Submitted by Елена Анатольевна Прокопенко on Tue, 04/12/2012 - 11:02
В Новосокольнический районный краеведческий музей пришло письмо: «Здравствуйте уважаемая Татьяна Дмитриевна!
Обращается к Вам Маркитанов Юрий, действительный член Новгородского общества любителей древности, пока еще военнослужащий ВС РФ.
Много лет я занимаюсь сбором материалов по истории Лейб-Гвардии Драгунского полка. В полку служили очень много представителей знатных фамилий. В этом полку служил герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. прапорщик Назимов Дмитрий Павлович. Он погиб 10 ноября 1878 г. в бою при местечке Новачин и был с почестями похоронен в церкви города Враца вместе со своими двумя погибшими товарищами. Через несколько лет после войны его прах перезахоронила его мать на погосте Горки Великолуцкого уезда. Прапорщика Назимова, как и его двух погибших товарищей - Данилевского и Велинского - до сих пор помнят и почитают в Болгарии как национальных героев.
Недавно приезжал мой товарищ из Болгарии. Упрекнул, что на могилах Данилевского и Велинского в Болгарии всегда есть живые цветы. А вот могила Назимова Д.П., сохранилась ли она, и знают ли о подвиге Вашего земляка?»…
Это письмо директор музея Ермолова Татьяна Дмитриевна передала в нашу школу. Участники краеведческого кружка заинтересовались этими сведениями и обратились к Провинциальному некрополю, где обнаружили запись «Назимовъ Дмитрiй Павловичъ, прапорщикъ, прапорщикъ лейбъ-гвардiи Драгунскаго полка, «павшiй геройскою смертью 22 лѣтъ 10 ноября 1877 года въ Турецкую кампанiю, защищая орудiя въ ущельѣпри деревни Новачени» (Погост Горки Великолуцкого уезда) [2].
Цель работы: восстановить события 10 ноября 1877 года.
Методы выполнения работы:
§ Исследование исторических источников.
§ Исследование ресурсов Интернет.
§ Консультация с кандидатом исторических наук, доцентом Петербургского Государственного университета путей сообщения Станиславом Георгиевичем Петровым.
§ Работа с краеведческой литературой.
Русско-турецкая война 1877—78гг. была вызвана подъёмом национально-освободительного движения на Балканах и обострением международных противоречий. Восстания против турецкого ига в Боснии и Герцеговине в Болгарии вызвали широкое общественное движение в России в пользу братских славянских народов. Попытки мирными средствами улучшить положение христиан были сорваны упорным нежеланием турок идти на уступки, и в апреле 1877 года Россия объявила Турции войну. Царское правительство в целях усиления своего влияния на Балканах выступило в поддержку восставших. [5]
В Описании военного похода Лейб-гвардии Драгунского полка в Турецкую кампанию 1877-1878 гг. подробно изложены события того времени:
«Генерал Леонов решился со всем отрядом сделать набег на Врацу. По показанию болгар во Враце был большой склад продовольствия. Колонна подошла с юго-востока к горному кряжу, за которым лежал у подножия громадных Балкан город Враца. Отряд развернулся в боевой порядок, сначала фронтом к северу и следовал в таком направлении прямо во фланг турецким войскам.
После нескольких выстрелов из орудий, турки бросили свои траншеи и стали отходить к городу, снимали с себя верхнюю одежду и амуниции, бросали оружие, уходя поспешно в ущелье и горы.
Жители Врацы были в восторге от своего освобождения и приносили на бивуак угощение для русских офицеров и солдат.
Остановившись на ночлег в деревне Криводол, полковник Ковалевский выслал с вечера два разъезда по 4 человека каждый, под командою прапорщика Назимова и корнета графа Толстого. Прапорщик Назимов наткнулся в д. Боровцы на партию конных аскеров и был встречен ими выстрелами, но уклонился в дубняк и продолжал порученную ему разведку.
Дело под Новачином.
Капитан Мейнандер, пройдя Новачин, выслал в передовой пост к мельнице прапорщика Назимова.
Между тем был первый час дня, когда неприятель обнаружил, наконец, себя и открыл огонь из двух горных дальнобойных орудий. Турки, видя малочисленность драгунов, решились перейти в наступление.
Полковник Лихтанский решил отступать к ущелью; капитану Мейнандеру было послано приказание присоединиться вместе с постом прапорщика Назимова к отряду, так как явилась настоятельная необходимость усилить цепь. С этой же целью послан был взвод 4- го эскадрона при прапорщике Данилевском и корнете графе Толстом.
Драгуны с двумя орудиями отошли к оврагу. На одном из косогоров орудие опрокинулось, черкесы ринулись к нему. Капитан барон Стемпель встретил их лихою атакою, произошла отчаянная схватка. Во время атаки прапорщик Назимов обратил на себя внимание лихой работой саблею, он изрубил ею трёх черкесов, но на четвертом клинок разлетелся вдребезги.
Мало помалу натиск черкесов возобновился с новою силою, они уже были не далее 50 шагов от орудий. Выстрелы раздавались по ущелью как хлопанье бича. Здесь ранен был прапорщик Назимов и вскоре потерял под собой лошадь убитою.
Первое орудие переправилось через мост в ущелье благополучно, но у второго орудия, когда выехало следующее, то крайнее бревно отделилось и упало в овраг. Вследствие этого левое колесо сорвалось с моста и орудие повисло. Тогда полковник Лихтанский приказал столкнуть это орудие в кручу, что и было тот час исполнено. Оставалась надежда спасти второе орудие, которому удалось пройти еще около версты. До караулки оставалось менее трех верст.
В это время под прапорщиком Велинским была убита лошадь. Он догнал орудие и сел на лафет, на котором уже находился раненый прапорщик Назимов.
Спустившись в небольшую лощину, о которой упоминалось в описании местности, орудие для сокращения пути отправилось наперерез по косогору; как в эту минуту одна из коренных лошадей была убита, другая ранена. Между тем черкесы всё наседали на прикрытие, рассыпавшись густою лавой по лощине.
Оставшаяся на конях кучка драгунов бросилась на черкесов, но вместе с орудием была ими окружена. Прислуга и защитники орудия прапорщики Данилевский, Велинский и Назимов были перебиты, а с ними несколько драгунов. Орудием завладел неприятель. Попытка драгун спасти орудия стоила больших потерь.Кавалеристы были вынуждены бросить свои орудия, чтобы вынести тела погибших друзей.
Временно командующий полком полковник Ковалевский». [3]
Через два дня полк собрался весь в городе Враце.
12 ноября было совершено торжественное погребение офицеров и одного драгуна, убитых 10 ноября и похороненных в соборной церкви г.Враца.
Из реляции «О действии отряда полутора эскадрона лейб-гвардии Драгунского полка и 2-х орудий 2-й гвардейской конной батареи в деле под Новачином 10 ноября 1877 г.»
«Собрав горсть оставшихся драгун, я приказал артиллерии уходить в ущелье, а штабс-капитану Гульковскому с офицерами: поручиком Свищевским, прапорщиками: Назимовым, Данилевским и Велинским, для непосредственного прикрытия орудий, на конях врассыпную сдерживать натиск черкесов. Одно орудие, оборвавшись на мосту, повисло над пропастью. Видя остановку орудия, черкесы стремительно бросились на нас, произошла рукопашная схватка. Прапорщики: Назимов, Велинский, Данилевский изрублены, ездовые драгуны и артиллеристы легли на месте, защищая орудие» [3].
Прапорщики были отпеты и торжественно похоронены во дворе врачанской церкви «Святое Вознесение Господне». Захоронение не на кладбище, а во дворе церкви или монастыря считается особенно большим почетом в православии и оказывается только самым высшим духовным и светским лицам.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. — одно из крупнейших событий XIX века, завершилась победой русского оружия, мир был подписан. Главным ее результатом было образование Болгарского государства. Поэтому последнюю русско-турецкую войну XIX века болгарский народ по праву и с гордостью называет Освободительной.
Через несколько лет после освобождения Болгарии мать Дмитрия Назимова забрала его тело в Россию. У неё было четыре сына, они все пошли на войну за освобождение Болгарии, и никто из них не вернулся. Мать была очень счастлива узнать, где покоится тело хотя бы одного из её сыновей, так как время и место гибели остальных остались ей неизвестными.
С приездом из России, мать Назимова принесла чугунный крест и чугунное надгробие с отлитой надписью «Здесь погребаньi прапорщики Лейб-гвардiи Драгунского Полка Михаиль Вкиктороьiхь Данилевскiи и Николай Владимировичь Велинскiи убитьiе Турками в войне за Освобожденiе Болгарiи, в 1877 году 10 ноявря, при селенiи Новачене». В дар церкви Святого Вознесения были преподнесены три покровицы, великолепное священническое одеяние, евангелие в массивном серебряном обкове и икона Богородицы с Младенцем, обрамлённая золотом, с надписями «Больше сея любве никтоже имать да кто душу свою за други своя — Йоанна гл.15 ст. 13». и «Сия святая икона сооружена в память Росийских войск Генерала Николая Стефановича Леонова, скончавшаго ся 21 ноября 1877 года в Болгарии на поле брани за освобожденiе Славянских Христiан от мусулманскаго поробощенiя»[6].
К сожалению, ответ на вопрос омогиле Назимова Д.П., сохранилась ли она, и знают ли о подвиге Вашего земляка остаётся открытым. События того далёкого времени мы попытались восстановить в данной работе. О том, что могильная плита Назимова Д.П. на погосте Горки сохранилась, нам подсказал Сизов Анатолий Иванович - преподаватель краеведения Великолукского медицинского училища, историк – архивист. Попытки отыскать её пока успехом не увенчались, но мы не теряем надежды восстановить могилу знаменитого земляка.