Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Задания - задачи по обществознанию

Submitted by Ольга Васильевна Гук on вс, 16/12/2012 - 22:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гук Ольга Васильевна
Место работы, должность: 

лицей № 2, г. Мурманск, учитель

Регион: 
Мурманская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p> Задания- задачи по обществознанию включают&nbsp; в себя&nbsp; различные типы заданий частьА и С,&nbsp; помогают&nbsp; подготовке к итоговой аттестации по обществознанию, проходили экспериментальную проверку&nbsp; в&nbsp; школах Мурманской области, применялись&nbsp; для&nbsp; итогового контроля в курсе основной школы и школьной практике</p>

Задания – задачи по обществознанию

                                                      О.В. Гук 

                                                 лицей № 2,  г. Мурманск

 

Процесс современного обучения старшеклассников без решения задач представить невозможно. Именно уме­ние ученика решать задачи позволяет в первую очередь судить о том, насколько глубоко он усвоил тему, научился при­менять полученные знания.

Свои задачи есть и в курсе обществознания. Они являются обязатель­ным компонентом экзаменационной ра­боты (в частях А и С). Правильное их выполнение, как показывает опыт про­ведения единого экзамена, часто вызы­вает трудности.   Что такое познавательная задача по обществознанию?

В основе познавательной задачи ле­жит определенное противоречие между известным знанием и тем, которое тре­буется выявить. Такое противоречие называют проблемой. Каждая область научного знания ставит и решает широ­кий круг проблем. Проблемы возникают также на стыке научного и житейского знания. Познавательные ситуации обе­их разновидностей представлены в за­даниях ЕГЭ.

Структура познаватель­ного задания-задачи включает ус­ловие, в котором сообщаются определен­ные сведения, и требование - вопрос. Для ответа на поставленный вопрос сле­дует совершить определенные интел­лектуальные действия.

Например: работники автомобильного завода, представленные инициативной груп­пой, официально уведомили админист­рацию, что, если к определенному сроку не будет погашена задолженность по заработной плате, персонал прекратит работу, объявит забастовку. Является ли данная ситуация конфликтом? Ответ поясните. В развернутом условии этой задачи смоделирована определенная социаль­ная ситуации. Требуется установить, является ли эта ситуация конфликтом. Заметим, что здесь недостаточно дать однозначный ответ: «является /не явля­ется», это особо оговаривается в требо­вании: «Ответ поясните».

Виды познавательных задач

Рассмотрим каждый из компонентов задания-задачи более обстоятельно. По содержанию условий можно выделить следующие типы заданий.

1. В условии использованы реальные факты общественной жизни прошлого и современности.

   Одна из развивающихся стран вво­зила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения ра­диоактивные отходы, которые сбрасы­вали в контейнерах в океан. Независи­мые эксперты установили, что такой способ захоронения вскоре приведет к радиоактивному загрязнению сущест­венной части Мирового океана. В рам­ках каких из глобальных проблем со­временности можно рассматривать эти события? Аргументируйте свой ответ.

2 .Приведены статистические данные, которые требуется проанализировать.

 Сопоставьте следующие данные и сделайте выводы: 96 тыс. рабочих ГАЗа выпускают 215 тыс. автомобилей в год; 125 тыс. рабочих «Крайслера» -1,3 млн. В России на производство автомобилей уходит в 3-30 раз больше человеко-ча­сов, чем в США и Японии. Труд россий­ского рабочего оплачивается в 5% от  того, что получают американские рабочие.

3.  Условия сформулированы в виде афористических, нередко спорных вы­сказываний (суждений).

Согласны ли вы с высказыванием Ж.Ж.Руссо: «Тысячи путей ведут к за­блуждению, к истине - только один»? Свой ответ аргументируйте.

4. Предложена конкретная обще­ственная ситуация правового, экономи­ческого, социального, бытового и иного характера.

 15-летний К., находившийся на дис­котеке в нетрезвом состоянии, приста­вал к девушкам, добивался того, чтобы они с ним танцевали. Каждый раз, полу­чая отказ, он нелицеприятно отзывался об окружающих. Можно ли привлечь С. к ответствен­ности? Какого вида правонарушение им совершено?

Разнообразны задания и по харак­теру требований {предписаний).

1.     Предлагается установить по при­веденным фактам общее явление.

    В стране Р. гражданин был аресто­ван за то, что высказал несогласие с офи­циальной государственной идеологией.

К какому типу относится политичес­кий режим страны Р.? Аргументируйте свой ответ.

2.Необходимо установить причинно-следственные связи между приведенны­ми социальными фактами (явлениями).

 Если в стране с рыночной экономи­кой правительство введет твердые цены на продукты питания, как это повлияет на поведение товаропроизводителей? Приведите три аргумента.        

3.   Предлагается сделать выводы на основе приведенных фактов.

   Исходя из непосредственных на­блюдений, люди долгое время считали, что Земля - плоское и покоящееся те­ло, а Солнце - движется по небосводу. Какой вывод о роли наблюдений в фор­мировании научной картины мира мож­но сделать на основе этого факта?

4.  Нужно дать оценку тому или ино­му высказыванию (суждению), соци­альному факту (явлению) с предложен­ных позиций.

 В пьесе российского драматурга В.Розова «А, Б, В, Г, Д...» есть эпизод, когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в от­вет: «Должен, должен... никому я нечего не должен!» Выскажите  вашу оценку столкнувшихся позиций.

Остановимся на последнем задании.  Часто у выпускников возникает во­прос: «А если мое мнение не совпадет с мнением учителя (эксперта), повлияет ли это на оценку ответа?» Обращаем внимание, что при проверке выполне­ния подобных задач оцениваются не взгляды и позиции учащихся, а убеди­тельность приводимых ими доказа­тельств. Именно качество аргументации определяет оценку решения задачи.

 Обратимся к наиболее важно­му компоненту учебной задачи - к ее решению. Характер и последователь­ность познавательных действий зави­сят и от условия задачи, и от вида тре­бования, но есть и общие подходы к вы­полнению заданий данного типа.

Проследим последовательность дей­ствий на конкретном примере.

 Определите,  предприятие  какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников.  Работники  предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения. Прежде всего,  необходимо внима­тельно прочитать условие.  В нем сообщается о положении работников на не­коем предприятии. Требуется опреде­лить форму собственности данного предприятия. Следовательно, предпо­лагается движение мысли от конкрет­ных проявлений к обобщению.

Переформулируем условие, чтобы непосредственно связать его с постав­ленным вопросом (требованием). Важ­ным для решения задачи являются ука­зания на вид дохода, получаемого ра­ботником. Из условия известно, что ра­ботники получают часть дохода, явля­ясь собственниками ценных бумаг дан­ного предприятия, и сохраняют этот ис­точник дохода и после увольнения. Дальнейшие действия связаны с вы­явлением того, какие дополнительные обществоведческие знания нужно при­влечь для решения задачи. Для этого осознать общий контекст (содержательное поле) рассматривае­мой ситуации. Таким контекстом высту­пают отношения собственности как часть экономической сферы общества. Следует вспомнить, какие формы собственности предприятий известны, какими наиболее существенными признаками ха­рактеризуется каждая из них,  а затем соотнести эти признаки с указанными в условии. Последние соот­ветствуют акционерной форме пред­приятия. Вернемся еще раз к требованию зада­ния. Даны ли ответы на все поставлен­ные вопросы? Очевидно, что ответ не по­лон, требуется указать права работников предприятия. Заметим, что некоторые из этих прав указаны в условии: владеют ценными бумагами (акциями), получают доход на них (дивиденд), сохраняют воз­можность получать дивиденды и после ухода с предприятия. К этому перечню следует добавить отчетливо не указан­ное в условии, но вытекающее из типа предприятия право работников, владею­щих акциями, участвовать в управлении предприятием.

Какие ошибки допускали выпускни­ки, решавшие эту задачу на едином экзамене? Проанализируем несколько от­ветов.

«Предприятие «Старт» - акцио­нерное общество. Права работников предприятия: право на труд; право на часть дохода предприятия; право на часть дохода предприятия после увольнения в слу­чае сохранения акций».

Выпускник правильно назвал форму собственности - «акционерная», но допу­стил, неточности в перечне прав акционе­ров: право на труд не относится к правам акционеров; при этом не названо право участвовать  в управлении предприятием.

 В данном случае выпускник не вы­полнил в полной мере ни одно из требо­ваний задачи. «Закрытое акционерное общество» не форма собственности пред­приятия, это его организационно-право­вая форма, причем в условии задачи нет данных для того, чтобы сделать подоб­ный вывод (не указано, что владеть ак­циями предприятия могут только его ра­ботники). Второе требование - назвать права работников предприятия - тоже не выполнено, так как выпускник огра­ничился формулировкой «пользоваться правами акционеров», не называя кон­кретных прав.

Памятка для решения познавательных задач

1.   Внимательно ознакомьтесь с усло­вием задачи и запомните вопрос.

2. Соотнесите вопросы или предписа­ния, сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содер­жится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи  (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требова­ние) задачи;  сократите эту область до конкрет­ной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить; соотнесите ату информацию с данными условия задачи.  

4.  Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписа­нием.

5.    Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения,

 6. Убедитесь  в правильности полу­ченного вами ответа:  соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;   если в задаче дано несколько во­просов, то дан ли ответ на каждый из них;  нет ли противоречий между ва­шими аргументами;  нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению.

      Обратимся к другой разновидности задания. Требование здесь ориентирует на разработку и обоснование правиль­ной с позиций закона модели поведения в некой проблемной ситуации, предло­женной в условии.

«Дееспособный гражданин пришел на избирательный участок в день выбо­ров президента страны, но член избира­тельной комиссии не обнаружил его фа­милии в списках избирателей. Как сле­дует поступить гражданину в этом случае: уйти, не проголосовав, или добиться внесения своей фамилии в списки го­лосующих? Ответ поясните.

Еще раз прочитаем условие и преоб­разуем его с целью извлечения сведе­ний, необходимых для решения задачи:  гражданин дееспособен, т.е. имеет право голосовать, следовательно, нали­цо ошибка, допущенная при составле­нии и сверке списков избирателей; возможны две модели поведения в данном случае: уйти ни с чем или доби­ваться признания и реализации своих прав. Устанавливаем, что данная задача составлена в контексте правовых зна­ний, а конкретно - избирательного пра­ва.

 Вспомним, что право участвовать в управлении государством непосред­ственно или через делегирование пред­ставителей в органы власти - важней­шее право каждою гражданина. Учас­тие в выборах — проявление граждан­ской активности, ведь от голоса каждого могут зависеть итоги выборов и в целом судьба страны.

 Следовательно, гражда­нину необходимо добиваться включения своей фамилии в дополнительный список голосующих. Четко и кратко сформули­руем ответ: избирательные права граж­данина были нарушены; он должен до­биться их восстановления и реализовать их; право избирать и быть избранным - одно из важнейших гражданских прав, оно отражает сопричастность граждани­на к управлению государством, судьбе страны; участие в выборах - одно из проявлений гражданской активности.

Проанализируем некоторые  ответы, данные на экзамене.

А. . «Если я уважающий себя человек, то я потребую внести мою фамилию в дополнительный список голосующих, так как от этого- зависит будущее стра­ны, а значит, и мое будущее. Таким об­разом, я косвенно участвую в управле­нии страной. В зависимости от того, кто придет к власти, будут меняться ситуа­ция в стране и мое положение в обще­стве. Избирательное право - принцип демократии. Каждый голос имеет свой вес. Также неучастие в голосовании мо­жет привести к недостижению кворума, к повторному голосованию».

Данный ответ является достаточно полным, однако содержит ряд недостат­ков. Во-первых, здесь нет указания на нарушенные избирательные права гражданина; во-вторых, недостаточно точным является суждение: «В зависи­мости от того, кто придет к власти, бу­дет меняться... мое положение в обще­стве». Известно, что социальный статус человека меняется в первую очередь усилиями самой личности.

 Т. «Избиратель должен потребовать внести его фамилию в дополнительный список голосующих, если нет его фами­лии в основном списке. Голосование - это право каждого гражданина, и он должен соблюдать свои права и обязан­ности, как сказано в Конституции Рос­сийской Федерации».

Недостатком данного ответа являет­ся, в отличие от предшествующего, от­сутствие разъяснений связи избира­тельной активности отдельных граждан с результатом выборов и, опосредован­но, с судьбой страны.

 

Еще одна разновидность задач требу­ет оценки выпускником, какого-либо со­циального факта с заданных позиций или аргументации собственного отношения.

В одной из развитых демократичес­ких стран журналистка опубликовала на страницах женского журнала статью, со­держащую подробности семейной дра­мы, рассказанной ей случайной попутчи­цей, указав имена и фамилии участни­ков. Женщина подала на журналистку в суд. Оцените данную ситуацию с точки зрения демократических ценностей.

Необходимо понимать, что задача подобного типа требует четкого форму­лирования своей позиции и приведения нескольких (2-3) аргументов.

Внимательно прочтем условие и из­влечем из него необходимую для реше­ния информацию: женщина рассказала случайной попутчице семейную драму, участни­цей или свидетельницей которой была;  слушательница оказалась журна­листкой, о чем женщина, очевидно, не знала; журналистка решила, что данная история может оказаться поучительной для читательниц ее журнала, и опубликовала историю, указав для достоверно­сти реальные имена участников событий. Выявим область обществоведческих знаний, в контексте которой поставлено задание. Это область правовых знаний, конкретнее - вопрос о правах человека. Рассмотрим данные условия с точки зрения прав человека:   любой человек имеет право на тайну личной жизни, но женщина сама рассказала все попутчице, правда, она не думала, что ее история станет достоянием гласности; журналистка воспользовалась свободой слова и печати, опубликовав случайно услышанную историю, но она не заменила реальные имена вымыш­ленными, не согласовала свою публика­цию с ее героями, подробности личной жизни которых предавались огласке; таким образом, женщина была аб­солютно права, подав в суд, поскольку ее права были серьезно нарушены.

Особого внимания требуют задания, включающие не одно, а целый комплекс требований.

Приведем пример такого задания.

Гражданин П. проголосовал на вы­борах губернатора под влиянием теле­передачи об одном из кандидатов. Како­ва роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор считать сво­бодным и осознанным? Как гражданам осуществлять в условиях массирован­ного воздействия СМИ право на свобод­ное волеизъявление? Условие, как видим, весьма скупое: сообщается только, что свой избира­тельный выбор некий гражданин сделал под непосредственным влиянием одной телепередачи. Зато вопросов, на кото­рые предстоит ответить, - целых три. В таких случаях особенно важно ^ общее содержательное поле (контекст), в кото­ром следует рассматривать данное за­дание. Этот контекст возникает на гра­нице взаимовлияния права, политики и культуры: СМИ как элемент культуры общества, СМИ как инструмент полити­ки, права гражданина в демократичес­ком обществе, в частности избиратель­ные права. Нельзя забывать о том, что четко сформулированный ответ следует дать  на каждый из поставленных вопросов. Так, раскрывая роль СМИ в современ­ном обществе, можно использовать вы­ражение «четвертая власть», которое отражает огромные возможности их воздействия не только на общественное мнение, но и непосредственно на поведе­ние людей: Как утверждают некоторые социологи, сегодня событие можно счи­тать произошедшим лишь в том случае, если рассказ о нем лопал в телепрограм­мы и на страницы газет. Таким образом, мы получили ответ на первый вопрос. Играя очень большую роль в полити­ке, особенно в период избирательных кампаний, различные СМИ выступают на стороне разных политических сил. При этом в политической борьбе далеко не всегда используются «чистые» сред­ства и «белые» технологии.

Поэтому оп­ределение своей позиции в предстоя­щих выборах под влиянием лишь одной передачи нельзя рассматривать как осознанный и свободный выбор. Это от­вет на второй вопрос задания. Такого рода выбор предполагает зна­комство с различными материалами СМИ, программами кандидатов, наблю­дения за предвыборной борьбой. Это по­ложение, уточненное и конкретизиро­ванное, можно считать ответом на тре­тий вопрос.

Получив ответы, еще раз соотнесем их с поставленными вопросами и убе­димся, что мы отвечаем на то, о чем нас спрашивают.

 Следовательно, содержанием познавательной зада­чи является проблема, в основе которой лежит противоречие между известным и искомым. Для решения задачи нужно проделать определенную совокупность мыслительных операций (интеллекту­альных действий). Одно из центральных среди них -выявление дополнитель­ных к приведенным в условии сведений и их осмысление и структурирование в соответствии с требованием задания.

Учитывая выявленные ошибки и не­дочеты, допущенные экзаменуемыми при решении задач ЕГЭ, следует обратить особое внимание на следующие этапы и элементы решения:

1)   четкое уяснение вопросов (требо­ваний) задачи; нередко ученики, не до­читав вопрос до конца, «вырывают» от­дельные элементы условия, на их базе формулируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном во­просе остаются без внимания его по­следние части;

2)    соотнесение своего ответа на во­прос с условием конкретной задачи: ча­сто ученики отвечают на вопрос в об­щем, игнорируя предложенную в усло­вии конкретную ситуацию;

3)     понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания филосо­фов, ученых носят, как правило, дис­куссионный характер, М с ними не всег­да нужно соглашаться;

4)    четкое формулирование, возмож­но, даже нумерация всех элементов от­вета;                                                                                                                                                   

5)     проверка полученного ответа, со­отнесение его с данными условиями за­дачи и ее требованием.

 

Список литературы

 

1.   Ларнер  И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2001.

2.   Лернер И. Я. Познавательные задачи в обу­чении истории и обществознания. М., 2008.

3.  Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения обществознания: Пособие для учите­лей. М., 2007.

4. Методика преподавания обществознания в школе.  / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2002.

5. Готовимся к единому государственному экза­мену: Обществоведение.  Под ред. Л.Н. Боголюбо­ва. М., 2003.                                      

6. Единый государственный экзамен 2010: Тес­товые задания: Обществознание. М., 2011.

7. Единый государственный экзамен: Обществознание. Варианты контрольных измеритель­ных материалов. М., 2010.

8. Задания и тесты по обществознанию: 10 класс / Л.Н. Боголюбов и др. М.;, 2010

9.Задания и тесты по обществознанию: 11 класс / Л.Н. Боголюбов и др. М.,. 2010.

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн