Мы продолжаем свое путешествие по дорогам истории. Наш путь лежит по страницам истории Отечества. Вспомним значение этого слова. Что же такое – Отечество? (Земля отцов, Родина).
Раздел учебника «Страницы истории Отечества» поможет нам узнать о важнейших событиях истории нашей родины – России. (Чтение эпиграфа на доске)
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Н. Кончаловская
(Учитель продолжает слова Н. Кончаловской)
И про эту старину я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли о делах родной земли.
3. Повторение изученного.
Прежде чем начать нашу с вами работу, восстановим в памяти ход мировой истории человечества: посмотрим с вами хронологию основных исторических событий мировой истории. Вспомним основные временные периоды мировой истории: (работа с интеракт. доской – 1 чел., остальные в тетрадях)
1
Первобытная история
Свыше 2млн. лет назад, 40 тыс. лет назад
2
История древнего мира: Египет
Греция, Рим
5 тыс. лет назад
3-4 тыс. лет назад
3
Средние века.
С конца 5 в. до конца 15 века (1000 л.)
4
Новое время.
С начала 16 до конца 19 века (с 1500 до 1900, 400 лет)
5
Новейшее время.
С начала 20 века
4. Актуализация знаний.
Сегодня отправляемся в путешествие в далекие времена ,V- VIII века, когда жили наши предки, нам предстоит узнать, в каких условиях они жили и чем занимались. О ком пойдет речь вы разгадаете сами. (интерактивная доска)
Вывод:Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад (в середину первого тысячелетия нашей эры), то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. В те времена эти края населяли Восточные славяне (показ изображения восточных славян). О них сегодня мы поведем рассказ.
Откройте учебники на странице 35, рассмотрите карту. Подумайте, что вы можете рассказать с ее помощью о расселении славян?
На огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек жили восточные славяне. Жили славяне племенами. Племен было много (перечисление - восточные славяне, западные славяне, южные славяне).
Работа в рабочих тетрадяхстр. 13
Выполним задание 1 на странице 13 рабочей тетради. Вам надо раскрасить различным цветом территории, на которых жили славяне, подписать названия рек и морей, по берегам которых селились славяне. А почему жили по берегам рек?
Какое из племен занимало наибольшее пространство?
Восточными славянами называли племена, от которых произошли наши предки русские, украинцы, белорусы. Как вы думаете, что объединяло эти племена?
Вывод:племена объединяли язык, обычаи, занятия
6. Физминутка:
Ребята, в любой работе нужен отдых. Давайте для этого воспользуемся славянской зазывалочкой весны.
Кулик-самород
Полетел в огород.
Сел на палку,
Согнал галку.
Галка плачет,
Кулик скачет.
Кулик, кулик,
Неси ключик,
Отворяй весну,
Замыкай зиму!
7.Работа с текстом:
Ребята, мы продолжаем наше путешествие. И я думаю, что вам интересно узнать о древних славянах еще больше нового и интересного. Обратимся к материалу учебника на странице 36. Прочитаем и ответим на следующие вопросы:
Беседа по прочитанному:
- Какими физическими качествами и особенностями характера отличались славяне? (крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям)
- Чем занимались мужчины? (охотой, рыболовством)
- Чем занимались женщины? Готовили пищу, работали в огороде, ткали, пряли)
Работа с интерактивной доской.
Теперь ваших знаний достаточно, чтобы выполнить следующее задание.
Соедините линиями занятия с его продуктами
рыболовство мед
скотоводство пшеница
земледелие корова
бортничество осетр
охота грибы
собирательство дерево
строительство медведь
Вывод: Давайте еще раз скажем, чем занимались древние славяне?
Природы щедрые дары ценить уже умели люди.
Для них заботливо бобры вели хозяйство на запруде.
Для них копили пчелы мед, растила птиц листва густая,
Для них в глубинах темных вод икру метала рыбья стая.
Они пасли стада в лугах, пахали землю под пшеницу
Леса, поля давали им и воск, и мёд, и лён, и птицу…
Н. Кончаловская
8. Самостоятельная работа по учебнику.Стр. 37-38
Вы выделили основные занятия, а о том какславяне выбирали место для жилья (вблизи рек, на пригорке, холме) и из чего строили свои жилища, вы узнаете, прочитав материал на страницах учебника 37-38.
1 группа: Самостоятельно составит небольшой рассказ по плану (план на слайде):
1. Где славяне выбирали место для жилья? Почему?
2. Опишите дом древних славян снаружи. Изнутри.
3. Какая посуда была у славян?
(рассказ ребенка)
2 группа: Письменно дополнит текст недостающими словами.
Место для поселения выбирали …, пригодное для жилья, вблизи …. Жилища почти до половины уходили ….. рядом в загонах и хлевах держали …. Неприхотливым было убранство дома: деревянные …, …, печь из …. Топилась изба по-черному, …посудой служили … . Носили одежду из … и …
(зачитывает 1 чел.)
9. Работа с интерактивной доской по рисунку.
Для закрепления знаний о жизни древних славян выполним следующее задание:
Вывод:Время было беспокойное, суровые условия жизни были у древних славян. Только вместе, сплоченным племенем можно было выжить.
10. Рассказ учителя:
Жизнь наших предков - древних славян - была тесно связана с природой. Все необходимое для своего существования славяне получали в постоянной борьбе с природой, в которой таилось много жуткого, непонятного для них. Они не могли объяснить причины явлений природы, стихийных бедствий. Все вокруг казалось им живым, одушевленным. И всем вокруг повелевали, по мнению древних славян, боги и духи.
11.Вера древних славян и праздники(слайд с изображением богов)
О вере древних славян нам расскажет …..(рассказ одного ученика)
Вопросы:
- Во что верили древние славяне?
- Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленное).
- Какой главный бог у славян? (Перун)
- Что люди просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)