1. Знакомство со словосочетанием как с синтаксической еденицей.
2. Развитие грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах.
3. Развитие умения доказывать свое мнение.
4. Активизация интереса.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Все ли приготовили к уроку? Хорошо. Садитесь.
2. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация. Давайте проверим как вы усвоили материал.
- Что такое синтаксис? ( Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение)
- Что такое пунктуация? ( Пунктуация - это раздел науки о языке, в котором изучаются правила употребления знаков препинания)
- Какие знаки препинания вам известны?
Молодцы! А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока "Словосочетание"
3. Изучение новой темы
Сегодня на уроке мы познакомимся со словосочетанием. Сейчас посмотрите на экран. На экране изображено два рисунка, 1- стол, 2- журнальный столик.
Рассмотрим рисунки. Чем различаются подписи над ними?
Какая точнее называет предмет?
С помощью чего достигается точность?
Какое из этих слов главное по смыслу?
Как вы это определили?
Задайте вопрос от одного слова к другому.
Хорошо. Слово, от которого задается вопрос называется главным, а отвечающее на него - зависимым. Два этих слова называются словосочетанием. Слов в словосочетании может быть несколько.
Откроем учебник и рассмотрим рисунки на стр. 47. Составим словосочетания.
Прочитаем правило на стр. 47-48.
- Что значит связаны грамматически? ( Граммотическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога)
4. Физкультминутка
5. Закрепление материала
Продолжим работу. Выполним следующее задание. Из слов на доске нужно образовать словосочетания и записать их в тетрадь.
Теперь выделим в них главное слово, зададим вопрос, составим схему. На доске образец. В словосочетании первый снег главное слово - снег, задаем от него вопрос: снег(какой) - первый. Зависимое слово связано с главным по смыслу и с помощью окончания. Учащиеся продолжают ангализировать словосочетания.
6. Самостоятельная работа
Запишите данные словосочетания. Сделайте их разбор: падают тихо, шуршит листвою, багряные листья.
Проверка.
7. Итог урока
- Ребята, что мы делали сегодня на уроке, чему научились?
- Из чего состоит словосочетание?
- Что такое грамматическая связь в словосочетании?
- Дайте определение словосочетания.
Оценки
8. Домашнее задание
Подготовить ответ на вопрос: "Как найти главное и зависимое слово в словосочетании?"