Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Юрьев-Польский»
Урок математики 2 класс
Тема: «Поразрядное сложение двузначных чисел с переходом через разряд».
УМК «Перспективная начальная школа»
Составитель Коновалова Ирина Владимировна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
УРОК МАТЕМАТИКИ
2 КЛАСС
УМК ПНШ ( А.Л.Чекин)
Разработала: учитель 1 квалификационной категории Коновалова Ирина Владимировна, МБОУ СОШ №3 г.Юрьев-Польского.
Тема урока: «Поразрядное сложение двузначных чисел с переходом через разряд».
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода через проблемную ситуацию).
(В ходе урока формируются личностные, метапредметные, предметные умения, используется работа в парах, индивидуальные и фронтальные формы работы, применяется ИКТ.)
Дидактическая цель: формирование умения выполнять поразрядное сложение двузначных чисел с переходом через разряд, совершенствование умения решать текстовые задачи, вычислительных навыков.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, уметь работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД);
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, учить работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД);
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличить новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Предметные УУД:
- Понимать смысл поразрядного сложения с переходом через разряд, разрядные единицы;
- Уметь раскладывать двузначные числа на разрядные слагаемые;
- Уметь прибавлять двузначные числа с переходом через разряд;
- Уметь решать текстовые задачи на сложение.
Основные понятия: Свойство прибавления суммы к числу, состав однозначных чисел и числа 10, разрядный состав двузначного числа.
Ресурсы: основные:тетрадь, учебник;
Дополнительные:презентация к уроку «Сложение», электронные уроки математики «Кирилл и Мефодий» (урок 7, задание №2), физкультминутки.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ход урока:
Этапы
технологии
и цели
|
Результаты
|
Ход урока
Задания для учащихся
|
Взаимодействия
в образовательном
процессе
|
Личност-
ные
|
Метапред-
метные
|
Предмет-
ные
|
Действия педагога
|
Действие обучающегося
|
1.Мотивация учебной деятельности.
Цели: - активизировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности.
|
Действие смыслообразования.
Ценностное отношение к образовательному процессу.
|
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Оформлять свои мысли в устной форме.
(Коммуникативные УУД)
|
|
1.Организационное начало урока:
Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём.
Урок математики начнём.
- А теперь подарим свои улыбки друг другу, гостям, тем самым пожелаем всем добра и счастья. У нас с вами есть повод порадоваться и улыбнуться. Ведь нашим помощником на уроке будет… Кто? Узнаете, если отгадаете загадку:
Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь, улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (солнце)
- Итак, нашим помощником на уроке сегодня будет доброе и ласковое солнышко.
- Вместе с ним мы отправимся в далёкое интересное космическое путешествие. Мы посетим разные планеты. На одной из которых познакомимся с новым приёмом вычисления, а также закрепим полученные знания при решении задач и числовых выражений.
- А на чем мы полетим в космос, узнаем, выполнив графический диктант: ракета.
|
Произносит стихотворение.
Показывает рисунок.
|
Вспоминают правила поведения на уроке и их выполняют.
|
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели: - организовать актуализацию умений заменять числа разрядными слагае-мыми, выполнять сложение изученных видов примеров, выполнять разностное сравнение чисел, выполнять графический диктант, решать задачи;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
|
|
Оформлять свои мысли в устной форме.
(Коммуникативные УУД)
Формулировка проблемы: как делать?
Умение структкриро
вать знания, контроль и оценка процесса и результатов достижения, анализ. (Познавательные УУД).
Контроль, коррекция. (Регулятивные УУД)
|
Повторение состава однозначных чисел и числа 10, повторение изученных способов сложения чисел.
Пояснение способов вычислений.
|
2 а. Актуализация опорных знаний:
Графический диктант: Начало работа – красная точка, цифры указывают на количество клеток, стрелки на направления движения, окно-иллюминатор рисуют произвольно.
В умах учёных много лет
Жила мечта заветная
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
- Каждому члену экипажа выдаётся лист самооценки космонавта.
- Во время полёта нам необходимо будет выполнять определённые задания. После каждого задания вы ставите в своём листе самооценки значок, который отражает самооценку вашей работы. Красный кружок – я всё сделал сам. Жёлтый кружок – я знаю, как выполнять, но неуверенна в своих силах.
Зелёный кружок - при выполнении задания мне нужна помощь.
- Ребята, а кто знает, что делают космонавты перед тем как отправиться в полёт? (Сначала космонавты тренируются на Земле).
- Итак, приглашаю вас на тренажор.
- Молодцы! Справились с заданиями – значит, все готовы к полёту.
- О том, что вы отправились в путешествие, узнал один ваш хороший знакомый. Имени я его не знаю, но он вам передал конверт с заданием.
Задание: Расположите данные числа в порядке возрастания и прочитайте слово – имя этого мултьгероя.
15 9 10 3 12 6
к н т л и у
(Лунтик)
- Какое число надо зачеркнуть, чтоб получилось число по определённому правилу? (10 – оно круглое)
- Продолжите ряд, используя эту закономерность. (18 21 24 т.д.)
2 б. Фиксирование индивидуальных затруднений в проблемном действии.
- Лунтик тоже решил с вами совершить путешествие на самую большую планету Солнечной системы. Что это за планета? (Юпитер)
_ Чтобы доказать готовность к полёту,ему нужно выполнить вот такое задание:
- Прочитай числовые выражения и найди лишнее:
23+16 46+22 33+67 49+27
- В каком выражении возникло затруднение? (49+27)
- Почему возникло затруднение? (Не знаем как сложить числа, не знаем куда прибавить получившийся десяток при сложении единиц)
|
Поверяет
Читает строки стихотворения.
Раздаёт листы самооценки и разъясняет как их заполнять.
Включает презентацию «Сложение».
Читает задание.
Организует актуализацию умений складывать двузначные числа.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности.
|
Выполняют по образцу графический диктант ракеты.
Знакомятся с листом самооценки.
Устный счет.
Выполняют задание.
Выполняют задание, пытаются найти решение выражения 49+27.
Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
|
3. Выявление места и причины затруднения.
Цели: -выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
|
|
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, постановка и формулировка проблемы(Познавательные УУД).
|
Пояснять место затруднения.
|
3. Выявление места и причины затруднения.
- В каком месте возникло затруднение? (Почему получились разные выводы?)
- Почему возникло затруднение? (Не знаем как сложить числа, не знаем куда прибавить получившийся десяток при сложении единиц).
|
Организует выявление места затруднения
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения
|
Под руководством учителя выявляет место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
|
4. Физкультминутка.
|
|
|
|
4. Физкультминутка:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок.
А мы прыг-скок, прыг-скок!
|
|
Отдыхают.
|
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели: - организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
|
|
Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование
(Регулятивные УУД)
Выбор наиболее удобных способов решения (Познавательные общеучебные УУД)
|
Использовать прибавление суммы на число при сложении двузначных чисел с переходом через десяток.
Анализ, синтез,делать выбор.
|
5. Выход из затруднения:
- Мы попадём с вами на самую большую планету Юпитер, если сможем изобрести способ сложения, который поможет нам решить этот пример: 49+27
- Какую цель ставим? (Найти способ сложения двузначных чисел вида 49+27
- Наметим наш план действий.
Алгоритм: - Заменю первое слагаемое суммой разрядных слагаемых;
- Заменю второе слагаемое суммой разрядных слагаемых;
- Сложу десятки;
- Сложу единицы;
- Сложу получившиеся промежуточные результаты.
|
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средства.
|
Проговаривают следующий шаг учебнойдеятельности.
С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают с помощью учителя план действий.
Называют средства.
|
6. Реализация построенного проекта.
Цели:- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и в знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
|
|
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, анализ, синтез (Познавательные УУД).
Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
(Коммуникативные УУД)
|
|
6 а. Работа по учебнику:
- Давайте проверим правильность нашего предположения по учебнику.
6 б. Работа в группах:
- Продолжаем полёт, перед нами густой туман, рассеить туман нам помогут лучики солнца, но и мы с вами постараемся ему помочь:
1гр. – 65+29 4гр. – 65+29
2гр.– 47+38 5гр. – 47+38
3гр. – 36+37 6гр. – 36+37
- Один человек от каждой группы даёт ответ.
Сопоставление версий, устранение затруднений, проговаривание способа сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
- Давайте коллективно проверим.
- Так какая же у нас тема урока сегодня? ( Поразрядное сложение чисел с переходом через разряд).
|
Стр.87 №2
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом действий.
Организует групповую работу.
Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.
Организует устранение затруднения. Организует уточнении темы урока.
Электронный вариант проверки «Уроки Кирилла и Мефодия», математика, урок7, задание №2
|
Разбирают устно.
Под руководством учителя выполняют составленный план действий.
Высказывают свои версии, решения проблемы, выбирают, кто будет отвечать.
Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.
Выполняют задания индивидуально.
|
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цели: - организовать усвоение учениками нового способа действия с проговариваниемво внешней речи.
8. Физкультминутка для глаз.
|
Ценностносмысловое.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативное УУД).
|
Работать с учебником.
|
7. Первичное закрепление:
- Ребята, Лунтик нас приглашает к себе в гости. Кто помнит где он родился? ( на Луне).
- стр. 87 №3 (По цепочке)
8. Физкультминутка:
- Мы уже долго находимся в состоянии невесомости, необходимо сделать разминку.
Очень много мы писали.
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно.
Солнце очень далеко.
Мы глаза сейчас закроем.
В классе радугу построим.
Вверх по радуге пойдём.
Вправо влево повернём.
А потом скатимся вниз.
Жмурься сильно но держись.
|
Организует усвоение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи.
|
Выполнение задания учебника с проговариванием.
Отдыхают.
|
9. Самостоятельная работа с взаимной проверкой в паре и проверка по эталону.
Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
|
Ценностное отношение к образовательному процессу.
|
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД).
Умение осознавать и произвольно строить речевое высказывание (Познавательные, общеучебные УУД).
|
Работать самостоятельно.
|
9. Самостоятельная работа:
- Далее путь лежит к шестой планете Солнечной системы. Какая это планета? (Сатурн).
- стр.88 №5
|
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднения, работу над ошибками.
|
Выполняют задание самостоятельно в тетрадях.
Выполняют самопроверку по эталону.
Фиксируют плюсы, минусы.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.
|
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели: - зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
Нравственное эстетическое оценивание.
|
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Волевая саморегуляция(РегулятивныеУУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Умения структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности( Познавательные, общеучебные (УУД).
|
Анализировать, выстраивать логическую цепь, доказывать.
|
10. Рефлексия:
- Какую цель ставили?
- Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Оцените свою работу на уроке, используя схему:
знаю
Я запомнил
смог
- Солнышко увидело, как вы дружно умеете работать, и решило подарить вам по солнечному зайчику. А теперь давайте поднимем все солнышки. Посмотрите как светло стало в классе. Мне было интересно работать с вами.
|
Организует самооценку учебной деятельности.
|
Делает пометки о понимании учащимися этой темы в еженедельнике.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
6
|
6
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|