Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



урок литературы "Моральная ответственность человека за всё происходящее вокруг "

Фото пользователя Людмила Сергеевна Тутунару
Submitted by Людмила Сергеевна Тутунару on Sat, 08/12/2012 - 10:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тутунару Людмила Сергеевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ с.Новая Порубёжка учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Выявить , при помощи каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несёт ответственность за всё происходящее вокруг

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Литература 8 класс "(авторы -В.Я.Коровина, В.И.Коровин) .

Краткое описание: 
урок литературы "Моральная ответственность человека за всё происходящеевокруг" (на примере рассказа л.Н.Толстого "После бала". Нравственность не может быть ни на чём основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими. Жизнь для себя и нравственность несовместимы.

«МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ВСЁ ПРОИСХОДЯЩЕЕ ВОКРУГ»

(НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА Л.Н.ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»)

Нравственность не может быть ни на чём основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими. Жизнь для себя и нравственность несовместимы.

 Л.Н.Толстой.

 

Единственный способ перенести бесчеловечность людей по от­ношению друг к другу - превратить свою собственную жизнь в образец человечности по отношению к людям.

 Пэйтон А.Стюарт

 

Цель урока:

 

  1. Выявить, при помощи, каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несёт ответственность за всё происходя­щее вокруг.

 

Задачи:

  1. Обучать навыкам анализа текста; повторить понятия: контраст, ан­титеза, художественная деталь; совесть, нравственность, ответственность.

      2 .Развивать умение доказывать собственную точку зрения.

      3 .Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и поступ­ки окружающих.

 

Тип урока: изучение новой темы

 

Технология:проблемна

Оборудование:учебник, отрывки из текста, компьютер.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.

 

Здравствуйте, дорогие ребята! (музыкальны йфон).

Сегодня встретились в первый раз,  

Вы от меня не прячьте

Сиянье ваших умных глаз,

Пусть будут поиски, сомненья,

 И как ни краток встречи срок,

Быть может, мы сойдёмся в мненьях,

Совместно проведя урок.

 

  1. Вводная беседа с учащимися.
  • Ребята, вы когда-нибудь задумывались: почему некоторые люди искренне добры в одной ситуации и так искренне злы в другой?
    • Кто виноват? В чём причины?
    • Что может принести окружающим увиденное зло?

Сегодня мы попытаемся разобраться в этом на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

А эпиграфами к уроку будут слова Л.Н.Толстого и слова Пэйтона Стюарта.

Зачитаем.

  • Ребята, а что вы подразумеваете под словом «нравственность»?
  • Как иначе мы называем это понятие? (мораль). В толковом словаре это:

Нравственность (мораль) - внутренние, духовные качества, которы­ми руководствуется человек, а также нормы поведения, определяемые этими качествами.

  • А что означает понятие «ответственность»?

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои дей­ствия, поступки, быть ответственными за них.

  1. Формулировка темы урока, постановка цели
  • Ребята, самостоятельно сформулируйте тему урока. Как вы думае­те, о чём же мы сегодня будем говорить?

Тема сегодняшнего урока: Моральная ответственность человека за всё происходящее вокруг (на примере рассказа JI.H. Толстого «После ба­ла»).

Данный вопрос волновал Толстого, слова эпиграфа взяты из его «Дневников», в которых он в течение 64 лет писал о своих проблемах, ана­лизировал свои отрицательные стороны характера и нехорошие поступки, которые пытался осмыслить и исправить.

А цель сегодняшнего урока: Выявить, при помощи, каких средств ав­тор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несёт ответст­венность за всё происходящее вокруг.

  1. Анализ рассказа.

В рассказе сообщается о разговоре нескольких лиц, в котором ста­вится вопрос о глобальной проблеме совершенствования мира и человека. Человек всегда ощущал потребность борьбы со всем дурным внутри себя и в жизни.

А вот с чего начинать: с внешних условий, со среды или с себя?

Давайте посмотрим.

  1. Побудем в роли исследователей.

Послушайте внимательно две мелодии. Сравните, каков характер му­зыки?

(дети характеризуют каждую мелодию)

Музыкальные произведения, прослушанные вами, резко противопос­тавлены друг другу. Как в литературе называется это художественное средство?

(Антитеза - противопоставление в литературном произведении ха­рактеров, эпизодов, понятий и т.д.)

Б) Групповая работа. Индивидуальное задание в паре.

  • Ребята, вы разделены на группы, а два человека работают индиви­дуально в паре, сейчас каждая группа будет выполнять задание. Отрывки из текста и план анализа у вас на столе.

Давайте проанализируем два эпизода.

 1 группа - «описание бала»,

2 группа - «после бала», выявим языковое выражение антитезы и после этого попробуем ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

  • Почему некоторые люди искренне добры в одной ситуации и так искренне злы в другой?
  • Кто виноват? В чём причина?
  • Что может принести окружающим увиденное зло?
  • Проверка выполнения группового задания.

1 группаАнализ эпизода «На балу»

2 группаАнализ эпизода «После бала»

 План анализа

1 группа Анализ эпизода «Бал»  

Выпишите выразительные средства: эпитеты, характеризующие:

  1. Бал -чудесный, зала - прекрасная, музыканты - знаменитые, бу­фет - великолепный
  2. Цвета-.

Наряд Вареньки: платье - белое, пояс - розовый, перчатки - белые лайковые, башмачки белые - атласные.

  1. Героев.

Варенька: лицо - сияющее зарумянившееся, глаза ласковые, милые Полковник: лицо румяное, улыбка - ласковая, радостная, глаза - блестящие

  1. Чувства: Вареньки - любовь Полковника - осторженно-нежное

Рассказчика - весёлость, счастье, доброта, неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро

  1. Какое музыкальное произведение, прослушанное сегодня на уро­ке, может служить иллюстрацией к этому эпизоду?
  2. Сделайте вывод: каково эмоциональное состояние героев эпизода, ваше общее впечатление от прочитанного

2 группа

 Анализ эпизода «После бала»

Выпишите выразительные средства: эпитеты, характеризующие:

  1. героев:

Полковник: походка - твёрдая, подрагивающая, голос - гневный, са­моуверенный,

действия полковника - бил по лицу солдата, который недостаточно сильно бил наказываемого Наказываемый:

Походка - дергался всем телом, шлёпал ногами по талому снегу

Лицо - сморщенное от страданий

Спина - пёстрое, красное, неестественное что-то

  1. Цвета:

Черный, пестрый, красный

  1. Звуки музыки:неприятная, жёсткая музыка
  2. Чувства:

Полковника: гнев, злость Рассказчика тоска, ужас

Какое музыкальное произведение, прослушанное сегодня на уро­ке, может служить иллюстрацией к этому эпизоду?

  1. Сделайте вывод: каково эмоциональное состояние героев от эпи­зода, общее впечатление от эпизода

В) Проверка выполнения группового задания.

  • Итак, 1 группа.
  • Каков бал в представляющем эпизоде?
  • Какие цвета представлены в данном эпизоде?
  • Каковы чувства героев?
  • Какое музыкальное произведение, прослушанное сегодня на уроке, может служить иллюстрацией к этому эпизоду?
  • Каков же общий вывод по 1 части рассказа? (здесь описан красивый бал, с весёлыми танцами, с милой красивой Варенькой, с её симпатичным отцом, который вызывал у И. В. радостное настроение, ведь он был влюб­лён в Вареньку, захвачен праздничной атмосферой вечера )

 

  • Итак, слово второй группе.
  • Каков полковник после бала?
  • Каков наказываемый солдат?
  • Какие цвета представлены в данном эпизоде?
  • Каковы чувства героев?
  • Какое музыкальное произведение, прослушанное сегодня на уроке, может служить иллюстрацией к этому эпизоду?
  • Каков же общий вывод по 2 части рассказа?(Здесь описана сцена экзекуции (наказания солдата за побег). Тот же полковник, который на балу был ласков, обходителен, на плацу - груб и безжалостен, равнодушен. Иван Васильевич разочарован, созданный в его душeмир полностью раз­рушен.)
  • С чем ассоциируется белый цвет в первой части?(счастье, красо­та, чистота)
  • А во второй части обратите внимание на художественную деталь: оскал белых зубов наказываемого. Какую символику несёт белый цвет в этой детали?

(символ муки, страдания)

  • Почему же полковник, любящий, внимательный отец, оказался та­ким жестоким но отношению к солдатам? Был ли он двуличным? Или ис­кренним и на балу и после бала? (искренен: он не рассуждая, как никола­евский служака, по распорядку прогоняет сквозь строй..., считал что «Всё по закону)
  • Кто же виноват во всём этом?(общество, социальные условия, ко­торые искажали натуру человека, прививали ему ложные понятия о дол­ге.)
  • В какое время был написан этот рассказ?(1840г., время Николая 1).

Тогда в армии служили 25 лет, за каждую провинность пороли, про­гоняли «сквозь строй». Николай 1 был жесток, отдавал приказания о нака­зании: «Провести 12 раз сквозь строй в 1000 человек». Обычно человек умирал после 5000 палок. Толстой заклеймил этого правителя прозвищем «Николай Панкин»

Г) Проверка индивидуального задания

  • Ребята, выполнявшие индивидуальное задание, скажите, что чувст­вует Иван Васильевич после увиденного на плацу?(стыдно, чувствует ответственность, вину за поступки других, совестно за полковника)
  • А что такое совесть и для чего нужна совесть?(Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом, совесть- признание вины за совершённый неблаго­видный поступок; самоконтроль человека)
  • Почему И.В., такой благородный, честный, не вмешался в происхо­дящее?(он не мог представить, чтобы злое, отвратительное дело верши­лось так легко и уверенно, видел, что полковник делал зло с сознанием та­кой правоты, наверное, они знали что-то такое, чего он не знал, он решил, что не может один изменить мир, победить зло, единственный способ - устраниться от этого зла)
  • Как изменилась жизнь И.В. после увиденного зла на плацу?(Он отказался от любви, карьеры военного. Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью. И выбрал путь неучастия во лжи. Этот путь нравственного самосовершенствования)

А сейчас проведём ассоциацию с картиной Мясоедова «Земство от­дыхает».

  • Что общего в картине и в рассказе?(Композиции, контраст)
  • Каков вывод?(с помощью контраста мы постигаем идею: видим двойную жизнь полковника, а в картине более остро ощущаем положение крестьян, видя, что едят крестьяне, и в самой маленькой части - окошке

обед господ)

Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?(нрав­ственный)

  • События разворачиваются в последний день Масленицы - Проще­ное воскресенье.
  • Что за праздник Прощеное воскресенье?(надо всех простить, надо покаяться)
  • Какая фраза на протяжении всего эпизода наказания будет звучать из уст солдата?(«Братцы, помилосердуйте»)

Но братцы не милосердствовали.(Милосердие - готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.)

И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был на­казан.)

  • Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

5. Творческое задание.

  • А теперь я вас прошу представить, что вы депутаты, продвигающие в думу новшество: свод нравственных законов: каждая группа предлагает по 3 наиболее важных на ваш взгляд, желательно созвучных нашему уро­ку.

Творческое задание: составить три правила нравственного закона:

  1. Не делай людям того, чего себе сам не пожелаешь.
  2. Твори добро, оно к тебе вернётся.
  3. Помни, ты несёшь ответственность за того, кого приручил.
  4. Запомни, простишь ты - простят тебя.
  5. Помни, ты человек, и именно этим ты отличаешься от животного.
  6. Трудись над своей душой, не забывай о совести.
  7. Помоги ближнему в трудную минуту.

Итог урока

  • Какова идея рассказа «После бала»?(человек не может и не дол­жен быть равнодушен к жизни близких и дальних своих, больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что соверша­ется в мире).
  • Что вас сегодня больше всего заинтересовало на уроке?
  • Актуальна ли тема в наши дни?
  • Каков смысл сегодняшнего занятия для вас?

А напоследок небольшая притча «Воля, Разум, Сердце и Наука»

Воля. Разум и Сердце обратились к науке, чтоб разрешить спор, кто из них важнее.

Воля, сказала, что без нее ничто не достигает совершенства. Разум воскликнул, что без него невозможно ничего распознать, Сердце утвер­ждало, что в ней обитает душа, совесть, доброта, милосердие, всё исходит от нее.

Выслушав их, Наука ответила:

«Воля, ты всё верно сказала, но ведь ты можешь служить не только добру, но и злу. Разум! Ты прав, но ведь лукавство и коварство тоже тво­рения твоих рук.

А сердце устранится, если ты, Разум, замыслил недоброе, а тебя, Во­ля, повяжет по рукам в деле ненужном. Объединитесь и во всём повинуй­тесь Сердцу, берегите в себе человечность! Всевышний судит нас по этому признаку. Так сказано в писаниях!»

Главное помните - необходимо оставаться в любой ситуации людь­ми!

  1. Оценивание ответов учащихся.

Хотя наша встреча была недолгой,  Увидела: в вас равнодушья нет. Желаю вам добра, любви и чувство долга,

Душа по капле собирает свет.

Спасибо всем за урок. 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн