Место работы:
Заслуженный работник культуры РСФСР
Одаренные дети в области науки и техники. Как их найти
Проблема организации работы с одаренными детьми постоянно находится в центре внимания Правительства России и, даже, обсуждалась на Президиуме Госсовета. При этом подразумевалось, что технические таланты уже есть в наличии - это пара сотен девушек и юношей - лауреатов, победителей и медалистов Российских и Международных олимпиад, конкурсов и соревнований. Но это только вехушка айсберга, не адекаватная потенциальному количеству одаренных детей среди школьников и молодежи.
Откуда же берутся технические таланты?
Предполагается, и не без оснований, что их альма – матер Центры и кружки технического творчества. Но нельзя не учитывать, что они готовят не творцов, а высокроклассных профессионалов- исполнителей. Причем, по ограниченному числу специальностей, которое, как правило, зависит от специальнотей руководителей кружков. Это радио и аиамоделизм, постройка карт и других средств передвижения. Нельзя не учитывать, Что число кружкковцев ограничено по причине недостатка помещений, оборудования и дефициту самих руководителей.
Маловероятно, что одаренный подросток сам придет в Управление образования и заявит: Тетя! или Дядя! «Я одаренный , помогите мне реализоваться». Об этом можно только мечтать. С другой стороны одаренные дети «на дороге не валяются» . Их надо найти выделить , обласкать и привечить?
Но для этого надо потрудиться. В печати нередко появляются шаманско – конъюнктурные «хороводы» вокруг одаренных детей. Однако, несмотря на актуальность темы, эти публикации непрактичны и проблему поиска одаренных детей не решают.
Как все же находить, буквально, «выуживать» технические таланты из общей массы школьников и молодежи? А, ведь таких самородков в России немало. Позволю себе сослаться на собственный пример
Автор этих строк в течение нескольких десятилетий, организовывал и проводил с помощью и при участии Министерств просвещения в СССР и Министерства образования в новой России Всероссийский молодежный конкурс на лучшее изобретение и конструкцию в ряде СМИ, в частности, в газете «Московская правда», где в течение нескольких лет (1989 – 2006 годы) под рубрикой «Горшки обжигают не Боги». Выходил молодежный конкурс на лучшее изобретение и конструкцию. Аналогичный конкурс публиковали Российская газета», газеты Труд, Куранты, Неделя и ряд журналов.
Параллельно конкурс на лучшее изобретение и конструкцию проводился на радио (программа «Ровесники» (16 лет без единого перерыва 2 – 3 раза в месяц) и по телевидению (около 8 лет) по программам «Знай и умей» - (Центральное телевидение) и «Там- там Новости» на ВГТРК.
Задание конкурса состояло в том, чтобы сконструировать техническое решение из любой области науки, техники, альтернативных источников энергии, транспорта учебы, отдыха спорта или из обыденной жизни.
Естественно, авторам лучших технических решений вручались Дипломы, и премии. Средства для этого выделяли Министерство просвещения (позже – образования), банки «Автобанк», Технобанк, банк» Московия» и другие организации.
Результаты не могли не сказаться: От участников Конкурса получены тысячи технических решений. Конечно, не все они на уровне шедевров, но многих авторов вполне можно считать потенциально одаренными.
В ходе Конкурса неукоснительно соблюдалось правило: отвечать на каждое письмо, каким бы оно не было наивным.
Консультант отмечал достоинства и недостатки технического решения, и предлагал конкретные советы, как устранить недостатки или улучшить конструкцию. Вообще – то это всё мероприятие можно «прокрутить» не за десятилетия, а в течение пары месяцев.
Допустим, найдется еще пара сотен одаренных детей. Возникает, не менее важная проблема, где и как их, пристроить, адекватно их знанию, умению и способностям. Рекомендовать «одаренного», скажем, с задатками конструирования волнового двигателя в область водородной энергетики явно бессмысленно. Куда же его девать? Не пропадать же добру.
Я бы предложил организовать «Инновационный Институт вольного изобретательства» с временными кафедрами по специальностям, предлагаемыми самими одаренными детьми. Скажем, проявил себя, как создатель «вечного» (теплового двигателя) – пусть этим и занимается, усовершенствовал мясорубку или свеклоуборочный комбайн, пусть их дорабатывает и доводит до внедрения в практику. И не загружать студента изучением сопромата или теории механизмов и машин. Он сам к этому дойдет в ходе работы над своим изобретением. Находить абитуриентов для приема в студенты института следует по конкурсу на Лучшее изобретение и конструкцию.
Поскольку технические решения могут быть непредсказуемыми, а также из разных областей знания, нецелесообразно создавать при Институте многопрофильные мастерские (такой опыт уже был).
Однако студенту – изобретателю надо предоставить возможность заказывать конструкции на других предприятиях и оплачивать их стоимость, конечно, если необходимость данных деталей и изделий согласована с руководством кафедры.
|