Проблемная ситуация – 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы [1]; 2) интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия [2].
Проводя урок, преподаватель может не учесть некоторые моменты, которые могут привести к проблемной ситуации. К примеру, преподаватель рассказывает тему, после чего учащийся задает вопрос и создает проблемную ситуацию. Преподаватель не может объяснить или разрешить возникшую ситуацию, поэтому он может сказать: «Я посмотрю, и тебе отвечу» или «Не хочу соврать, поэтому уточню и потом тебе отвечу», что-то в этом роде. Или преподаватель пытается разрешить проблемную ситуацию, но у него это не выходит. К сожалению, мало преподавателей кто бы мог разрешить проблемную ситуацию, которые создали сами учащиеся, а не он сам. Поэтому, делая анализ пройденного урока, преподаватель оценивает возникшую ситуацию, почему она произошла и какие пути решения эта ситуация имеет.
Анализ пройденного урока, ставит задачи преподавателю по отношению к самому себе: оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совершенствования), а так же задачи - по отношению к учащимся: определения реального продвижения учащихся в общеобразовательном, воспитательном и практическом плане, т.е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока [3].
[1] Определение с источника: Мир психологии
[2] Определение с источника: Педагогический словарь терминов и понятий
[3] Отталкивалась от: Зимняя И.А. Педагогическая психология Часть V, Глава 4, § 3. (возможно откроется в архиве)
|