- Мой дядя выяснял лет сорок,
И все же выяснить не мог-
Как говорить вернее: творог?!
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог….
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее - творог?»
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит.
И сам с собою говорит:
«Н-да… Я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок…
Но как же все-таки - творог,
А может, правильнее – творог?!»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило … творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродата уже!»
- А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова? Как вы выходили из них? А может вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь?
- Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»?
- Давайте сформулируем тему урока?
3. Запись темы урока. Оформление таблицы.
- Какой раздел языкознания изучает произношение слов, ударение?
- А что включают в себя орфоэпические нормы?
-
- Оформим это в виде таблицы:
Так как у нас урок- практикум, то цель нашего занятия – отработка навыков правильной речи через практическое усвоение орфоэпических норм литературного языка.
4. Орфоэпическая разминка.
Прочитайте выразительно словосочетания, написанные на карточках (по вариантам), соблюдая нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. А теперь прочтите эти словосочетания вслух.
Карточка №1
спелые арбУзы
два блинА
вкусные блЮда
много груздЕй
зажарить гУся
Карточка №2.
без дрожжЕй
нет киселЯ
вкусные тОрты
произносить тОсты,
без фАрша
Проверка выполнения заданий на карточках (на слайде презентации).
4.Работа с текстом.
Нет такой профессии, в которой речевые умения не были бы значимы. Но среди множества профессий есть такие, в которых требуется особое речевое мастерство, высокая культура общения. Какие это профессии? Можно ли к этим профессиям отнести вашу?
Каждому обучающемуся дан текст данного стихотворения без знаков препинания (текст и на слайде презентации):
Осенних облаков прекрасен карнавал
Я каждый день г…товлю борщ к обеду
Пока я свеклу ш…нк…вал
Со мною музыка вела беседу
Я зан…маюсь п…в…рским искусством
Оранжевый м…рковный тон
Соединяю с мраморным к…пустным
Пока мой борщ походит на этюд
Но между ов…щами в серединку
Кладу я красный пер…ц и грудинку
Подобен живописи кулинарный труд
Задание:вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Проверка правильности выполнения задания.
А)Проверяем правильность написания слов и расстановки знаков препинания по слайду презентации, обучающиеся комментируют, мотивируют постановку знаков препинания.
Осенних облаков прекрасен карнавал.
Я каждый день готовлю борщ к обеду.
Пока я свеклу шинковал,
Со мною музыка вела беседу.
Я занимаюсь поварским искусством:
Оранжевый морковный тон
Соединяю с мраморным капустным.
Пока мой борщ походит на этюд,
Но между овощами в серединку
Кладу я красный перец и грудинку -
Подобен живописи кулинарный труд.
Б) – Кулинарный труд. От какого слова образовано прилагательное кулинарный?
– Что такое кулинария и как правильно произносить кулинАрия или кулинарИя?
Обратимся к Большому толковому словарю:
КУЛИНАРИЯ; КУЛИНАРИЯ, -и; ж. [от лат. culinarius - кУхонный]
1. Искусство приготовления пищи. Курсы кулинарии. Сведущий в кулинарии.
2. собир. Кушанья. Продажа кулинарии.
3. Магазин при столовой, ресторане, торгующий полуфабрикатами или готовыми кушаньями. Покупать в кулинарии выпечку. < Кулинарный, -ая, -ое. К. рецепт. К. техникум (готовящий специалистов по кулинарии).
Делаем вывод: слово кулинария – это многозначное слово.
В)Ударение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.
– Давайте вспомним правила постановки ударений в в именах существительных.
– В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, например: пиццЕрия и пиццерИя. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например: кулинАрия – кулинарИя (доп.)
– Назовите слова с двойным ударением, относящиеся к кулинарии.
(свЁкла (нейтр.) – свеклА (прост.);творОг – основной (предпочтительный) вариант, твОрог – дополнительный; нет творогА – нет твОрога (доп.)
Делаем вывод: необходимо помнить, что в официальной обстановке следует произносить это слово с безударной финалью – кулина́рия.
Г) Работа со словарем ( профессиональная терминология)
-Как же правильно писать пассерованный или пассированный?
Мы найдём в словаре оба написания, но по значению это совершенно разные слова.
Пассерова́ть, пассерОванный (от фр. passer — пропускать) — обжаривать муку, овощи, коренья перед закладкой в бульон, соус, жаркое. Не допускается появление золотистого цвета.
ПассИровать, пассИрованный (фр.Passer — передавать) — поддерживать, предупреждать падение или другие несчастные случаи при исполнении акробатических, гимнастических, цирковых упражнений.
ПассИрование ( мед.) — 1) это культивирование вируса в культуре ткани или на животных; 2) это трансплантация опухоли.
– Подберите синонимы к этим словам.
4.Исследование текстового материала по группам.Обучающиеся получают карточки с ключевыми словами, используя которые необходимо составить текст на заданную тему.
Группа1. «У Галины Ильиничны сегодня день рождения…»
С точки зрения орфоэпии интересны слова.
Ильинична, конечно, ателье, яичница, тефтели, кулинария, штрудели, канапе.
Пример текста.
У Галины Ильиничны сегодня день рождения. Конечно, много хлопот было накануне. Нужно было в ателье сшить праздничный наряд, сделать прическу у знакомого парикмахера, пригласить гостей.
Что приготовить гостям на стол? Не яичницу же, да и тефтели нынче мне в моде.
Кулинария не слишком увлекала хозяйку. И все-таки она решила удивить гостей. Подала штрудели, канапе, овощное рагу, коспа. Подруги тоже готовились ко дню рождения и решили подарить набор бижутерии, а друзья-мужчины-портмоне.
Группа 2. «Встреча двух подруг». (Две подруги встречаются, одна из них предлагает сходить пообедать в кафе, в котором могут продаваться указанные продукты).
С точки зрения орфоэпии интересны слова.
Каталог, свёкла, торты, красивее, пиццерия, занята, правы, Никитична, яичница, языковый, кулинария, кета, тефтели, творог, библиотека, бутерброд, компьютер, какао.
Группа 3. « А у нас сегодня гости!».
С точки зрения орфоэпии интересны слова.
Тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый и грушевый сок, пиццерия, арахис, ирис ,торты, бутерброд с языковой колбасой, салат из вареной свеклы, арахис, кедровые орешки, камбала, долма.
Пример текста.
Мои родители в рождественские дни пригласили в гости своих школьных друзей. Вся семья занята подготовкой к встрече гостей. Мне поручено сходить в кулинарию, чтобы купить торты. Отец на рынке по просьбе мамы купил щавель, языковую колбасу для бутербродов, камбалу и арахис.
А мама уже успела приготовить тефтели, салат из вареной свеклы с кедровыми орешками, армянскую долму. Гостей потчевали также пирожками с творогом, сливовым и грушевым соком. Угощение получилось на славу!
- Что у вас получилось? Прочтите слово. Давайте проверим работу с помощью компьютера. Придерживаясь критериев, оцените свои работы.
Слово участникам конкурса.
- Оцените каждого во время выступления по следующим критериям: выразительность, грамотность речи, умение держаться перед публикой. Отметьте орфоэпические ошибки, допущенные во время выступления.
6.Заключительное слово учителя. Рефлексия.
- Подведем итог урока.
- В чем смысл соблюдения орфоэпических норм литературного языка?
- Какие открытия и выводы для себя вы сделали сегодня на уроке? Попрошу вас написать несколько слов об уроке.
7. Домашнее задание:
|