Познавательные действия:(общеучебные, логические, постановка и решение проблемного вопроса)
Коммуникативные действия:(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах и группах; воспитание интереса к краеведению.
Метапредметныеразвитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности.
Предметныеразвитие умений работать с текстом, овладение понятиями краеведения.
Методы обучения: наглядный – видео метод, объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковые вопросы
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения:проектор, компьютеры, презентация (Приложение 2), карточки с текстами для групп (Приложение 1), мультфильм (Приложение 3), аудио запись (Приложение 4), индивидуальные карточки с заданием для работы в парах, коллекция минералов, электронная викторина (Приложение 5).
Технологическая карта
№
п/п
Этап
УУД
Деятельность
ЭОР
Время(мин.)
учитель
учащиеся
I
Оргмомент
Звучит фрагмент песни “Наш край”.
Умение организовываться к работе
Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя.
Аудиозапись песни
2
II
Формулирование темы и целей занятия
– Почему сегодня наше занятие началось так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?
Отвечают на вопрос.
Презентация слайд 1
1
Актуализация опорных знаний
Осознанное и произвольное построение высказывания.
Аргументация своего мнения.
– Что вы уже знаете о Красноярском крае?
- Обратите внимание на изображения на слайде.
– Для чего необходимо знать информацию о том месте, где мы живём?
Поочерёдно отвечают на вопрос.
Дополняют ответы товарищей.
Ответы детей
Презентация слайд 2
4
2
Создание проблемной ситуации
Умение строить предположения.
– Что вы можете сказать про число 1934?
– 1934 год – это год образования Красноярского края.
- Что важно знать каждому жителю края о своём родном крае?
Ответы детей (Четырёхзначное, чётное и т.д.. Может быть обозначает какую то дату?)
2
3
Мотивация
Умение ставить учебные цели.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Организует обсуждение возникших идей.
– Итак, целями занятия будут являться:
·иметь представление об истории Красноярского края;
·знать географическое положение края;
·знать его природные богатства;
·знать знаменитых людей края.
Пытаются сформулиро-вать цели урока совместно с учителем
Презентация слайд 3
3
III
Изучение нового материала
Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,
учиться грамотно использовать в речиновые термины.
Групповая работа
– Давайте разделимся на три группы.
·I группа– обсуждает тему “ История Красноярского края”.
·II группа– обсуждает тему “ Географическое положение и природные богатства Красноярского края”.
·III группа– обсуждает тему “ Знаменитые люди Красноярского края”.
Ученики объединяются в группы. Каждой группе раздаётся свой текст (приложение 1) и часть презентации, второй группе добавляется коллекция минералов, карта России и карточки с названием драгоценных металлов. Дети самостоятельночитают, обсуждают, составляют мини-сообщения. К доске выходят представители от каждой группы и выступают с мини-сообщениями по своей теме.
Презентация слайды 4 – 7
Презентация слайды 8 – 12
Презентация слайды 13 - 21
10
IV
Динамическая пауза
Формирование ответственного отношения к своему здоровью
Физминутка
По родному краю дружно мы шагаем.
Справа природу родную наблюдаем.
Слева находится лес.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок.
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! Солнце над берёзами светит нам.
Мы рады ягодам, рады грибам.
Выполняют движения Марш на месте.
Поворот вправо.
Поворот влево.
Прыжки.
Взмахи руками.
Повороты головы. Наклоны.
2
V
1
Первичное применение нового знания
Самостоятельная работа в парах
Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля
Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь
Организует работу в парах по закреплению первичных знаний.
Игра “Лото”. Одной половине класса раздаются карточки с вопросами, а другой – с ответами.
1. Как называется самая крупная река Красноярского края? (Енисей.)
2. В каком году был образован Красноярский край? (7 декабря 1934 года.)
3. Где находится географический центр России? (Эвенкия, озеро Виви.)
4. Что означает 1628 год в истории края? (Основание города Красноярска.)
5. Какой город Красноярского края называют лесной столицей? (Лесосибирск)
7. Кто является губернатором Красноярского края? (Лев Владимирович Кузнецов)
8.Великий русский живописец, мастер полотен «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы»? (Василий Иванович Суриков)
9. Двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира по вольной борьбе? (Ярыгин Иван Сергеевич)
Самостоятельно выполняют задания
Оказывают взаимопомощь и осуществляют самопроверку по слайдам
Слайд 22 презентации
5
VI
Коллективный просмотр мультфильмао Красноярском крае
Умение извлечь необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Организует просмотр мультфильма для повторения знаний по краеведению.
Внимательно смотрят и слушают мультфильм, запоминая информацию о крае. Она потребуется при ответе на вопросы викторины
Мультфильм «Красноярск»
2
VII
Викторина «Знатоки Красноярья»
Формирование интереса к предмету
Организует учащихся на выполнение викторины.
Объявляет итоги викторины.
Поздравление победителей.
Самостоятельно отвечают на вопросы викторины, осуществляют самопроверку, корректируют возможные ошибки
Электронная викторина
7
VIII
Итог урока
Осуществлять познавательную рефлексию
Подводит итог урока
– Что новое узнали на уроке?
– Что было интересно на уроке?
– А в чём были затруднения?
– Захотелось ли вам узнать ещё какую-нибудь информацию о нашем крае?
Чтение стихотворения
Красноярск – любимый край!
Звёзд побольше зажигай
В этом мы тебе поможем,
Твою славу – приумножим!
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям
Презентация слайды 23 - 26
3
Приложение 1.
Группа1
Географическое положение Красноярского края
– Перед вами карта России. Как вы думаете, где на карте располагается территория Красноярского края? (В районе реки Енисей.)
Красноярский край расположен практически посередине страны. Именно здесь, у озера Виви, находится географический центр России.
Енисей – одна из крупнейших рек в Сибири. Енисей – одна из самых длинных рек России. Её протяжённость от истоков составляет свыше четырёх тысяч километров. Десять таких рек смогли бы опоясать Земной шар по экватору.
Енисей является наиболее глубокой рекой в стране. Поэтому развито судоходство. По Енисею вывозят такие грузы, как: лес, бензин, продовольственные и промышленные товары.
На Енисее расположены Красноярская и Саяно-Шушенская гидроэлектростанции.
Природные богатства Красноярского края
Красноярский край является одной из наиболее обеспеченных природными ресурсами территорий России. В крае открыто более 6 тыс. месторождений полезных ископаемых. К важнейшим природным богатствам края относятся:
·нефть;
·газ;
·хвойные леса;
·железная руда;
·каменный уголь;
·золото;
·гранит, мрамор.
Край занимает первое место в России по запасам древесины, второе – по запасам гидроэнергетических ресурсов, третье – по запасам минерального топлива, по добыче золота одно из первых мест в России.
Группа 2
Дата образования Красноярского края – 7 декабря 1934 г.
В августе 1628 г. отряд казаков во главе с Андреем Дубенским основал Красноярск.
В своём послании царю воевода Андрей Дубенский писал :
«Место угоже , высоко и красно».
Видимо, от того «красного», то есть красивого места, и пошло название города :
Красный (красивый)
Яр (берег) - Красноярск.
Символы Красноярского края: Герб Красноярского края, Флаг Красноярского края.
Губернатор Красноярского края - Кузнецов Лев Владимирович
Группа 3
Красноярский край простирается от берегов Северного Ледовитого океана до гор Южной Сибири.
Протяжённость территории с севера на юг почти 3000 км.
Территория Красноярского края – 2339,7 тыс. кв. км, или 13,8% всей территории страны.
На территории края в окрестностях озера Виви (Эвенкия) расположен географический центр России.
Красноярский край занимает первое место в России по запасам древесины, второе - по запасам гидроэнергетических ресурсов, третье – по запасам минерального топлива.
Красноярский край имеет богатые культурные традиции. Далеко за пределами края известны ансамбль народного танца Сибири имени М. С. Годенко. На красноярской земле родились и жили выдающиеся люди: художник В. И. Суриков, русский писатель В.П. Астафьев. В конце 80-х мировое признание получил красноярец Д. А. Хворостовский. Красноярский край – родина многих спортсменов: двукратного чемпиона мира по вольной борьбе И. Ярыгина, биатлонистки О. Пылёвой, основоположников отечественного альпинизма братьев Абалаковых.