Топливно – энергетический комплекс. Роль, значение и проблемы
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Топливно – энергетический комплекс. Роль, значение и проблемы.
1.
Димитрова Татьяна Алексеевна
2.
МОУ СОШ № 2 г.Миллерово, Ростовской области
3.
Учитель
4.
География
5.
9 класс
6.
Тема:Топливно – энергетический комплекс. Роль, значение и проблемы Урок № 1.
7.
Базовый учебник Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. М., Дрофа, 2012.
8. Цель урока:Сформировать представления о ТЭК, топливно-энергетическом балансе, познакомить с особенностями, значением и проблемами комплекса.
9. Задачи:
- обучающие:формирование знаний о ТЭК, топливно-энергетическом балансе;
познакомить с особенностями, значением и проблемами ТЭК России;
-развивающие:формирование навыков работы со статистикой, тематическими картами; формирование навыков сравнительного анализа обеспеченности разных регионов России энергетическими ресурсами и возможностей их использования,
формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по изучаемой теме, формирование навыков использования информационных технологий.
-воспитательные:формирование навыков работы индивидуально (самостоятельно), в группе.
10. Тип урока:комбинированный урок с практико-ориентированным
подходом.
11.Формы работы учащихся:групповая, парная, индивидуальная
12.Необходимое техническое оборудование:проектор, компьютер, мобильный класс (возможна работа в компьютерном классе), карта: «Топливная промышленность».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Ход урока:
Ø Структура ТЭК.
Ø Взаимосвязь с другими межотраслевыми комплексами России.
Ø Значение, особенности, размещение ТЭК России, ее влияние на международные экономические отношения.
Ø Подведение итогов.
Рассказ учителя в форме беседы о формировании межотраслевых комплексов и лидерстве в российской экономике ТЭК. Структура ТЭК
1. Определение ТЭК;
2. Состав /структура ТЭК.
Взаимосвязь с другими межотраслевыми комплексами России.
3. Изучение роли ТЭК. Задание по ресурсу:
- Какова роль ТЭК в экономике России?
- Определите долю ТЭК России в мировой экономике.
- Какие страны, регионы заинтересованы в экономическом сотрудничестве с ТЭК России?
4. Топливно-энергетический баланс.
- Что называют топливно-энергетическим балансом?
- Как можно рассчитать топливно-энергетический баланс?
- Объясните понятие «единица условного топлива»;
- Чем характеризуется эффективность использования электростанции и энергосистемы?
- Почему коэффициент нагрузки не может быть равен 100%?
- Почему изменяется величина удельного расхода топлива?
5. Значение, особенности ТЭК России, ее влияние на международные экономические отношения.
6. Подведение итогов, домашнее задание.
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку
Приветствие учителя, подготовка к началу урока
1 мин.
2
Актуализация знаний
Определение темы, цели, задачи урока
Самостоятельно сформулируют тему и задачи урока
2 мин
3
Изучение нового материала
Предлагает план изучения
межотраслевого комплекса
Записывают план в тетрадь
2 мин.
Приложение 1
Рассказывает о значении и составе ТЭК, дает понятие топливно-энергетического баланса
Работают со схемой состава ТЭК, записывают определения в тетрадь
4 мин
Предлагает учащимся
изучить статистический материал, проанализировать структуру, запасы, добычу, и экспорт топливных ресурсов России.
Анализируют статистический материал
2мин
Задает вопросы:
1.Почему происходит снижение добычи нефти?
2.Из чего складывается приход и расход топлива и энергии?
Отвечают на вопросы,
3 мин
Приложение 2
Объясняет, что такое топливно-энергетический баланс.
Предлагает по уч. Д. с.79, рис 34 определить из чего складывается приходная и расходная части баланса.
Работают с учебником
Определяют задачи ТЭК
интерактивный тест
5 мин.
Задает вопросы:
1.Что можно сделать чтобы сохранить топливные богатства России?
2. Как учащиеся школ могут помочь в этом?
Отвечают на вопросы
2мин.
4
Закрепление знаний
Приложение
3,4
Предлагает устно выполнить интерактивный тест
Самостоятельно решают тесты
8 мин.
5
Подведение итогов
Комментирует ответы и оценки учащихся.
2 мин.
6
Домашнее задание
Поясняет домашнее задание.
1 мин.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР