План-конспект урока «Приложение как вид определения».
Цель урока: углубление понятия об обособлении приложений.
Задачи:
повторить правила орфографии и пунктуации (подготовка к сдаче ГИА);
дать представление об определениях, выраженных приложениями;
выработать пунктуационный навык.
I.Подготовка к сдаче ГИА:
1. Орфографическая разминка: буквы е и и
в корнях с чередованием.
2. Повторение способов подчинительной связи в словосочетании
(электронный учебник).
II.1.Вспомните, что такое приложение? Найдите в предложении приложение, объясните постановку дефиса.
Попрыгунья – стрекоза лето красное пропела.
2.Нередко вы затрудняетесь определить, какое из двух написанных через дефис существительных является приложением. Вспомним, что приложение дает предмету другое название, подчеркивает какие-то его особенности.
Замените это слово обычным согласованным определением: лётчик-испытатель- лётчик,испытывающий самолет; чудо-богатырь- чудесный богатырь.
Приложением будут являться слова испытатель, чудо.
3.Синтаксический разбор предложения с приложением.
Год назад вулкан-ворчун напомнил о себе.
4. Задание: определения преобразуйте в приложения:
1.Рабочий нефтяной промышленности.
2.Строитель, специалист по бетону.
3.Художник, сам научившийся живописи.
4.Красивая Волга.
5.Злая западня.
6.Рыба, похожая на меч.
IV. Физкультминутка.
V. Знаки препинания при приложениях.
Пишется дефис:
1.1)название научных терминов (рак-отшельник, бабочка-капустница, жук-олень ),
Домашнее задание. Подготовиться к контрольному словарному диктанту (повторить чередующиеся гласные). Составить и записать предложения с сочетаниями рабочий-нефтяник, строитель-бетонщик, художник-самоучка, Волга-красавица, западня-злючка, рыба-меч, суда-гиганты (если на уроке не хватит времени). Выписать из них по 3 словосочетания с разными видами связи. Выучить правило на стр. 52-53.