Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников
Submitted by Светлана Алексеевна Чанцева on чт, 20/12/2012 - 23:27
Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников Введение 1. Игра - универсальное средство обучения иностранным языкам 2. Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников 3. Требования к ролевой игре как к средству обучения 4. Виды ролевых игр Заключение Введение Овладение иностранным языком как средством общения становится мощным стимулом развития коммуникативно-ориентированного обучения, появившегося в 70-х годах XX века. Иностранные языки прочно вошли не только в сознание современного человека, но и в культурное пространство совместного бытия людей. Современная практика общения характеризуется процессами глобализации во всех областях человеческой жизни и деятельности и приводит к увеличению международных контактов. При этом практика показывает, что даже в тех случаях, когда языковой барьер преодолен, и собеседники свободно разговаривают на одном языке, установить понимание удается далеко не всегда. Можно привести множество примеров того, когда участники взаимодействия произносят фразы, реплики, обмениваются информацией, однако понимания в процессе общения не происходит. Причин здесь много и, прежде всего, это – отсутствие социокультурной коммуникативной компетенции. Любая обучающая деятельность, в том числе и деятельность по формированию коммуникативной компетенции, реализуется в образовательной среде. Изменение системы школьного образования, определяемое реформой школы, рассматривает в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными умениями, участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе. На каждом возрастном этапе жизнедеятельность человека складывается из многих сфер, среди которых всегда можно выделить доминирующие. Для младшего школьника такими сферами, в которых он имеет потребность и возможность реализовать свою активность, являются познание, предметно-практическая деятельность, игра, общение, спорт. Об обучающих возможностях игр известно давно. В игре проявляются особенно хорошо, и порой неожиданно, способности человека, ребенка в особенности. В принципе - играть можно во что угодно, в любую человеческую деятельность, в любое реальное или вымышленное событие человеческой жизни или истории. Однако не может быть игры только ради игры. Она должна быть направлена, прежде всего, на развитие памяти, мышления, внимания, а именно эти компоненты иноязычных способностей лежат в основе процесса овладения иностранным языком. Игра - универсальное средство обучения иностранным языкам Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость, и сообразительность. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказываются на результатах обучения. Игра универсальна еще и в том смысле, что ее (в разных видах и формах) можно применять на любом этапе обучения и с любыми категориями учащихся. Тем более нельзя переоценить помощь, которую может оказать игра при изучении иностранного языка, поскольку с изучаемым по этому предмету материалом мы реже встречаемся в повседневной жизни, чем с материалами, изучаемыми по другим предметам. Использование игры на занятиях по иностранному языку позволяет формировать и развивать у обучающихся коммуникативные навыки и умения: находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях. А это значит, что игра может выступать как средство активизации коммуникативной деятельности. Активное использование игр на занятиях по иностранному языку объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого - обучение языку как средству общения. Игра помогает обеспечить взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность. Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников При обучении иноязычному общению в младших классах игра является такой формой совместной деятельности, которая для учащихся значима и хорошо им известна, в осуществлении которой у них есть индивидуальный и совместный опыт участия, а также разнообразные формы воображаемой деятельности. Ролевые игры наиболее привлекательны для детей, так как, играя, они могут проявить полностью свою фантазию. Принимая на себя различные роли, они сопереживают, начинают ориентироваться в отношениях между людьми, проявляют заложенные в них творческие возможности. Являясь учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе, ролевые игры легко вписываются в урок и, кроме всего прочего, доставляют учащимся неподдельное удовольствие. Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевая игра рассматривается как форма обучения. Для него цель игры – формирование и умение речевых навыков и умений учащихся. Поэтому при подготовке к игре на уроке необходимо подчеркнуть, что мы учимся общаться, а не просто играть. Более того, мы учимся вести себя в различных жизненных ситуациях. Ролевые игры можно и нужно вводить в процесс обучения иностранному языку с первых уроков. Так во 2 классе уже с пятого-шестого урока можно использовать игру «Я учитель». Дети обладают достаточным лексическим запасом, чтобы поприветствовать «своих учеников», познакомиться с ними, узнать некоторые другие сведения, попрощаться. Обычно каждый ребенок мечтает хоть раз в жизни оказаться на месте учителя, и уроки иностранного языка дают им такую возможность. Как показывает практика, эти игры помогают избавиться от опасения «сказать или сделать что-либо не так», повышают активность как со стороны «учителя», так и «учеников». Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров переплетается теснейшим образом. Например, разыгрывается ситуация «Поздравляем с днем рождения!» (3 класс). За праздничным столом «родственники», друзья именинника, которые должны поздравить с днем рождения и вручить подарки. Ситуация близка и хорошо знакома всем участникам игры. Комната, праздничный стол, время и место действия - составляют фон, на котором совершается речевой поступок (поздравление), т. е. осуществляется функция языка как средства общения. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно – побудительного плана. Общение немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Учителю необходимо создать такую атмосферу общения, которая, в свою очередь, вызовет у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. Однако в условиях иноязычного общения важно, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Языковое обеспечение (словарный и грамматический материал, навыки пользования им) часто заслоняют саму цель - общение - и от учащихся и от учителей. Учитель, желая проверить, в какой мере учащиеся умеют комбинировать соответствующий языковой материал, высказывается директивно: «Расскажи о своём друге», «Расскажи о своей семье». Мотив же, которым руководствуются при этом учащиеся, лежит за пределами речи: им важно ответить учителю. Но положение меняется, если учащиеся вовлечены в ролевую игру. Точно обозначенные «предлагаемые обстоятельства» создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает ученик, сужает его до субъективного мотива. Так в ходе игры «В осеннем саду у бабушки» (3 класс) дети стараются доказать, что именно у них лучший урожай. Сама ситуация диктует линию речевого поведения. При этом игра вызовет больший интерес, если будут использованы различные атрибуты: корзинки, муляжи овощей, фруктов (или просто детские рисунки по теме). При описании погоды можно выбрать учеников на роли «оптимиста» и «пессимиста» или разделить класс на две группы, которые будут по очереди называть негативные или позитивные стороны. В данном случае дети гораздо активнее участвуют в общении, чем при традиционной характеристике погоды. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через своё «Я», но через «Я» соответствующей роли. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала. Например, в «семейных» ролевых играх дети, произнося реплики отца, матери, ярко выражают эмоции: похвалу, упрек, возмущение. При этом они часто копируют своих родителей, что придает естественную однозначность репликам, устанавливает прямые связи с ситуацией и создает благоприятные условия для запоминания. То же самое можно наблюдать при разыгрывании таких жизненных ситуаций, как «В магазине», «У врача». Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. Ведь исполнение этюда предполагает охват группы учащихся (ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога), которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, помогать друг другу. При распределении ролей следует учитывать как языковые, так и «актерские» возможности учащихся, поручая одним более вербальные, другим – пантомимные роли, третьих же назначая на роли «суфлеров», давая им право подсказывать на основе текста. В качестве примеров можно назвать ролевые игры в 3 классе: «На школьном дворе», «В парке отдыха» и т.д. В таких ролевых играх участвуют все ученики класса (при небольшом количестве). Может использоваться форма «интервью», роль «репортера» обычно выполняет ученик с достаточно хорошим знанием тематической лексики, коммуникабельный, часто являющийся лидером класса. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Поощряется всякая выдумка, ибо в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей. Итак, ролевая игра является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Требования к ролевой игре как к средству обучения Ролевая игра – это обучение в действии. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре в реальной жизни, что не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения. Поэтому урок иностранного языка можно рассматривать как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащийся вступают в определенные социальные отношения друг с другом: симметричные и ассиметричные. При симметричных отношениях участники общения являются носителями одной и той же социальной роли, например: ученик – ученик, учитель – учитель, брат – сестра и т.д. Ситуации такого общения направлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителями идентичной роли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контакта. Ассиметричные отношения наблюдаются тогда, когда участники общения характеризуются различными социальными признаками, например: подчиненный – начальник, ученик – учитель и др. Как показывает практика, ученики младших классов часто отдают предпочтение ассиметричным отношениям. Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности и потребности учащихся. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности, с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволяет учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и их психологические особенности. На начальном этапе ролевого общения целесообразно давать учащимся роли, наиболее соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно начинать лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе. Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого ученика на ведущие (лидерские) позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра и т.п.). Особенно тщательно стоит определять роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в классе. Такие ученики должны получать роли положительных личностей, имеющих влияние и популярность по ходу игры Большое значение имеет то, насколько правильно учитель определяет продолжительность речевого общения участников игры. От этого напрямую зависит эффективность ролевой игры как методического приема обучения. Как показывает опыт, продолжительность оптимальной работоспособности учащихся младших классов в общении составляет пять-семь минут. Если игра получается затянутой, дети теряют к ней интерес. В зависимости от успешности овладения иностранным языком игровое общение может носить репродуктивный и полутворческий характер. Так, учащихся с низким уровнем обучаемости по иностранному языку следует вовлекать в игры, в ходе которых они должны воспроизвести в игровых обстоятельствах текст – образец. Для этой цели можно использовать многочисленные диалоги, телефонные разговоры, представленные в учебниках. Учащимся со средним уровнем обучаемости предлагается самостоятельно включить в текст – образец дополнительные элементы, изменить последовательность реплик, внести другие изменения. Речевое общение школьников с достаточным и высоким уровнем обучаемости по иностранному языку творческое, в нем проявляется инициатива участников игры, их способность к самостоятельности в иноязычной речевой деятельности. Регулярная организация ролевой игры на уроках иностранного языка позволяет постепенно повышать уровень обучаемости школьников. Заключение Ролевые игры на уроках иностранного языка являются примером инновационных технологий, позволяющих учащемуся не только глубоко и с интересом овладевать иностранным языком и формировать коммуникативную компетенцию, но и развивать свою социально-личностную индивидуальность. Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Она дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Социальная значимость ролевых игр в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения, в том числе и коммуникативная компетенция. Наблюдения за учащимися в ходе ролевых игр показывают, что дети становятся более инициативными в общении, проявляют большую осознанность в выборе вербальных и невербальных средств общения, которые стали также разнообразнее. Эмоциональное оформление речи становится более точным. Учащиеся внимательнее относятся к собеседникам, контролируют свои действия в процессе общения. Успешное выполнение учащимися коммуникативной задачи приносит им моральное удовлетворение, повышается их самооценка, кроме того, настраивает на успех в последующей коммуникативной деятельности.