В нашем детском саду мы создали мини-музей "русского быта" - этническую комнату.В ней всё оформлено в стиле старины,называют все её - "Русская изба".Обстановка предельно проста,что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни.
Музей очень любят дети,они узнают об истории родного края,знакомится с бытом русского народа,здесь проходят посиделки в увлекательной форме рассказываем о народных праздниках и обрядах.
Дети с трёх лет посещают эту избу с целью чтения художественной литературы(русские народные сказки,народный фольклор),дошкольников знакомят с убранством избы,старинными предметами быта,их названиями, предназначением , способами действий с ними,что решает немаловажную задачу более глубокого овладения особенностями народной речи,национальных обычаев и традиций ,народного искусства.
Причем если в младшой группе даются только названия старинных предметов и демонстрируется их функциональное использование,то в старшей подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина-керосиновая лампа-электрическая лампа; валек - чугунный утюг на углях - электрический утюг и пр.
Кроме того ,детей знакомят с зависимостью использования предметов( от образа жизни людей) крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди - свечами и т.п.,а также от места их проживания (в лесистой местности в основном,использовалась деревянная посуда,а в местах богатой глиной,- глиняная.)
Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей, так как им самим нода догадаться , для чего был нужен тот или иной предмет,как он использовался. Вкачестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки , используются пословицы и поговорки. Все экспонаты периодически обновляются и используются с различными целями. Особое внимание уделяется расширению активного словаря за счёт того .что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок , кринка , кувшин; полка-разинька, скамейка,табурет и пр.).
Для большого понимания детьми устных фольклорных произведений в "избе" на традиционном месте располагается люлька (зыбка) с младенцем - куклой,которому адресуются колыбельные песни , потешки , прибаутки. Первые методические приёмы организации образовательной деятельности в "избе" были связаны с игровыми персонажами. Такими как: игрушки в виде животных наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях. Данный приём используется и в настоящее время : впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста , а со временем , в зависимости от темы , появля ются и другие ,например персонажи кукольного театра . Так же люби мец детей - домовёнок Кузя . Надо заметить , что, полностью включаясь в игровые ситуа ции , дети воспринимают Кузю как живое существо. Они горячо спорят с ним , шутят, обмениваются потешками и дразнилками , поют ему пес ни и частушки . Образовательная деятельность , как правило , предполага - ет также решение воспитательных задач . Кузя, будучи маленьким мальчиком, в своем поведении очень похож на ребят.Поэтому он может быть и капризным, и не вежливым .Поучая и урезонивая Кузю дети утверждаются в положительном поведении , правильных способах общения .
В ходе организации избы заметила ,что многие дети проявляют к русской культуре настолько большой интерес , что им не достаточно только знакомства с историей русского быта , поэтому для них , были организованы "Посиделки". На них во второй половине дня разучиваем народные игры ,обрядовые песни ,изготовляем элементы народных костюмов . Постепенно стало традицией приходить на "посиделки" ,нарядившись в народные костюмы . Так , разучив новые колядки и народные игры ,заклички , дети приходят поздравить всех с Рождеством , Покровом, Масленицой; демонстрируют обрядовые хороводы ; показывают свои умения в театрализованной деятельности . Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями . Всё это приобщает детей к истории края и своего народа ,воспи тывает любовь к Родине .
Практический опыт показал ,что эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений ,а также самобытности народных промыслов ,связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом ,традициями , окружающей природой .
|