Цели урока : познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты • формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, стране • формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание того, что карта – продукт долгого и кропотливого труда многих географов на протяжении многих лет
Метапредметные связи • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся • развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе • умение ориентироваться в окружающем мире, принимать решения Предметные результаты • владение географическими знаниями (основными понятиями) • умение работать с разными источниками географической информации • картографическая грамотность • владение практическими умениями для определения характеристики компонентов карты • умение применять картографические знания в повседневной жизни.
Сегодня мы с вами знакомимся с картой – главным источником информации. Посмотрим, насколько разнообразен мир карт, ознакомимся с историей картографии, современными способами составления карт и для кого составляются географические карты. Перед вами лежат листы рабочей тетради, которые мы с вами заполним в процессе просмотра презентации. Итак, что же мы называем географической картой Отметьте ответ на 1-й вопрос тетради Давайте посмотрим, как менялись карты на протяжении истории человечества Что отличает эти карты от современных? На них отсутствуют градусная сеть, масштаб, условные обозначения На данной карте мы видим уже карту мира, но с погрешностями, и , сравнивая с современной картой мира, видим, ошибки в изображении Отметьте ответ на второй вопрос тетради Данная карта больше похожа на схему, так как не имеет никаких единиц измерения Чем она не удобна? Эта карта уже изображает весь мир, однако есть «белые пятна». Не все ещё земли исследованы и открыты. Чего нет? Перед вами карта Северного Ледовитого океана. Посмотрите, что неверно на карте? Действительно, на сев.полюсе суши нет. Но есть важное составляющее – присутствует градусная сеть Вы поняли, что карты менялись во времени, что-то добавлялось, какие-то объекты исчезали с карты. Но важно понять, что географическая карта – продукт труда многих поколений географов, картографов, моряков, путешественников. Перед вами карта нашей Родины. Обратите внимание на эту карту. Первое, что бросается в глаза, разнообразие природы, протяженность нашей страны. Эта карта создана с помощью компьютера. Аэрокосмический снимок с помощью комп.программы преобразуется во всем понятную настенную карту или карту атласа эти карты точны, они быстро создаются и не успевают стареть. Отметьте ответ на третий вопрос тетради Давайте повторим, что же отличает старую карту от современной? Давайте рассмотрим, на какие группы делят карты: Обратите внимание на 4 задание. Первая классификация – по назначению: карты природы, хозяйственные, комплексные Заполняем первую графу таблицы Какие из карт вы хотите посмотреть? Карты России – обратить внимание По масштабу все карты делятся на крупномасштабные и мелкомасштабные Заполняем вторую графу таблицы По охвату территории карты делятся на три группы: мировые, полушарий, материков и океанов крупных регионов государств и их частей, например, карта Ростовской области Заполняем третью графу таблицы Вернемся к физической карте. Как вы ответите на 5-й вопрос в тетради? Обратите внимание на обозначение высот и глубин Ответьте на вопросы 8 и 9 тетради Современные карты, это не только карты нашей планеты, но и карты ближайших к нам планет – соседей. Эти карты также создаются с помощью ряда снимков, которые собираются как пазл. Перед вами снимки Луны, Венеры, спутников Ио и Европы Космические карты позволяют предупредить опасные природные явление, выявить территории, подверженные затоплению или засухам. Дома вы ответите на остальные вопросы рабочей тетради. А теперь мы с вами приступаем к исследованию новой неведомой Земли. Перед вами шаблоны, с помощью которых нужно составить карту открытого вами острова. Обратите внимание на шкалу высот и глубин, как должны распределяться отметки высот. Я вижу, что все справились с составлением карты. А домашним заданием для вас будет: дать название острову, водоёму, который омывает остров, заливы. Придумать и нарисовать растения и животных, обитающих на острове и дать им названия.
Побывав на вашем острове я привезла саженец дерева, только я не знаю, прижилось ли оно. Если вам было легко работать на уроке, прикрепите к моему дереву зелёный листок, если вы испытывали незначительные затруднения при работе – прикрепите желтый листок, а если вам было сложно и осталось много вопросов, прикрепите оранжевый листок. Спасибо за внимание, урок окончен.
1. Чертеж большого участка земной поверхности, выполненный по специальным правилам, называется___________________
2. Первые карты являлись схемами и чертежами, так как они не имели ____________ ________________ и масштаба
3. Компьютерные карты более совершенны потому, что они точны, быстро ___________________ и не успевают _________________.
4. Все географические карты делятся на три группы:
По назначению
По масштабу
По охвату территории
- общегеографические
-
- комплексные
-мелкомасштабные
-
-карты мира и полушарий
-
-карты отдельных государств и их частей
5. Карта, которая показывает общий облик территории – рельеф, реки, озера, моря, называется __________________________
6. Выбери верное утверждение: Более подробные карты
Крупномасштабные Мелкомасштабные
7. По масштабу карта села Покровское будет ____________________
8. Для определения высоты на карте используется ___________________________________________________
9. Для определения глубины на карте используется ___________________________________________________
10. Какая карта понадобится вам для похода: топографическая Неклиновского района, или физическая карта России? _______________________
примечание: для рефлексии я использовала наклеенный на ватман шаблон дерева без листьев.Каждому ученику вместе с рабочей тетрадью и набором для проекта выдавались 3 листочка-стикера зелёного, желтого и оранжевого цветов. Из 18 учеников 1 прикрепил жёлтый и 2- оранжевые листочки(просто цвет понравился), остальные дети наклеили зелёные. так что, моё "дерево" прижилось.