда она прочитала то, что написала ей дама: «Вы мне ничего не должны. Кто-то помог мне сегодня, как и я это делаю для вас. Я вас попрошу: не позвольте этой цепочке любви закончиться на вас». Под салфеткой на столе лежали еще четыре банкноты по сто долларов. Откуда дама могла знать о том, как нуждалась она и ее муж? Дома девушка, прижавшись к мужу, тихо сказала: «Все будет хорошо, Брайан Андерсон».

Твое добро вернется к тебе.  …А может, и не вернется. Иногда так бывает. Кто-то рвет цепочку любви. Но ты продолжай протягивать руку помощи.

7.Работа над правилами.Как же упражнять себя в совершении добра? Давайте выработаем правила. Дети работают в группах, записывают  свои предложения.

Представитель от группы их зачитывает. Учитель вносит корректировки и подводит итоги через правила, которые записаны на слайдах презентации. Слайд 14

                          1.  Осознай свою настоящую ценность.

                          2. Учись видеть в другом  такого же человека.

                          3.  Протягивай руку помощи.

                          4.  Не жди чего-то взамен.

                          5.  Пусть люди слышат твои добрые слова о них.

8.Просмотр мультфильма «Чертенок №13»

Обсуждаем поведение чёрта-учителя, чертят-одноклассников, чертенка №13, остальных учеников школы чертят. Вы согласны так себя вести? А так относиться к другим? Согласны ли вы с правилом: «Люби себя, чихай на всех и в жизни ждет тебя успех»? Почему согласны (не согласны)?

Учитель:«В добродетели будьте рассудительны». Это библейские слова. В чем их смысл? Дети размышляют и приходят к выводу, что в некоторых случаях, чтобы не стать жертвой мошенников, или не вырастить из своего ребенка законченного эгоиста, прежде чем поддаться порыву оказать помощь, стоит подумать: во благо ли это будет человеку? Не пользуется ли он мною? Не пойдет ли моя помощь ему во вред?

9.Выводы, обмен впечатлениями.  Дети слушают ответы друг друга и делают заключительный вывод: Стремление должно быть к альтруизму, но в разумных пределах. Достраивают таблицу. Слайд 15.

Эгоизм

Альтруизм

(качества)

(качества)

 

Разумный альтруизм и разумный эгоизм

 

?

       

15.Домашнее задание. Найти в сказках (вспомнить) примеры эгоизма и альтруизма.

16.Рефлексия.  – Была ли для вас полезна наша встреча? Если да, то прикрепите на доску стикер зелёного цвета, если нет,  то стикер красного цвета.

 

 

Прикрепленный файл Size
классный час Альтруизм и эгоизм.docx 26.62 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн