урок литературы "Моральная ответственность человека за всё происходящее вокруг "
Submitted by Людмила Сергеевна Тутунару on Sat, 08/12/2012 - 10:52
«МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ВСЁ ПРОИСХОДЯЩЕЕ ВОКРУГ»
(НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА Л.Н.ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»)
Нравственность не может быть ни на чём основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими. Жизнь для себя и нравственность несовместимы.
Л.Н.Толстой.
Единственный способ перенести бесчеловечность людей по отношению друг к другу - превратить свою собственную жизнь в образец человечности по отношению к людям.
Пэйтон А.Стюарт
Цель урока:
Выявить, при помощи, каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несёт ответственность за всё происходящее вокруг.
2 .Развивать умение доказывать собственную точку зрения.
3 .Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и поступки окружающих.
Тип урока: изучение новой темы
Технология:проблемна
Оборудование:учебник, отрывки из текста, компьютер.
ХОД УРОКА
Организация класса.
Здравствуйте, дорогие ребята! (музыкальны йфон).
Сегодня встретились в первый раз,
Вы от меня не прячьте
Сиянье ваших умных глаз,
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдёмся в мненьях,
Совместно проведя урок.
Вводная беседа с учащимися.
Ребята, вы когда-нибудь задумывались: почему некоторые люди искренне добры в одной ситуации и так искренне злы в другой?
Кто виноват? В чём причины?
Что может принести окружающим увиденное зло?
Сегодня мы попытаемся разобраться в этом на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
А эпиграфами к уроку будут слова Л.Н.Толстого и слова Пэйтона Стюарта.
Зачитаем.
Ребята, а что вы подразумеваете под словом «нравственность»?
Как иначе мы называем это понятие? (мораль). В толковом словаре это:
Нравственность (мораль) - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, а также нормы поведения, определяемые этими качествами.
А что означает понятие «ответственность»?
Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственными за них.
Формулировка темы урока, постановка цели
Ребята, самостоятельно сформулируйте тему урока. Как вы думаете, о чём же мы сегодня будем говорить?
Тема сегодняшнего урока: Моральная ответственность человека за всё происходящее вокруг (на примере рассказа JI.H. Толстого «После бала»).
Данный вопрос волновал Толстого, слова эпиграфа взяты из его «Дневников», в которых он в течение 64 лет писал о своих проблемах, анализировал свои отрицательные стороны характера и нехорошие поступки, которые пытался осмыслить и исправить.
А цель сегодняшнего урока: Выявить, при помощи, каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несёт ответственность за всё происходящее вокруг.
Анализ рассказа.
В рассказе сообщается о разговоре нескольких лиц, в котором ставится вопрос о глобальной проблеме совершенствования мира и человека. Человек всегда ощущал потребность борьбы со всем дурным внутри себя и в жизни.
А вот с чего начинать: с внешних условий, со среды или с себя?
Давайте посмотрим.
Побудем в роли исследователей.
Послушайте внимательно две мелодии. Сравните, каков характер музыки?
(дети характеризуют каждую мелодию)
Музыкальные произведения, прослушанные вами, резко противопоставлены друг другу. Как в литературе называется это художественное средство?
(Антитеза - противопоставление в литературном произведении характеров, эпизодов, понятий и т.д.)
Б) Групповая работа. Индивидуальное задание в паре.
Ребята, вы разделены на группы, а два человека работают индивидуально в паре, сейчас каждая группа будет выполнять задание. Отрывки из текста и план анализа у вас на столе.
Давайте проанализируем два эпизода.
1 группа - «описание бала»,
2 группа - «после бала», выявим языковое выражение антитезы и после этого попробуем ответить на вопросы, поставленные в начале урока.
Почему некоторые люди искренне добры в одной ситуации и так искренне злы в другой?
действия полковника - бил по лицу солдата, который недостаточно сильно бил наказываемого Наказываемый:
Походка - дергался всем телом, шлёпал ногами по талому снегу
Лицо - сморщенное от страданий
Спина - пёстрое, красное, неестественное что-то
Цвета:
Черный, пестрый, красный
Звуки музыки:неприятная, жёсткая музыка
Чувства:
Полковника: гнев, злость Рассказчика тоска, ужас
Какое музыкальное произведение, прослушанное сегодня на уроке, может служить иллюстрацией к этому эпизоду?
Сделайте вывод: каково эмоциональное состояние героев от эпизода, общее впечатление от эпизода
В) Проверка выполнения группового задания.
Итак, 1 группа.
Каков бал в представляющем эпизоде?
Какие цвета представлены в данном эпизоде?
Каковы чувства героев?
Какое музыкальное произведение, прослушанное сегодня на уроке, может служить иллюстрацией к этому эпизоду?
Каков же общий вывод по 1 части рассказа? (здесь описан красивый бал, с весёлыми танцами, с милой красивой Варенькой, с её симпатичным отцом, который вызывал у И. В. радостное настроение, ведь он был влюблён в Вареньку, захвачен праздничной атмосферой вечера )
Итак, слово второй группе.
Каков полковник после бала?
Каков наказываемый солдат?
Какие цвета представлены в данном эпизоде?
Каковы чувства героев?
Какое музыкальное произведение, прослушанное сегодня на уроке, может служить иллюстрацией к этому эпизоду?
Каков же общий вывод по 2 части рассказа?(Здесь описана сцена экзекуции (наказания солдата за побег). Тот же полковник, который на балу был ласков, обходителен, на плацу - груб и безжалостен, равнодушен. Иван Васильевич разочарован, созданный в его душeмир полностью разрушен.)
С чем ассоциируется белый цвет в первой части?(счастье, красота, чистота)
А во второй части обратите внимание на художественную деталь: оскал белых зубов наказываемого. Какую символику несёт белый цвет в этой детали?
(символ муки, страдания)
Почему же полковник, любящий, внимательный отец, оказался таким жестоким но отношению к солдатам? Был ли он двуличным? Или искренним и на балу и после бала? (искренен: он не рассуждая, как николаевский служака, по распорядку прогоняет сквозь строй..., считал что «Всё по закону)
Кто же виноват во всём этом?(общество, социальные условия, которые искажали натуру человека, прививали ему ложные понятия о долге.)
В какое время был написан этот рассказ?(1840г., время Николая 1).
Тогда в армии служили 25 лет, за каждую провинность пороли, прогоняли «сквозь строй». Николай 1 был жесток, отдавал приказания о наказании: «Провести 12 раз сквозь строй в 1000 человек». Обычно человек умирал после 5000 палок. Толстой заклеймил этого правителя прозвищем «Николай Панкин»
Г) Проверка индивидуального задания
Ребята, выполнявшие индивидуальное задание, скажите, что чувствует Иван Васильевич после увиденного на плацу?(стыдно, чувствует ответственность, вину за поступки других, совестно за полковника)
А что такое совесть и для чего нужна совесть?(Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом, совесть- признание вины за совершённый неблаговидный поступок; самоконтроль человека)
Почему И.В., такой благородный, честный, не вмешался в происходящее?(он не мог представить, чтобы злое, отвратительное дело вершилось так легко и уверенно, видел, что полковник делал зло с сознанием такой правоты, наверное, они знали что-то такое, чего он не знал, он решил, что не может один изменить мир, победить зло, единственный способ - устраниться от этого зла)
Как изменилась жизнь И.В. после увиденного зла на плацу?(Он отказался от любви, карьеры военного. Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью. И выбрал путь неучастия во лжи. Этот путь нравственного самосовершенствования)
А сейчас проведём ассоциацию с картиной Мясоедова «Земство отдыхает».
Что общего в картине и в рассказе?(Композиции, контраст)
Каков вывод?(с помощью контраста мы постигаем идею: видим двойную жизнь полковника, а в картине более остро ощущаем положение крестьян, видя, что едят крестьяне, и в самой маленькой части - окошке
обед господ)
Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?(нравственный)
События разворачиваются в последний день Масленицы - Прощеное воскресенье.
Что за праздник Прощеное воскресенье?(надо всех простить, надо покаяться)
Какая фраза на протяжении всего эпизода наказания будет звучать из уст солдата?(«Братцы, помилосердуйте»)
Но братцы не милосердствовали.(Милосердие - готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.)
И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан.)
Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)
5. Творческое задание.
А теперь я вас прошу представить, что вы депутаты, продвигающие в думу новшество: свод нравственных законов: каждая группа предлагает по 3 наиболее важных на ваш взгляд, желательно созвучных нашему уроку.
Творческое задание: составить три правила нравственного закона:
Не делай людям того, чего себе сам не пожелаешь.
Твори добро, оно к тебе вернётся.
Помни, ты несёшь ответственность за того, кого приручил.
Запомни, простишь ты - простят тебя.
Помни, ты человек, и именно этим ты отличаешься от животного.
Трудись над своей душой, не забывай о совести.
Помоги ближнему в трудную минуту.
Итог урока
Какова идея рассказа «После бала»?(человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких и дальних своих, больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в мире).
Что вас сегодня больше всего заинтересовало на уроке?
Актуальна ли тема в наши дни?
Каков смысл сегодняшнего занятия для вас?
А напоследок небольшая притча «Воля, Разум, Сердце и Наука»
Воля. Разум и Сердце обратились к науке, чтоб разрешить спор, кто из них важнее.
Воля, сказала, что без нее ничто не достигает совершенства. Разум воскликнул, что без него невозможно ничего распознать, Сердце утверждало, что в ней обитает душа, совесть, доброта, милосердие, всё исходит от нее.
Выслушав их, Наука ответила:
«Воля, ты всё верно сказала, но ведь ты можешь служить не только добру, но и злу. Разум! Ты прав, но ведь лукавство и коварство тоже творения твоих рук.
А сердце устранится, если ты, Разум, замыслил недоброе, а тебя, Воля, повяжет по рукам в деле ненужном. Объединитесь и во всём повинуйтесь Сердцу, берегите в себе человечность! Всевышний судит нас по этому признаку. Так сказано в писаниях!»
Главное помните - необходимо оставаться в любой ситуации людьми!
Оценивание ответов учащихся.
Хотя наша встреча была недолгой, Увидела: в вас равнодушья нет. Желаю вам добра, любви и чувство долга,