Методика применения игровых приемов в системе занятий по изодеятельности
Submitted by Ольга Викторовна Титова on Tue, 11/12/2012 - 11:59
Тема урока: Методика применения игровых приемов в системе занятий по изодеятельности
Тип урока: комбинированный,
Вид урока: бинарный
ТДЦ:
Способствовать усвоению студентами особенностей применения игровых приемов обучения детей в направлении «Художественно-эстетическое развитие» в образовательной области «Художественное творчество» (Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»);
Формировать умения выделять игровую задачу, игровые действия в процессе демонстрации игровых приемов на разных этапах занятия (ПК.2.7.);
Подвести к пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК.1, ПК.5.3, ПК.5.4.)
Развивать желание использовать здоровьесберегающие технологии (пальчиковую гимнастику) в образовательном процессе.
Интеграция с другими методиками: методика развития речи, педагогика, психология, методика экологического образования.
Основные методы обучения: репродуктивный, поисково-творческий.
Дидактический материал: план урока, раздаточный материал (тестовые задания, памятка для анализа игровых моментов, «Система компьютерных игровых занятий»), оборудование для фрагментов занятий, мольберт.
Домашнее задание: найти и подготовиться к демонстрации развлечения с красками и карандашами.
Структура урока
Вступительное слово, постановка цели урока. - 2 мин
Здравствуйте! Подготовили все необходимое к уроку, телефоны убрали. Сегодня мы продолжим разговор об игровых приемах, используемых в процессе изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо вспомнить, какие методы и приемы используются на занятии, в чем специфика игровых приемов в изодеятельности.
Проверка домашнего задания -5мин.
Выполнение тестового задания (письменный опрос 1 варианта) – «Методы и приемы, используемые в изодеятельности»
Устный опрос (2 вариант):
Назовите игровые приемы, используемые в изобразительной деятельности
В каком возрасте более эффективна игровая ситуация?
Как понимаете сущность игровой роли, предлагаемой детям на занятии изо?
Какая связь существует между дидактическими задачами и игровыми приемами?
Назовите существенные признаки игры на занятиях изо.
Дайте характеристику игровой задаче, игровым действиям
Как внешне ребенок проявляет игровые действия?
На что следует обратить внимание воспитателя в процессе применения игровых
приемов?
Оценить ответы студентов
Изложение нового материала 7мин.
Тема урока «Методика применения игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности»
Своеобразие использования игровых приемов в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностями сочетания учебных и творческих задач. В методике обучения занятия условно подразделяют на 3 типа
Занятия по сообщению знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения;
Занятия, направленные на упражнение в применении знаний и
формировании навыков;
Творческие занятия
Все игровые приемы можно использовать во всех типах занятий. Различие будет лишь в особенностях их применения, определяемых ведущими задачами занятия.
На специфику использования игровых приемов влияет также их место в структуре занятия. Соответственно этапам художественно-творческой деятельности четко определяются 3 части занятия:
1 часть- формирование замысла
2 часть- процесс его реализации
3 часть – связана с анализом и оценкой детских работ
Говоря о методике, особое внимание следует обратить на необходимость системного применения игровых приемов обучения, которая проявляется:
В направленности игровых приемов детей на занятии (от мотивации через постановку цели и задач к стимулированию и исполнению действий восприятия, замысливания, изображения, текущего контроля и оценки до получения и анализа результата;
В сохранности целостного подхода к руководству деятельностью детей на занятии в вариативности в зависимости
от типа и вида занятия,
от возрастной группы,
от содержания изображения ( предметное, сюжетное, декоративное,
от вида изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисунок),
от индивидуальных особенностей детей
В начале занятия любого типа и вида предложить действенный мотив изодеятельности. Это повышает активность детей, приводит к более качественному усвоению предлагаемых знаний умений. Наиболее эффективны общественно-направленные мотивы для небольшого круга людей, зверей, сказочных персонажей.
Условия действенной мотивации
Важно, чтобы дети приняли участие в игровой ситуации (Машенька скучает у окна, нет шубки, холодно).
Вызвать сочувствие, сопереживание чужому горю (Хочется Машеньке гулять да нет одежды).
С интересом принимать игровую задачу (помочь собрать разбежавшихся цыплят, нарисовать - одеть Машу).
Дети должны понять и принять игровую задачу.
Необходимо выполнение требований к качеству изображения ( чтобы мама-курица смогла узнать цыпленка, Чтобы Машеньке было тепло).
Наличие у детей эмоционально- интеллектуального опыта позволяет им принять мотив, цель и условия ее достижения. Такой опыт должен быть сформирован заранее, а на занятии он только «оживляется» с помощью игровых приемов.
Инструкция студентам. Вам необходимо выделить и записать в тетрадь игровые приемы, использованные в процессе урока. В конце второго урока проведем анализ записей и оценим их.
Одним из примеров игрового приема являются развивающие музейные игры.
Представьте, что 5-летние дети пришли в картинную галерею. Я предлагаю сюжетно-ролевую игру у картины А.Саврасова «Грачи прилетели». Внимательно рассмотрев картину с детьми, дети выбирают для себя роль приглянувшегося им грача, описывают его, пробуют изобразить в действии. По просьбе Весны - красны (педагог), рассказывают, что видят в картине с точки зрения своего героя. Затем взмахнув «крыльями», отправляются в полет по особому маршруту: присаживаясь у картин-пейзажей, «купаются» и «пьют» воду из лужицы у «Мокрого луга» Ф. Васильева; «усаживаются» на заборе с тем, чтобы рассмотреть лошадь и повозку у полотна К Юон «греются» и весело галдят греясь на солнышке, у картины «Февральская лазурь» И.Грабаря. Приземлившись у пейзажа Н.Крымова «К весне», превращаются под волшебные заклинания в художников, рисуют крадущуюся по крыше кошку, ту что увидели на картине Крымова, но, как добрые волшебники, предостерегают беззаботных снегирей, какая грозит им опасность.
Данные игровые приемы способствуют тому, что дети не только не устают путешествовать, но ведут себя намного активнее в последующей изобразительной деятельности.
Анализ примерной программы ДОУ 5 мин
Краткая характеристика Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ее анализ по направлению «Художественно-эстетическое развитие» в образовательной области «Художественное творчество» (педагогика).
Физминутка члены кружка Мудры 3 мин
Использование игровых методов в процессе продуктивной деятельности 20 мин
(практическое применение на основе изучения педагогического опыта из различных источников)
Продуктивная деятельность:
Золотая хохлома (по материалам ж. «Дошкольное воспитание»).
Пластилинография «В гостях у Хрюши» (по материалам И.Лыковой)
Волшебная страна подводного царства (Методика ТРИЗ).