Submitted by Зоя Федоровна Богданова on вс, 26/04/2009 - 15:06
Тема:Экономика « развитого социализма»
Краткое описание урока: Урок проводится в 9 классе. За две недели до урока ребятам дается анкета. На вопросы анкеты ребята отвечают вместе с родителями, бабушками и дедушками, можно привлечь соседей. Проводится анализ анкет. Затем каждому ребенку дается индивидуальное задание – проблемный вопрос и адреса, где можно найти ответы на вопросы: материалы газет, материалы краеведческого музея школы, материалы встречи с ветеранами с/х производства. По итогам работы обучающихся составляется групповой проект и каждая группа на уроке защищается.
Цель:Показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х г.г., раскрыть основные направления экономической реформы 1965 г., показать причины неудач реформирования.
Задачи:
1. Показать противоречия в развитии промышленности и в аграрном секторе. На примере развития местного хозяйства имени Ленина показать, что к середине 80-х годов сельское хозяйство оказалось в кризисном состоянии.
2. Развивать умения ребят вести диалог, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, умение составлять проект.
3.Воспитывать уважение к людям сельскохозяйственного производства, гордость за труд дедушек и бабушек, за их вклад в развитие родной деревни.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Оснащение: распечатки новых понятий к уроку, проблемного вопроса: «Советская экономика 1965-1984 г.г.- расцвет, застой, кризис?»; портреты Л.И.Брежнева, А.Н.Косыгина; песня о БАМ-е.
постановка основной проблемы урока: Советская экономика 1965-1984г.г. – это расцвет, застой или кризис?
основной задачи- познакомиться с развитием промышленности и сельского хозяйства
Рассказ учителя об основных направлениях реформы промышленности исельского хозяйства с использованием схемы:
Промышленность ⇒ Октябрьский (1965г.) Пленум ЦК КПСС
Сельское хозяйство ⇒ Мартовский (1965г.) Пленум ЦК КПСС
Задачи и основные направления реформы
административные меры заменить мерами экономического стимулирования:
- повышение материальной заинтересованности в результатах своего труда
- расширение хозяйственной самостоятельности
управление по отраслевому принципу ( отказ от совнархозов)
- сочетание центрального отраслевого управления с экономическими методами управления
новая система планирования
Работа по группам:
Основные черты экономики в70-80г.г.Работа с учебником – 1 группа
-высокотехнологические предприятия отрасли работали на военный заказ(23%)
- государство вкладывало деньги на строительство новых предприятий, а не в модернизацию, что обуславливало значительный удельный вес ручного малоквалифицированного труда
- страна жила за счет нефтедолларов, экспорт сырья позволяло создавать крупные народнохозяйственные комплексы
Результаты реформы в промышленности.Работа с учебником – 2 группа
Новостройки 8-9 пятилеток. Работа с картой «СССР в восьмой пятилетке»- 3 группа
Западносибирский ТПК
Саянский ТПК
ВАЗ
КамАЗ
Красноярская ГЭС
БАМ
Предприятие оборонно-промышленной техники
Выступление групп о проделанной работе
Аграрная реформа (1956 года) и наш колхоз .Защита группового проекта – защита ребятами своей страницы мини-проекта.
·Цели проекта- 7 слайд
·Основные направления аграрной реформы-8 слайд
·Увеличение капиталовложений Укрепление материально- технической базы колхозов.-9-10 слайды
·Новые программы в развитии сельского хозяйства.-11слайд
·Итоги 9-ой пятилетки колхоза имени Ленина – 12 слайд
·От экономического стимулирования к моральному – 13 слайд
·Это интересно знать! – 14-15 слайды
·Социальное развитие села – 16-17 слайды
·Выводы
3.Закрепление.
Как вы понимаете высказывание « Коммунистическая Европа потихонько производит эксперимент. Цель его – выяснить, можно ли быть чуть – чуть капиталистической» ( «Экономист» Англия 7 августа 1965г.)
Размещено вс, 26/04/2009 - 20:52 пользователем Елена Евгеньевна Воробьёва.
Уважаемая Зоя Федоровна! Очень интересный проект сделан Вашими учениками, конечно, благодаря Вам. История рядом с нами - такая страничка есть в Сообществе учителей истории, и таков девиз, как я думаю, Вашего урока. Новые сведения о развитии сельского хозяйства, обычно сухие фразы и выводы учебника в этом уроке открылись и стали понятны и близки. Конечно такой урок потребовал большой подготовки. Но результат важен и необходим. Есть опечатки в работе, вместо 1965 года записан 1956. Фон в Презентации что-то черный. Может быть изменить? Мрачно очень. Я буду еще внимательно изучать представленный конспект, хочется многое обдумать и осмыслить. Спасибо Вам за это.
Размещено пн, 27/04/2009 - 20:36 пользователем Татьяна Геннадьевна Боровкова.
Зоя Федоровна, в уроке увидела то, что так люблю - четкость. Это придает размышлениям особую ясность. Здорово, что вы вкрапляете местный материал, причем носящий поисковый характер. "История становится ближе, понятнее детям", - хорошие слова Елены Евгеньевны, верно? Подобный конспект не требует дополнительных разъяснений, он вполне ясен. Спасибо.
—
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
На: Экономика « развитого социализма»
Уважаемая Зоя Федоровна! Очень интересный проект сделан Вашими учениками, конечно, благодаря Вам. История рядом с нами - такая страничка есть в Сообществе учителей истории, и таков девиз, как я думаю, Вашего урока. Новые сведения о развитии сельского хозяйства, обычно сухие фразы и выводы учебника в этом уроке открылись и стали понятны и близки. Конечно такой урок потребовал большой подготовки. Но результат важен и необходим. Есть опечатки в работе, вместо 1965 года записан 1956. Фон в Презентации что-то черный. Может быть изменить? Мрачно очень. Я буду еще внимательно изучать представленный конспект, хочется многое обдумать и осмыслить. Спасибо Вам за это.
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294
На: Экономика « развитого социализма»
Зоя Федоровна, в уроке увидела то, что так люблю - четкость. Это придает размышлениям особую ясность. Здорово, что вы вкрапляете местный материал, причем носящий поисковый характер. "История становится ближе, понятнее детям", - хорошие слова Елены Евгеньевны, верно? Подобный конспект не требует дополнительных разъяснений, он вполне ясен. Спасибо.
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
На: Экономика « развитого социализма»
Елена Евгеньевна! Большое спасибо за добрые слова об уроке ипредложения.Обязательно я над ними поработаю. С праздником , с днем Победы!