открытый урок на тему "Применение современных технологий в обучении баянистов (игра под фонограмму)."
Submitted by Надежда Александровна Хлопотова on пн, 17/12/2012 - 13:49
открытый урок с учащимися по классу баяна: Ивановой Н. (3 кл.), УстьянчиА. (4 кл.), Борденковой Л. (4 кл.)
Преподаватель по классу баян, аккордеон Хлопотова Надежда Александровна. (Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. А. И. Баева» Северного района Новосибирской области.)
Тема:Применение современных технологий в обучении баянистов (игра под фонограмму).
Цель: Достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму.
Задачи:
Обучающая:показать процесс обучения игре под фонограмму в нескольких этапах.
Развивающая:развитие внимания, музыкального слуха при игре под фонограмму; показать точность в темпе, ритме, штрихе, динамике, агогике.
Музыкальный материал:видеоматериал лучших образцов эстрадной музыки (исполнение под фонограмму).
Тип урока:комбинированный урок
Ход урока:
IВступление:
«Хочу играть как П. Дранга». Показ аудио, видеоматериалов: исполнение на баяне, аккордеоне под фонограмму.
Беседа с ребятами.
Метод: информационно-рецептивный
II Новый материал:
1.Три этапа обучения игре под фонограмму:
- этап первый – обучение игре в ансамбле (простые партии)
- этап второй – игра под фонограмму (соло)
-этап третий – игра под фонограмму унисон, игра в ансамбле (сложнее материал)
2. Беседа с ребятами
3. Ритм - главная основа в исполнение под фонограмму
Метод эвристической беседы, проблемный метод, информационно-рецептивный метод.
IIIПодведение итогов:
Беседа «Для чего нужно играть под фонограмму?»
IВступление
« Хочу играть как Дранга»
В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян – mix» и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как Дранга».
- Показ видеоматериалов ( П. Дранга, дуэт «Баян – mix» , шоу – дуэт « Баян-позитив», дуэт аккордеонистов «Идиллия» ).
2.Беседа с детьми после видео просмотра:
- Почему исполнение под фонограмму звучит ярче, сочнее?
Предполагаемый ответ: Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.
- Почему исполнение под фонограмму современно?
Предполагаемый ответ: В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.
IIНовый материал
Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:
Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).
Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.
Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» - «Солнечный дождик», «Радуга», «На лужайке», «Солнечный зайчик».
Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.
Второй этап - игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.
1.Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Новосёлов «Играем с удовольствием»; Ю. Шадёркин «В современных ритмах»). Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже не начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.
Примерный репертуар:
Н. Рота Мелодия из к/ф «Крёстный отец»,
Р. Бажилин «Зонтики»
Р. Лофланд «Адажио»
Цветков «Золушка» и мн. др.
Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:
- точность в темпе, ритме
-штрихи должны соответствовать характеру произведения
- динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.
2.После проигранных произведений поговорить с ребятами под какие фонограммы они играли, и как их разделяют:
-фонограммы, которые несут только гармоническую функцию ( Кочанте «Belle», Д. Пономарёва «Лим-по-по», Карпов «Дорожная»)
-фонограммы, с элементами темы ( П. Оливейра «Мелодия из к/ф «Генералы песчаных карьеров», Цветков «Золушка»)
-фонограммы с контрапунктом («Песня из таинственного сада» из реп. Гр «SecretGarden»)
- фонограммы со второй партией (Р. Бажилин «Зонтики», «После дождя»)
-развитые фонограммы (А. Новосёлов «Петушиная полька»)
Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).
1.Исполнение под «плюс», на примере пьесы А. Новосёлова «Петушиная полька». Обратить внимание на длинное вступление, точно его просчитать. Выполнить все динамические оттенки, они должны соответствовать динамике в фонограмме.
При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.
Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.
В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.
Примером служит пьеса Е. Дербенко «Веселое настроение», сыгранное в разных темпах
2.Беседа с учащимися:
-в каком темпе были выполнены все требования (штрихи, динамика, агогика, чистота исполнения).
3.Ритмическая основа очень важна при игре под фонограмму, а тем более в ансамбле.
Пример: Произведение Романа Бажилина «Автомобиль».
-проследить, чтобы партия ученика была сыграна ритмически точно, для этого можно использовать речевые слоги, на ритмический рисунок восьмая-четверть-восьмая-четверть :подставить слоги ав-то-мо-биль. Это поможет ребенку сыграть эту синкопу.
IIIЗакрепление .Подведение итогов.
1.Беседа с ребятами: «Для чего нужно играть под фонограмму?»
Предположительный ответ:
Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.
Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.
Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.
Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.
Анализ урока:
Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты, так как содержание урока было направленно на достижение правильного исполнение под фонограмму. Задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты.
Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:
-четкость и ясность поставленных задач перед учащимися
-разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации)
-активизация слухового контроля
-развитие мышления (игра в ансамбле)
-подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
-самоанализ учащимися исполняемых произведений.
Игнатьев В. «Я музыкантом стать хочу» 1ч., Л.,1986 г.
Бажилин Р. «Учимся играть на аккордеоне» 2ч., -М.,2006 г.
Новосёлов А. «Играем с удовольствием» -Омск, 2010 г.
Шадёркин Ю. «В современных ритмах» - Куйбышев, 2011 г.
Программа по баяну и аккордеону. Сост. Г. Б. Пономарёва.- СПб., 2006