Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Художественная культура XVII-XVIII веков

Фото пользователя Наталья Ивановна Богачева
Submitted by Наталья Ивановна Богачева on Wed, 26/12/2012 - 19:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Богачева Наталья Ивановна
Место работы, должность: 

Казанское военное суворовское училище, преподаватель  МХК

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Без сформированных общеучебных умений и навыков невозможна успешная учеба. Это такие умения и навыки, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся основой и залогом успеха самой учебной деятельности. Сами по себе общеучебные умения и навыки не формируются, на каждом уроке необходимо систематически работать над их формированием и развитием. Одна из задач данного урока &ndash; развитие у обучающихся учебно-интеллектуальных и учебно-коммуникативных умений и навыков. Группа учебно-интеллектуальных умений и навыков подразумевает овладение учащимися такими приемами умственной деятельности, как выделение главного, сравнение, анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей, систематизация, классификация. Урок предполагает выполнение работы по формированию и развитию учебно-коммуникативных умений и навыков (кратко формулировать свои мысли в устной форме, участвовать в совместной деятельности, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение, выслушивать и объективно оценивать другого).</p>

Тема урока: Художественная культура XVII-XVIIIвв.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок-игра.

Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями; развивать учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения и навыки; воспитывать интерес к мировой культуре.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация «Художественная культура XVII-XVIIIвв.»

Структура урока:

1.                Организационный момент.

2.                Сообщение темы, целей и задач урока.

3.                Ознакомление с условиями проведения урока и системой оценивания.

4.                Выполнение познавательных заданий на отработку приемов мышления.

5.                Подведение итогов и выставление оценок.

 

Подготовительный этап. Взвод делится на 2 команды по 7 суворовцев в каждой.

Условия игры. Работа на уроке проходит в группах. Учебный материал, который необходимо повторить и обобщить, представлен в виде познавательных заданий. После представления задания на доске внутри групп проходит его обсуждение, обмен информацией, нахождение верных ответов. Затем случайным образом (путем жребия) определяется команда, которая будет отвечать по данному вопросу. Учащиеся сами определяют, кто будет отвечать от их группы. В течение урока ответить должны все участники команды. Если этого не происходит, учитель может попросить любого ученика команды ответить на данный вопрос. Каждый участник команды несет индивидуальную ответственность за общий результат, так как оценка отвечающего суворовца идет в зачет всей группе, балл выставляется один на всех.

Участники другой команды очень внимательно слушают ответ. Оценка группы является исходной, но свою индивидуальную оценку каждый учащийся может улучшить, если сможет исправить ошибки или что-то добавить к сказанному отчитывающейся по какому-то заданию командой.

 

Выполнение познавательных заданий.

В истории мировой художественной культуры XVIIи XVIIIвека называются Новым временем – периодом, существенно изменившим мировосприятие человека, отмеченным решительными переменами почти во всех сферах жизни. Искусство Нового времени перешагнуло рамки одного большого стиля, как это было в предшествующие времена. Одновременно развиваются несколько ведущих стилевых систем.

 

Задание 1. Продолжите перечень (причинно-следственные связи).

Искусство XVII-XVIIIвеков отличается огромным стилевым разнообразием:

а) барокко

б) рококо

в) реалистические тенденции в развитии искусства

г) …

 

Задание 2. Найдите соответствие между стилями и страной, где они сложились или наиболее ярко проявили себя (отработка приема анализа):

1) барокко

2) классицизм

3) рококо

4) реалистические тенденции        

 

а) Франция

б) Голландия

в) Италия

Задание 3. Расположите перечисленные ниже стили в хронологической последовательности (причинно-следственные связи):

Классицизм

Рококо

Барокко

Задание для участников команды-соперницы: назвать хронологические рамки существования каждого из перечисленных стилей.

 

Задание 4. Распределите архитектурные памятники по стилям (отработка приема анализа):

Барокко. Классицизм. Рококо.

1) Франческо Бартоломео Растрелли. Большой  дворец в Петергофе.

2) Георг Венцеслаус Кнобельсдорф. Сан-Суси.

3) Карл Готхард Лангханс. Бранденбургские ворота.

Вопрос для суворовцев команды-соперницы: в чем выразились связь и различия между архитектурой барокко и рококо? (Отработка приема обобщения.)

 

Задание 5. Сгруппировать и объяснить связь (классификация):

1) пышное декорирование фасадов;

2) строение делится на три части; центральная часть больше боковых; вход украшает портик;

3) частое применение овала;

4) дробный антаблемент;

5) чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм;

6) лучковые фронтоны;

7) использование сложных криволинейных, изогнутых форм;

8) прямые, четкие линии, прямоугольные окна.

Задание для суворовцев команды-соперницы: продолжите каждый ряд (характерные особенности архитектуры барокко, характерные особенности архитектуры классицизма). (Установление причинно-следственных связей.)

 

Задание 6. Подчеркните характерные особенности барочной живописи(анализ):

1) главные темы – изысканная жизнь придворной аристократии, мир сложных любовных интриг; идиллические картины «пастушеской» жизни с эротическим оттенком;

2) главная тема – конфликт общественного и личного начал, долга и чувства;

3) насыщенность движением;

4) страсти и переживания действующих лиц выражаются позами и жестами, не нарушая спокойного величия;

5) эмоциональность, экспрессивность, патетика;

6) ясная, логичная, уравновешенная композиция,

7) сложность композиционных решений.

Задание для суворовцев команды-соперницы: продолжите ряд, сформулируйте характерные черты барочной живописи, отсутствующие в приведенном списке. (Причинно-следственные и логические связи.)

 

Задание 7. Найдите лишнее и поясните свой выбор(анализ).

Зрительный ряд: 1. Ф.Б. Растрелли. Зимний дворец. 2. Клод Перро. Лувр. Восточный фасад. 3. Ф.Б. Растрелли. Екатерининский дворец. 4. Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане.

 

Задание 8. Найдите лишнее и поясните свой выбор(анализ).

Зрительный ряд: 1. Питер Пауэл Рубенс «Автопортрет с Изабеллой Брант». 2. Рембрандт ван Рейн «Флора». 3. Рембрандт ван Рейн «Старик в красном». 4. Рембрандт ван Рейн «Автопортрет с Саскией на коленях».

 

Задание 9. Найдите лишнее и поясните свой выбор(анализ).

Зрительный ряд: 1. Ф.С. Рокотов «Портрет неизвестной в желтом платье». 2. Ф.С. Рокотов «Портрет Анны Петровны Кутайсовой». 3. В.Л. Боровиковский «Портрет Екатерины Алексеевны Васильевой». 4. Ф.С. Рокотов «Портрет неизвестной в розовом платье».

 

Задание 10. Что объединяет представленные произведения? Найдите общее(отработка приема обобщения).

Зрительный ряд: 1. Лоренцо Бернини «Экстаз Святой Терезы». 2. Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна». 3. Лоренцо Бернини. Площадь Святого Петра. Рим.

 

Задание 11. Что объединяет перечисленные имена? Найдите общее(отработка приема обобщения).

Зрительный ряд: 1. Луи Лево. 2. Жюль Ардуэн-Мансар. 3. Андре Ленотр. 4. Шарль Лебрен. 5. Андре Шарль Буль.

 

Задание 12. Какому портрету соответствуют эти строки (стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет»)?(Анализ.)

Зрительный ряд: 1. Д.Г. Левицкий «Портрет Дьяковой». 2. Д.Г. Левицкий «Портрет Урсулы Мнишек». 3. И.Н. Никитин «Портрет цесаревны Анны Петровны». 4. Ф.С. Рокотов «Портрет А.П. Струйской».

Вопрос для суворовцев команды-соперницы: что отличает работы и манеру письма Ф.С. Рокотова?

Рассказ преподавателя о Струйской. Александра Петровна Струйская – одна из самых красивых женщин XVIIIвека. По словам ее внучки, Александра Петровна Озерова вышла замуж за Струйского тринадцати лет, по другим свидетельствам, ей было семнадцать лет. Николай Еремеевич Струйский был богатым пензенским помещиком, поэтом. Вскоре после свадьбы супруги совершили путешествие в Москву, где Николай Еремеевич заказал своему приятелю Рокотову их фамильные портреты.

Выразительные, задумчивые глаза, чуть-чуть грустные, едва замечающие окружающее, а скорее, всматривающиеся вглубь себя, или в будущее.

Анна Петровна пережила своего мужа-поэта на 43 года. Подарила мужу восемнадцать детей, из которых десять умерли в младенчестве. Ей было 86 лет, когда она тихо покинула этот мир. А для нас она так и осталась той прекрасной, немного грустной и едва улыбающейся женщиной с портрета Рокотова.

 

Задание 13. Яков Полонский написал замечательные стихи «К портрету Лопухиной». Какому из представленных ниже портретов посвящены эти строки? (Анализ.)

Зрительный ряд: 1. В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной». 2. Д.Г. Левицкий «Портрет Н.С. Борщовой». 3. Д.Г. Левицкий «Неизвестная». 4. Д.Г. Левицкий «Портрет А.П. Левшиной».

Задание для суворовцев команды-соперницы: что отличает манеру письма В.Л. Боровиковского?

Рассказ учителя о Лопухиной. Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, в 1797 году вышла замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла Первого. И именно в этом году по заказу ее мужа был написан знаменитый портрет. На момент написания портрета Марии Ивановне было всего 18 лет. По немногим дошедшим до нас воспоминаниям современников можно предположить, что она скорее всего не была счастлива в этом браке, который был заключен с человеком старше её на 10 лет, человеком ничем не примечательным, причём не по любви, а по воле родителей. Через 3 года молодая жена скончалась от чахотки. Их брак был бездетным.

 

Задание 14. Узнайте картину и имя автора по фрагменту (анализ).

Зрительный ряд: Д.Г. Левицкий «Портрет П.А. Демидова». Фрагмент.

 

Задание 15. Узнайте картину и имя автора по фрагменту (анализ).

Зрительный ряд: Рембрандт ван Рейн «Ночной дозор». Фрагмент.

Вопросы суворовцам команды-соперницы:

1.                Какое отношение имеет маленькая девочка с курицей у пояса к стрелкам роты капитана Баннинга Кока?

2.                Назовите известные вам портреты Саскии ван Эйленбург, написанные Рембрандтом.

3.                Назовите самое сильное, самое неповторимо «рембрандтовское» средство его живописи.

 

Подведение итогов и выставление оценок.Искусство XVII-XVIIIвеков отличается огромным стилевым разнообразием. Характерной особенностью этого времени стал неоспоримый факт не постепенной сменяемости, а одновременного существования барокко, классицизма, реалистических тенденций и рококо (с 20-х гг. XVIIIв.).

XVIIIстолетие стало временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры. За каких-нибудь 50 лет России во всех сферах пришлось пройти тот путь развития, какой на Западе длился 2-3 столетия. Это в полной мере касалось культуры и искусства. Отсюда характерная его черта – «спрессованность» развития, которая породила в русском искусстве параллельное существование сразу нескольких стилевых направлений, их «уживаемость» друг с другом, когда в одном произведении могли прослеживаться черты классицизма, барокко и рококо.

Суворовцы получают оценки в соответствии с количеством набранных баллов.

Прикрепленный файл Size
Презентация.part1_.rar 9.54 MB
Презентация.part2_.rar 9.36 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн