Рабочая программа по курсу: « Физика. Химия. 5-6 классы» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы «Физика. Химия. 5-6 классы» А.Е. Гуревича и учебника «Физика. Химия. 5-6 классы» авторов А.Е. Гуревич, Д.И.Исаев, Л.С. Понтак. (136 часов, 2 часа в неделю)
Многочисленные исследователи отмечают несколько основных тенденций в развитии современных наук: естественных, технических и гуманитарных. Это прежде всего их экологизация, гуманизация и интеграция. Взаимное проникновение наук отражает объективную диалектику природы: оно свидетельствует о том, что природа в своей основе едина и нераздельна, представляя собой единство в многообразии, общее в основном. Гуманизация и экологизация вызваны тем, что огромные темпы развития цивилизации поставили перед человечеством проблемы выживания, которые можно решить, лишь признавая каждого человека как основную ценность, рассматривая его как часть окружающей среды, решая проблемы развития науки, техники, общества с позиции «не навредить» природе, человеку, планете в целом.
Концепция модернизации образования в России призвана решать эти важные задачи, продиктованные жизнью в современном обществе. Одним из направлений движения является переход школы на профильное обучение, чтобы получить выпускников, способных ориентироваться в быстро изменяющемся мире, владеющих методами научного познания окружающего мира. Но для того чтобы в старшей школе открыть классы, в которых физика будет изучаться на профильном уровне необходимо, чтобы учащиеся захотели выбрать данный профиль. Но как показала практика этого зачастую оказывается недостаточно, т.к.далеко не все желающие могут освоить предмет на базе имеющихся знаний, а главное уровня развития своих интеллектуальных возможностей.
Интегрированный курс: « Физика. Химия. 5-6 классы», созданный авторским коллективом в составе Е.А. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак и по которому наша школа работает уже десять лет, имеет многоаспектное предназначение. С одной стороны, он должен обобщить знания учащихся о природе, полученные в начальной школе, в их личном опыте общения с природой, сведения, полученные из книг, телевидения и других источников информации. В то же время обобщение этих представлений не ставит своей целью дальнейшее развитие их в системе понятий, предусмотренных для учащихся начальной школы т.к. сведения о природе, усвоенные учащимися в начальной школе при изучении курса «Природоведение» носят достаточно упрощенный характер, с серьёзными отступлениями от требований научности обучения. В 11-12 лет ребёнок начинает чувствовать себя достаточно взрослым и физика позволяет ему осваивать и объяснять реальный, окружающий его мир. Законы физики наиболее простые и в тоже время наиболее общие законы природы. Они лежат в основе всех без исключения природных явлений и самое главное их можно изучать на уроках в режиме реального времени.
В программе курса «Физика. Химия. 5-6 класс» предусмотрено большое количество экспериментальных заданий для работы в классе и дома, а также лабораторных работ, которые выполняются весь урок. Учащиеся делают самостоятельный вывод о необходимости использования в повседневной практике измерительных приборов, осваивают приёмы получения информации и обработки полученных результатов.
Программа направлена, прежде всего, не на получение большого объёма новой информации, а на построение определённой системы мышления и восприятия природы. Но и информация, в больших количествах, входит в данный курс. Большой объём информации ученики получают при выполнении и анализе различных наблюдений и опытов.
В программу входят многие вопросы курса физики и химии (молекулярное строение вещества, механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, химические явления, человек и природа, человек и космос). Все эти темы в обязательном порядке будут изучаться в старших классах – более глубоко и уже на новом уровне восприятия – когда системное мышление будет сформировано, и когда каждый новый раздел будет восприниматься не сам по себе, а контексте синтетического, цельного восприятия. При работе по данной программе мы обращаем внимание на то, что кроме натурного эксперимента большую помощь для создания наглядных образов физических явлений, решения целого ряда задач играет мультимедийный проектор и интерактивная доска.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.
Программа предусматривает проведение уроков в традиционной форме, игровой форме, проведение классных и домашних лабораторных работ, обобщающих уроков, уроков контроля знаний и умений учащихся. В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений учащихся в виде самостоятельных работ, тестов, лабораторных работ, защиты рефератов и сообщений по темам курса. В течение учебного года предусмотрено в 5 и 6 классе провести по две контрольные работы.
Полностью с рабочей программой можно ознакомиться, загрузив ее по приведенной ссылке.
|